В прошлый раз я писал об украинском кризисе и российской военной промышленности. Тогда я подчеркнул, что несмотря на то, что Россия зависит от военной промышленности Украины, она способна избавиться от этой зависимости.
В настоящее время российские СМИ часто используют слово «импортозамещение». Изначально оно было обычным экономическим термином, но в последнее время стало часто употребляться в значении «производство в России украинских военных компонентов».
Ускорение импортозамещения вертолетов
Замещение приобрело особую важность в сфере вертолетостроения. Авиационная промышленность России может сама обеспечить себя такими компонентами, как фюзеляжи, двигатели, электронные приборы (некоторые компоненты при этом все же производятся на Украине: тормоза, дополнительные двигательные установки, тормозные парашюты), однако в сфере вертолетостроения ситуация другая.
Дело в том, что на большинство моделей вертолетов устанавливают газотурбинные двигатели TВ3-117, которые изготавливает украинское предприятие «Мотор Сич».
Следовательно, если сложится ситуация, при которой нельзя будет использовать украинские двигатели, российские вертолеты лишатся своего сердца.
Важность этих двигателей сложно переоценить. Во-первых, модель TВ3-117 устанавливается на большинство российских военных вертолетов, от транспортных до атакующих. Исключением являются только малые и сверхкрупные вертолеты.
Россия придает огромное значение вертолетам, поскольку они могут быстро перемещаться на большие расстояния и обеспечивать армии огневую поддержку с воздуха. В соответствии с программой модернизации к 2020 году российские войска должны получить 1000 машин. Если поставка двигателей будет прервана, этот проект потерпит крах.
Во-вторых, вертолеты являются одним из главных направлений российского авиационного экспорта.
Вертолеты российского производства пользуются огромной популярностью во всем мире благодаря большой функциональности, простоте обслуживания и дешевизне. Объем экспорта постоянно растет (в последнее время их стали использовать страны Латинской Америки, а также Ирак, столкнувшийся с угрозой «Исламского государства»).
США также приобрели российские вертолеты и передали их правительству Афганистана с целью усиления антитеррористических мер. Иногда они даже становятся дипломатическим инструментом.
Одна треть от объемов производства при СССР
Поскольку увеличился спрос на внешнем и внутреннем рынках, в последнее время Россия стала производить более 300 вертолетов в год. В советское время в год производилось около 900 машин, поэтому можно сказать, что сейчас Россия производит одну треть от советских объемов.
Однако если не будет двигателей, ничего не получится. Из-за санкций, связанных с украинским кризисом, вертолетный завод в Улан-Уде теперь не может импортировать немецкое оборудование. Таким образом, эффект санкций стал ощущаться и в этой сфере.
В этих условиях Россия начала развивать импортозамещение.
В российских военных вертолетах Mи-28Н и Ka-52 уже используются собственные двигатели ВК-2500, сделанные на основе TВ3-117. Для транспортно-штурмовых вертолетов Mи-8АМТШ также будут разработаны новые двигатели (дополнительные двигательные установки также производили на Украине, но теперь их будут делать в России).
Кроме того, на многоцелевые вертолеты Ми-38, массовое производство которых начнется в будущем году с прицелом на зарубежный и российский рынки, планируется установить полностью российский ВК-3000 или двигатель производства американской PW. Это значит, что Россия не будет зависеть от силовых установок украинского производства.
Проблема здесь следующая: сможет ли национальное производство покрыть растущий спрос? В октябре «Объединенная двигателестроительная корпорация» опубликовала информацию о том, что в этом году она произведет 161 двигатель TВ3-117 и 65 двигателей ВК-2500.
В общей сложности получается 226 силовых установок, однако большинство вертолетов оснащаются двумя двигателями, поэтому этого хватит только на 100 с небольшим вертолетов. Как я упомянул ранее, в последние годы Россия производит около 300 вертолетов в год, поэтому неизбежно возникнет нехватка двигателей.
В связи с этим основной вопрос заключается в том, сможет ли Россия увеличить объемы производства ВК-2500 и ВК-3000.
По информации ОАО «ОДК», в 2012 году подготовка к производству ВК-2500 началась в Санкт-Петербурге. Корпорация рассчитывает, что в 2015 году здесь будут производить 120 двигателей в год, а в 2018 году — 500 штук.
Если россиянам удастся так же активно развернуть производство ВК-3000, то к 2020 году Россия сможет обеспечивать себя необходимым количеством силовых установок.
Выход на второе после США место благодаря разработке новых технологий
Тем не менее до этого времени РФ будет испытывать нехватку двигателей, и проблема состоит в том, сможет ли она преодолеть эти трудности.
Глава «ОДК» Александр Михеев неоднократно выражал заинтересованность в продолжении сотрудничества с украинской «Мотор Сич». Действительно, для того, чтобы выполнить обязательства по контрактам, подписанным за последние несколько лет, он вынужден сотрудничать с этой компанией.
В результате прекращения сотрудничества с российскими предприятиями «Мотор Сич» также будет вынуждена бороться за выживание. Поэтому до сих пор поступают сообщения о том, что некоторые компоненты военного назначения продолжают продавать в Россию, несмотря на июньский запрет президента Украины Петра Порошенко.
Поскольку и на военных, и на гражданских вертолетах используются практически одинаковые двигатели, сложно определить, какие из них предназначены для военных целей, а какие нет. Возможно, Украина пользуется этим, продолжая экспортировать двигатели в Россию.
Еще одна проблема заключается в конкурентоспособности российских вертолетов в долгосрочной перспективе. После развала СССР доля российских вертолетов на мировом рынке резко сократилась, и в последнее время Россия старается восстановить свои позиции.
При этом западные предприятия уже наладили производство беспилотных вертолетов с применением поворотных винтов нового поколения и новейших беспилотных технологий. Более того, они занимаются активными исследованиями в области разработки перспективных скоростных вертолетов.
В России же пока в основном производят традиционные вертолеты, и, несмотря на существование соответствующих проектов, передовые технологии пока остаются только на бумаге.
Для разработки новейших технологий необходимы огромные средства и мощная инфраструктура, поэтому российское правительство развивает инновационные проекты, модернизируя оборонную и авиа- промышленность, а также создавая систему для разработки этих технологий. Возможно, все это поможет России выйти на новый уровень технологического производства.