Карачи, Пакистан — Малала Юсуфзай (Malala Yousafzai), пакистанская девушка, выступающая в поддержку мира и права женщин на образование, получила Нобелевскую премию мира спустя два года почти день в день после того, как боевики Талибана пытались ее убить.
Малала разделила эту премию с индийским активистом Кайлашем Сатьярти (Kailash Satyarthi), присужденную им за «их борьбу против угнетения детей и молодых людей и за права детей на образование», как заявили представители Нобелевского комитета в пятницу, 10 октября.
Малала, которой сейчас всего 17 лет, стала самым молодым лауреатом Нобелевской премии в истории. Премьер-министр Пакистана Наваз Шариф (Nawaz Sharif) поздравил ее и назвал ее «гордостью Пакистана».
Несмотря на внимание мировой общественности, юная защитница прав женщин на образование в своей родной стране подвергается насмешкам гораздо чаще, чем слышит похвалу. За последние два года активисты правого крыла и сторонники теорий заговора наводнили социальные сети разного рода утверждениями, в которых они обвиняли ее во всех возможных преступлениях, от сотрудничества с ЦРУ до симуляции ранений и клевете на Пакистан.
В целом, пакистанское телевидение отреагировало на присуждение Малале Нобелевской премии весьма положительно, поздравив ее с таким достижением, однако сообщения об этом событии оказались довольно короткими, быстро уступив место репортажам о непрекращающихся политических протестах во главе с оппозиционным лидером Имраном Ханом (Imran Khan) и теологом Тахиром уль-Кадри (Tahir ul Qadri).
«Как она смогла получить премию мира? Я не понимаю этого. Она предала Пакистан и ислам, — говорит Умаир Хан (Umair Khan), владелец магазина в Карачи. — Она высмеяла тот образ жизни, которого придерживались люди, жившие по законам шариата 800 лет назад. Она на 99,9% агент ЦРУ. Вся ее история основана на лжи».
Заговор и критика
Малала получила Нобелевскую премию мира спустя ровно два года и один день после того, как 9 октября 2012 года в пакистанской долине Сват боевики Талибана остановили школьный автобус, приказали ей выйти из него, а затем открыли огонь. Пакистанские талибы обвиняли ее в проведении «клеветнической кампании» против этой группировки.
Малала прославилась благодаря своему анонимному дневнику, опубликованному BBC, в котором она рассказала о жизни в долине Сват и учебе в школе в тот период, когда в этом районе бесчинствовали пакистанские талибы. Она стала героиней видеорепортажа New York Times, и правительство Пакистана даже вручило ей награду, после того как она начала публично выступать в поддержку права женщин на образование с конца 2009 года.
Теории заговора вокруг Малалы циркулировали в течение нескольких лет еще до того, как боевики Талибана напали на нее. В 2010 году Малала посетила мероприятие с участием Ричарда Холбрука (Richard Holbrooke), который тогда занимал пост специального представителя США в Афганистане и Пакистане, что привело к появлению множества слухов о ее сотрудничестве с американским правительством.
По результатам опроса общественного мнения, проведенного центром Pew в рамках проекта Global Attitudes , только 14% пакистанцев относятся к США благосклонно. За последнее десятилетие рейтинг одобрения США в Пакистане достиг максимального уровня в 2006 году и составил всего 27%.
Критика резко усилилась после покушения на Малалу в 2012 году. Ее противники обвиняли ее в том, что она симулировала ранения, чтобы добиться сочувствия со стороны иностранных государств — это было очень похоже на тот эпизод, когда в 2005 году бывший военный диктатор Первез Мушарраф (Pervez Musharraf) обвинил женщин в том, что они выдумывали истории о насилии над ними, чтобы получить канадские визы.
Гнев по отношению к Малале укрепился после публикации ее дневника, когда авторы многих колонок в правых изданиях обиделись на нее за упоминание в нем весьма спорных законов о богохульстве, действующих в Пакистане. Согласно пакистанским законам, богохульные высказывания против пророка Мухаммеда являются преступлением, караемым смертной казнью.
Представители одной школьной ассоциации в родной провинции Малалы сообщили в январе, что они запретят ее книгу.
«Она оказала положительное влияние»
Однако некоторые жители Пакистана поддерживают молодую активистку. «Малала начала борьбу в таком юном возрасте. Эта награда должна стать предметом гордости для жителей Пакистана. Она оказала положительное влияние на наших детей», — говорит Кулсум Фазаль (Kulsoom Fazal), владелец салона красоты в Карачи.
Мошарраф Заиди (Mosharraf Zaidi), руководитель кампании за улучшение качества образования в Пакистане, гордится наградой Малалы, называя ее «удивительным моментом для Пакистана, для пакистанских девушек». Согласно результатам исследования, проведенного Европарламентом, Пакистан занимает второе место в мире по количеству детей, не обучающихся в школах, и в начальную школу там попадают только 54% девочек.
Однако г-н Заиди придерживается пессимистического взгляда в вопросе о влиянии этой награды. «Вероятно, мы наблюдаем удивительный момент для системы образования, однако все случится не потому, что страна, в которой родилась Малала, не начнет действовать, потому что она получила Нобелевскую премию, — объяснил он. — Я опасаюсь, что наша страна усложнит ситуацию, потому что это событие лишь усугубит нашу национальную незащищенность».
В 2013 году Малала рассказала ООН, что боевики, которые стреляли в нее и ее друзей, «думали, что пули заставят нас замолчать, но они не смогли».
«Из этой тишины раздались тысячи голосов. Террористы думали, что смогут изменить мои цели и умерить мои амбиции. Но, несмотря на их стремления, в моей жизни все осталось по-прежнему. Изменилось только одно: во мне умерли слабость, страх и безнадежность. На их место пришли сила, мощь и мужество».
Малала стала вторым гражданином Пакистана, получившим Нобелевскую премию. Первым был доктор Абдус Салам (Abdus Salam), который получил Нобелевскую премию по физике в 1979 году за вклад в открытие бозона Хиггса. Его достижения редко упоминаются в пакистанской прессе из-за его религиозных убеждений: он был членом исламской секты Ахмадийя, которую в Пакистане считают еретической. Вандалы даже изуродовали его могильный камень, чтобы стереть с него слово «мусульманин».
У Малалы и Салама есть много общего: несмотря на их любовь к родной стране и Нобелевскую премию, в Пакистане их имена являются причиной споров и разногласий.