15 сентября Лаура идет в четвертый класс средней школы. В отличие от большинства других европейских детей, ее каникулы длятся очень долго, почти три месяца. Если бы она жила в Финляндии, то приступила бы к занятиям более чем на две недели раньше. Но за длинные каникулы придется расплачиваться большим количеством учебных часов: 1050 в год, в то время как у финских детей продолжительность занятий составит 856 часов.
Лауре придется выполнять и больше домашних заданий. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 4-м классе средней школы испанские учащиеся тратят 6,5 часа в неделю на приготовление домашних заданий. Кроме того, в отличие от огромного большинства соседних стран, существует большая вероятность того, что к 15 годам у них уже будет опыт второгодничества (одной трети учеников пришлось через это пройти хотя бы один раз).
Но к Лауре это не относится, она прилежная ученица, которая надеется закончить среднюю школу с отличием. При этом около 20% испанских учеников окончат школу, не почив аттестата зрелости. В Финляндии при сохранении нынешней тенденции не окончат среднюю школу лишь 5% учащихся. В Южной Корее наблюдается та же картина: второгодников там нет, и почти все ученики заканчивают школу с хорошими оценками.
Какой должна быть хорошая образовательная система? Чему должны обучаться школьники? Каждая страна разрабатывает свое собственное школьное образование, пытаясь дать ответы на эти вопросы. И некоторые оказываются более успешными, исходя из международных оценок и показателей успеваемости учащихся. Но все нужно рассматривать в конкретном контексте. Пример Испании свидетельствует о том, что лучшие результаты достигаются не путем увеличения количества учебных часов. Помимо большого числа неуспевающих (26,5% в 2011 году), доклады Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) указывают на застой в развитии системы, показатели которой ниже средних среди 65 изученных стран.
В последнем докладе PISA наша страна стоит на 33-м месте, получив 484 балла по изучению математики – главного предмета оценок – по сравнению со средним показателем в 494 балла в 65 странах. Но при этом Испания добилась определенных успехов в изучении других наук, заняв 29 место и получив 496 баллов, а также в понимании текста (31-е место, 488 баллов). В целом, успеваемость испанских учащихся осталась практически на том же уровне, что и десять лет назад. А с учетом постоянных законодательных зигзагов и недавнего сокращения ассигнований на образование многие воспитатели считают «успехом» уже то, что не стало хуже.
Тем не менее, «застой в образовании» характерен не только для Испании. Аналогичная ситуация наблюдается в таких европейских странах, как Швеция, Великобритания и Германия, в то время как азиатские страны показывают небывалый подъем. Франция, чья система образования всегда предоставляла равные возможности и исторически пользовалась высоким авторитетом, также оказалась в категории «ни лучше, ни хуже», хотя ее показатели выше, чем у Испании. Начиная с 2000 года, она занимает чуть более высокое положение среди стран ОЭСР (23-е место из 65). Но, несмотря на это, результаты успеваемости несколько снизились. В период с 2003 по 2012 год, как следует из доклада PISA, Франция опустилась на 16 баллов по знанию математики и пониманию текста. Но при этом добилась того, что все большее число учащихся заканчивают среднюю школу.
Различные правительства пытались осуществить реформы в сфере образования, в первую очередь, методического и кадрового, а не законодательного характера, чтобы французское образование вновь обрело ту славу, которая его окружала в 90-е годы. Если бы наша школьница Лаура была француженкой, то не была бы сильно перегружена домашними заданиями, а сами занятия в школе были бы более короткими и с большими интервалами.
Если говорить о положительных чертах, то Испания выстроила единообразную систему образования, причем в значительно большей степени, чем Германия и США. Но проблема в том, что это единообразие охватывает прежде всего низшие слои этой системы. Согласно докладу PISA, опубликованному в 2013 году, в Испании мало учеников с блестящими результатами, но зато много со средними и плохими.
Лаура относится к категории учеников с блестящими показателями. В отличие от Финляндии и, тем более, Южной Кореи, для Испании это исключение. В первых двух странах, по данным PISA, высокий процент учеников с отличной успеваемостью и очень низкий – с плохой. Согласно последнему докладу, наилучшие результаты были отмечены в Корее. Более высокие показатели имелись только в четырех китайских городах, но ни в одном из государств. Успеваемость корейских учащихся составляет в среднем 554 баллов, что на 60 баллов выше среднего показателя ОЭСР. А это, в свою очередь, означает опережение Испании почти на два учебных года.
