Сочи — «Лучше бы они по местным горным серпантинам проехались, чем по Олимпийскому парку», — говорит водитель, который встретил меня в сочинском аэропорту. Речь идет о пожаловавших в город-курорт пилотах «королевы автоспорта», как именуют в спортивном мире «Формулу-1». Местом проведения первого в истории Гран-при России стал Олимпийский парк, на территории которого спустя полгода после завершения зимних Игр-2014 вырос «Сочи Автодром».
Первый российский гонщик в истории Ф-1 Виталий Петров в интервью Русской службе Би-би-си говорит, что сочинская трасса представляет собой нечто среднее между традиционным автодромом и городской трассой — как, например, в Монте-Карло. «Уличные трассы всегда немного сложные, отличаются от настоящих трасс тем, что у пилотов практически нет права на ошибку. Допускаешь грубую ошибку — разбиваешь машину», — объясняет Петров.
В Сочи бывший гонщик «Рено» и «Катерхэма» представляет команду «Мерседес», за которую он выступает сейчас в чемпионате DTM — немецкой гоночной серии кузовных автомобилей. Виталий Петров считает, что Формула-1 становится все более и более популярной в России
Кроме того, Петров — лицо российского этапа, как и непосредственный участник сочинского этапа Даниил Квят. 20-летний уфимец, представляющий итальянскую «Торо Россо», со следующего сезона сменит в «Ред Булле» четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля. По словам Виталия Петрова, успехи российских гонщиков во многом способствовали приходу «Формулы-1» в Россию. Прежние попытки организовать этап — в частности, в Москве и Подмосковье — оказывались неудачными.
«Наверное, до этого президент и другие не особо хотели или не думали, что «Формула-1» популярна в России. И правда, она не была настолько популярна раньше, чтобы ее сюда привозить, хотя телевизионная аудитория, конечно, была большая. На тот момент мы бы просто зря построили автодром и теряли бы деньги. Понятно, что Олимпиаду все смотрят, «Евровидение» — тоже, теперь пришла, видимо, очередь Ф-1», — полагает автогонщик.
Поддержка Бьянки
Сочинский этап чемпионата мира проходил на фоне трагедии недельной давности, когда во время Гран-при Японии пилот российской команды «Маруся» Жюль Бьянки врезался в эвакуатор и получил травмы головы. Состояние француза врачи до сих пор оценивают как «стабильно тяжелое».
За несколько часов до начала гонки моим неожиданным попутчиком по гольф-кару, который направлялся из гостиницы на трассу, оказался немецкий пилот «Заубера» Адриан Сутиль. Именно болид Сутиля после аварии в Японии убирал эвакуатор в момент вылета с трассы Бьянки. «Конечно, нам всем тяжело. Наши мысли сейчас с Жюлем, поэтому делать свою работу сложнее, чем обычно. Однако мы остаемся профессионалами и должны показать в гонке все самое лучшее, на что способны», — признался Сутиль.
Перед тем, как сесть за руль, все гонщики-участники Гран-при в знак поддержки Бьянки встали в круг и обнялись. На мониторах, установленных вдоль трассы, появилось их обращение к коллеге: «Мы все вместе с тобой, Жюль». Зрители на трибунах встретили такой жест пилотов аплодисментами.
Однако, как рассказал москвич Алексей Осипов, ему и его друзьям организаторы не разрешали пронести на свой сектор самодельный баннер со словами поддержки в адрес Бьянки. «Нас не пускали с флагами, хотя во всей Формуле-1, в других странах это приветствуется. В итоге разрешили, но мы долго воевали на входе, флаги пытались отобрать, — говорит Осипов, — На трибуне воспринимали по-разному. Дело в том, что здесь на трибунах мало именно таких болельщиков, которые всегда следят за Формулой-1. Большинство приехало, потому что гонка в России. Многие просили убрать флаг, потому что он им мешал».
Санкции и «много полиции»
По словам организаторов, на трибунах «Сочи Автодрома» в день гонки собралось 55 тысяч человек. При этом, как заявил ранее промоутер российского Гран-при Сергей Воробьев, иностранных болельщиков — около 10%. Обычно у Формулы-1 есть большая группа фанатов, которые ездят с этапа на этап. В Сочи, очевидно, приехали не все.