Это достаточно похожие системы, если говорить о результатах, но добиваются он их разными путями. «Южная Корея и Финляндия являют собой пример того, как единообразие и высокие результаты взаимно дополняют друг друга», – завил Хавьер Бонал, преподаватель педагогики и международного развития в Автономном университете Барселоны, когда был опубликован последний доклад PISA. Бонал подчеркивает, что в Финляндии все ученики средней школы изучают одни и те же предметы (хотя могут брать что-то и по выбору) и их не подразделяют по уровням знаний, исходя из того, что любой учащийся – при необходимой поддержке – в состоянии закончить среднюю школу. Кроме того, они почти не остаются на второй год, а в Южной Корее такая возможность вообще не предусмотрена. Недавно принятый закон Конституционный закон об улучшении качества образования совершенно правильно предлагает достаточно быстро разделить учеников средней школы на два уровня по математике в соответствии с их успеваемостью. Он также предусматривает перевод учеников с очень низкой успеваемостью, достигших 14 лет, в профессионально-технические училища, при условии согласия на это их родителей. Высокие результаты в Южной Корее обусловлены тем, что успеваемость учащихся находится под усиленным контролем, а родители платят немалые деньги за дополнительные занятия и репетиторов. Там учеников распределяют по группам в соответствии с их способностями. Южнокорейские учащиеся посвящают много времени чтению. Изо всех стран ОЭСР наименьшее количество часов на занятиях проводят финские ученики, хотя они и делают домашнее задание.
В одной из мировых держав – США – положение дел в области образования отличается от стран с высокими показателями, которые упоминаются в докладе PISA. «Если отталкиваться от цифр, то я бы сказал, что у США великолепная образовательная система, но там за все надо платить. Неравенство там остается основной проблемой, а меритократия обладает большим весом», – подытоживает Лола Гарсия-Ахофрин (Lola García-Ajofrín), журналистка и автор блога 'Gigantes de la educación', посвященного мировым образовательным системам. Это огромная страна с очень многоплановой образовательной системой. Частное финансирование играет в ней ключевую роль: на 31% она финансируется из частных источников, что почти в два раза больше, чем средний показатель в странах ОЭСР (16%), но это напрямую отражается на равных возможностях доступа к ней, которых добились Испания, Финляндия и Южная Корея. «В недавнем исследовании, проведенном 26 экспертами по заказу фондов Atlantic Philanthropies и Open Society Foundations, утверждается, что афроамериканских студентов с ограниченными возможностями здоровья выгоняют с занятий несоразмерно чаще, чем белых. Нечто подобное наблюдается и в отношении детей латиноамериканского происхождения. Кроме того, 43% детей латиноамериканского происхождения и 38% детей афроамериканцев посещают школы «высокой степенью сегрегации», где эти меньшинства составляют от 90% до 100% учащихся, согласно исследованию в области прав человека, проведенному Университетом Калифорнии», – отмечает в этой связи Гарсия-Ахофрин. Как указывается в докладе PISA, по этому показателю США отстают от Испании и находятся на 36 месте. «Посредственность» американской образовательной системы, тем не менее, разительно отличается от престижа университетов США, занимающих ведущие позиции во всех мировых рейтингах и выпускающих большое число высококвалифицированных научных сотрудников. Вопросам равенства возможностей во время учебы пока не уделяется первостепенное значение.
Решительные меры в этом направлении предпринимает правительство Бразилии, где наблюдается большое неравенство в области образования, и значительную роль, как и в США, играет частная инициатива. В докладе PISA Бразилия упоминается как страна, где достигнуты наиболее заметные достижения в вопросах образования. Хотя ее показатель и остается ниже среднего (58-е место), но, начиная с 2003 года, система образования постоянно улучшается.
Если бы Лаура жила в Бразилии, то сейчас бы для нее уже прошла половина учебного года, и она с нетерпением ожидала бы зимних школьных каникул. Вполне возможно, она поступила бы в государственный институт, как это сделали 83% из 50,5 миллиона учащихся страны. В Испании этот показатель равен 70%. В возрасте 15 лет она могла бы выбрать, в какую смену ей учиться: с утра, во второй половине дня или вечером, а количество учебных часов у нее составляло бы всего 800 в году, что значительно меньше, чем в Испании. Но при этом следует отметить, что у нее было бы и гораздо меньше возможностей окончить среднюю школу.
Несмотря на значительное успехи бразильского образования за последнее десятилетие, стране еще предстоит предпринять немалые усилия по борьбе с безграмотностью и отсутствием возможностей для продолжения образования. Мария Вьетес (María Vieites), руководитель проектов для Латинской Америки в Институте Natura (некоммерческой организации, способствующей – вместе с органами власти и другими компетентными структурами – улучшению образования в Бразилии), поясняет, что только 58% учеников заканчивают среднюю школу. Неравенство особенно бросается в глаза, если учесть социально-экономическое расслоение: среднее образование получают менее 30% детей из малообеспеченных семей, в то время как в наиболее богатых семьях этот показатель составляет 85%.
Вьетес указывает, что ее внимание привлекло то, как образование влияет на политическую повестку дня. «В конце июня президент Дилма Русеф одобрила национальный план развития образования, в соответствии с которым через пять лет предполагается выделять на нужды образования 7% ВВП, а в течение десяти лет довести этот показатель до 10%», – говорит она. Несмотря на то, что лишь 17% бразильцев в возрасте от 18 до 24 лет учатся в высших учебных заведениях, в течение десяти лет – с 2002 по 2012 год– число студентов вузов увеличилось вдвое, достигнув семи миллионов.
Бразильская модель в целом не самая лучшая, но внутри нее предпринимаются значительные усилия по введению системы обязательного образования для всего населения. «Хорошая система образования создается не в одночасье, чтобы что-то получилось, надо поработать», – считает Андреас Шлейхер (Andreas Schleicher), руководитель группы экспертов, готовивших доклад PISA. Эта мысль вполне применима в Испании, чья система образования, наверное, не идеальная, однако смотреть прежде всего стоит на тенденцию развития. В прошлом году ОЭСР провела оценку знаний по математике и способности понимания текста в 24 промышленно развитых странах среди людей в возрасте от 16 до 65 лет. Испания заняла предпоследнее место по пониманию текста и последнее по математике. На противоположном полюсе оказались Япония, Финляндия и Голландия. Но если присмотреться повнимательнее, то окажется, что по наиболее молодым возрастным группам показатели Испании улучшаются. Люди в возрасте от 16 до 24 лет приближаются к средним показателям исследуемых стран. Хотя они все еще отстают от молодежи других стран, это разрыв значительно сократился. Например, испанцы в возрасте от 55 до 65 лет получили на 32 балла ниже средней оценки по математике, в то время как в возрастной группе от 16 до 24 лет этот разрыв составляет 16 баллов. Таким образом, на все изменения необходимо время. А в Испании обязательное среднее образование для лиц в возрасте до 16 лет было введено позже, чем в других странах.
Экономист и эксперт по вопросам образования Хорхе Калеро (Jorge Calero) вспоминает, что до 1970 года образование было доступно далеко не всем. Обязательное образование распространялось лишь на детей в возрасте до десяти лет. Кроме того, во многих местностях государственные школы полностью не обеспечивали все потребности в образовании, значительная часть населения не могла оплатить обучение в частных школах, а посещаемость занятий контролировалась очень слабо. «Таким образом, мы имеем целую группу людей зрелого возраста, которые либо не получили образования, либо получили его в недостаточном объеме», – утверждает Калеро. Это, по всей видимости, и является одной из основных причин отставания Испании в сфере образования. Калеро, который был также директором Совета по оценке системы образования Каталонии (Consell d’Avaluació del Sistema Educatiu de Catalunya), подчеркивает, что испанские учащиеся в возрасте 15 лет получают в докладах PISA более высокие оценки, чем взрослые. Таким образом, налицо улучшение ситуации. Начиная с 1970 года, вводится обязательное среднее образование. Обязательное среднее образование распространяется уже на детей в возрасте до 14 лет. Испания пришла к этому в 1970 году, через десять лет после того, как большинство европейских стран ввели обязательное среднее образование для лиц в возрасте до 16 лет.
Конституционный закон об упорядочении образовательной системы Испании начал применяться с 1990 года, а полностью он вступил в силу к 2002 году. До того времени среднее образование не обязательно распространялось на всех лиц, достигших 16 лет. То ест Испания исторически оказалась в невыгодном положении.