На трибунах было много россиян, но мало иностранцев До того, как подняться на трибуну, пытаюсь найти на территории Олимпийского парка гостей из-за рубежа, но сделать это непросто. Наконец, слышу незнакомую речь. Оказывается, четверо молодых людей, объездивших почти все этапы в ежегодном календаре «Формулы-1», приехали из Латвии.
«Главное отличие (этапа в Сочи — прим. ред.) — много полиции, — говорит Вестурс Спила, — В других местах особо ничего не проверяют, а здесь надо проходить несколько раз через контроль. Бросается в глаза, что здесь нет иностранцев. Говорили, что 10% процентов, но кажется, что даже меньше. Мы из-за возможных санкций даже сделали страховку, чтобы в случае чего получить деньги за билеты обратно».
За несколько недель до сочинского этапа все чаще можно было услышать призывы лишить Россию права проведения Гран-при в дополнение к санкциям со стороны Евросоюза и США, однако босс «Формулы-1» Берни Экклстоун уверенно заявлял, что на такой шаг никто идти не собирается.
Ровно четыре года назад, 14 октября 2010 года, Экклстоун подписал контракт на проведение гонок в России при непосредственном участии Владимира Путина, который на тот момент занимал пост премьер-министра. В воскресенье Экклстоун и Путин вместе наблюдали с трибуны за гонкой.
На то, что в Сочи чересчур повышенные меры безопасности, сетует в беседе со мной еще один иностранный гость — аргентинец Карлос Майер, который организует поездки своих соотечественников на гонки Формулы-1 по всему миру. В Россию Карлос привез группу из 22 человек.
«Мы лишь вынуждены принимать такие правила игры. Полагаю, многие не поехали сюда из-за того, что Украина совсем рядом. Мы слышали, что самолетам приходится делать крюки, чтобы облетать приграничную территорию. Так получилось, что конфликт на Украине начался уже после того, как мы приобрели билеты, поэтому выбора ехать или не ехать в Россию у нас уже не было», — говорит Карлос.
Праздник для местных
Жительница Сочи Раиса Мартакова говорит мне, что после Олимпиады старается ничего не пропускать из того, что проходит в городе. «Такие события бывают не очень часто. Это вообще уже другой город, с другим сознанием. Я — человек советских времен, который ничего не видел, а сейчас мы — в центре мира, весь мир на нас смотрит. Думаю, все временные неудобства, которые мы, сочинцы, претерпевали, компенсируются сполна», — рассказывает Раиса.
Очень много болельщиков из краевого центра — Краснодара. Андрей со школьной скамьи профессионально занимается картингом. «Долго ждал этого. Думаю, наши власти созрели провести такой вид спорта в России. Это дорогой вид спорта. Россия просто внимания не обращала, а потом провели Олимпиаду и появилось подходящее место», — полагает он.
Есть и зрители из других регионов. Гость из Ижевска рассказывает, что приехал с семьей отдыхать и заодно приобрел билеты на Формулу-1, но, говорит, «цены в кафешках очень уж дорогие». Иду к точкам общепита проверять. Универсальная цена — 250 рублей — почти на все наименования: хот-дог, попкорн, кусок пиццы, вареники и блины с разной начинкой.
На трибуне, на которой сидел я, болельщики особой активностью во время гонки не отличались. Реагировали преимущественно на действия Квята, разочарованно выдохнув, когда россиянин пропустил сразу двух соперников и откатился на 14-ю строчку. На ней Квят в итоге и финишировал, хотя после удачной квалификации стартовал с пятого места.
Еще одно оживление на трибуне — на сей раз в виде аплодисментов — вызвало появление на мониторе Владимира Путина. Именно президент России вручил главный трофей первому в истории победителю сочинского Гран-при, британцу Льюису Хэмилтону.
Пилот «Мерседеса» увеличил до 17 очков преимущество в общем зачете над партнером по команде, немцем Нико Росбергом, который стал в Сочи вторым. Судьба чемпионского титула решится в трех оставшихся гонках — в Остине, Сан-Паулу и Абу-Даби.
«Рев моторов — просто фантастика, — говорит мне на выходе из Олимпийского парка Дмитрий из Подмосковья. — Конечно, по телевизору все лучше видно, а здесь ты не видишь всю трассу, но хотя бы один раз в жизни на «Формулу-1» нужно съездить обязательно».
Промоутеры «Гран-при России» в следующем году хотят организовать в Сочи гонку в ночное время. Контракт на проведение гонок «Формулы-1» в России рассчитан на семь лет.