В том же самом докладе PISA, где речь идет об образовательном уровне взрослых, есть страна, которая находится на уровне ниже среднего (конечно, не на таком, как Испания), но при этом достигшая выдающихся результатов в образовании. Всего за одно поколение Южной Корее удалось очень существенно повысить образовательный уровень населения за счет примерно тех же самых приемов, благодаря которым финская система образования считается одной из лучших в мире.
Педагог и профессор Хавьер Мелагрехо (Xavier Melgarejo) раскрывает причины этого успеха в своей книге «Спасибо, Финляндия» (Gracias, Finlandia). Эта страна выделяет на образование не больше денег, чем ее соседи – шведы и датчане – но финские ученики оказываются лучше подготовленными. «Они грамотно инвестируют», – пишет Мелагрехо в своем труде, выделяя три главных принципа системы образования: строгий отбор и подготовка преподавательского состава; участие общества и семьи и всеобщий доступ к культурным ценностям. Что касается первого принципа, то для поступления на педагогический факультет абитуриенты должны иметь в основном отличные оценки в аттестате зрелости, полученном по окончании средней школы. В ходе вступительных экзаменов предлагается написать комментарий к тексту, выполнить тестовое задание по математике, совместимости и умения работать с людьми, а также артистическим способностям. В случае успешной сдачи экзаменов молодые люди зачисляются на педагогический факультет, где учатся в течение четырех лет, как и в Испании. Кроме того, им необходимо пройти практику в специализированных школах и написать дипломную работу. После успешного завершения всех этих этапов они начинают преподавать. Лучшим учителям поручают первые и вторые классы начальной школы, а также наиболее трудные классы. В силу этого профессия учителя считается одной из самых уважаемых и престижных в стране.
В Южной Корее средняя зарплата учителей считается довольно высокой по сравнению с остальными: 39 тысяч евро в год (без налоговых отчислений), в то время как в странах ОЭСР она составляет 31 тысячу евро. Речь идет об очень уважаемой и одной из самых востребованных профессий в системе образования. В Южной Корее лишь 5% выпускников удается получить работу в школе. Среди наиболее успевающих учеников выбирают особо одаренных, чтобы дать им особое образование, создать своего рода учительскую элиту, которая задавала бы тон всему педагогическому процессу. Следует отметить при этом, что учителя средних классов начальной школы не столь хорошо подготовлены.
В Испании не проводятся дополнительные экзамены для поступления на педагогические факультеты. Единственными автономными областями, которые выдвинули дополнительные требования, стали Мадрид и Каталония. Кандидаты на должность учителя должны были получить повышенные оценки на конкурсных экзаменах по языку.
Новый закон об образовании, в соответствии с которым начинается нынешний учебный год, не охватывает многие из этих вопросов. О результатах можно будет судить в среднесрочной перспективе, но кто знает, может быть, тогда в Испании будет принят уже новый закон об образовании (к настоящему моменту их уже семь).
ЮЖНАЯ КОРЕЯ
Инвестиции в образование (% ВВП): 5,2
Количество часов в начальной школе: 703
Базовая зарплата преподавателя: 39 тысяч евро в год
Количество учеников в классе: 20-30
Доля частных расходов в общенациональных: 27,3%
США
Инвестиции в образование (% ВВП): 5,4
Количество часов: 958
Средняя зарплата преподавателя: 34300 евро в год
Количество учеников в классе: 20-30
Доля частных расходов в общенациональных: 22%
ФИНЛЯНДИЯ
Инвестиции в образование (% ВВП): 6,8
Количество часов в начальной школе: 683
Базовая зарплата преподавателя: 30 тысяч евро в год
Количество учеников в классе: 20
Доля частных расходов в общенациональных: 2,4%
ФРАНЦИЯ
Инвестиции в образование (% ВВП): 5,68
Количество часов в начальной школе: 847
Базовая зарплата преподавателя: 25 тысяч евро в год
Количество учеников в классе: 20-30
Доля частных расходов в общенациональных: 7%
ИСПАНИЯ
Инвестиции в образование (% ВВП): 4,58
Количество часов в начальной школе: 875
Базовая зарплата преподавателя: 30 тысяч евро в год
Количество учеников в классе: 25-34
Доля частных расходов в общенациональных: 12%
БРАЗИЛИЯ
Инвестиции в образование (% ВВП): 5,8
Количество часов: 900
Базовая зарплата преподавателя: 15 тысяч евро в год
Количество учеников в классе: 20-35
Частные расходы: 15%