Неудивительно, что российская армия оказалась готова к операциям в Арктике лучше кого бы то ни было. Во время холодной войны СССР готовился к ведению боевых действий в этом регионе, в воздухе и на море. Эпоха ушла, но сохранились профессиональные навыки и военная техника, и Кремль остается обладателем арсенала смертоносного оружия. Вот пять видов оружейных систем, которые Россия сможет использовать для защиты своих интересов в Северном Ледовитом океане, если немыслимое все-таки произойдет.
Неудивительно, что российская армия оказалась готова к операциям в Арктике лучше кого бы то ни было. Во время холодной войны СССР готовился к ведению боевых действий в этом регионе, в воздухе и на море. Эпоха ушла, но сохранились профессиональные навыки и военная техника, и Кремль остается обладателем арсенала смертоносного оружия. Вот пять видов оружейных систем, которые Россия сможет использовать для защиты своих интересов в Северном Ледовитом океане, если немыслимое все-таки произойдет.
Для доступа к северным морям необходимы ледоколы, и Россия располагает самым большим флотом этих судов в мире. Таяние не уничтожает арктические льды, но делает движение больших масс льда более хаотичным. Улучшается доступ к Арктике, растет заинтересованность в эксплуатации богатств региона, льды же продолжают движение, поэтому ледоколы будут все чаще применяться в военных и гражданских целях и вскоре станут необходимым инструментом. Гражданские суда и военные корабли будут нуждаться в ледоколах для выполнения своих задач, и в обозримом будущем Россия остается лучше всех подготовлена для того, чтобы стать гарантом глобального доступа к Арктике.
Под эгидой гражданского агентства ядерной энергии Россия использует четыре атомных океанских ледокола. Эти суда имеют достаточно мощности и запаса хода для поддержки военных операций в Арктике. Есть у России немало ледоколов и с обычными силовыми установками. США, напротив, располагают всего лишь тремя ледоколами Береговой охраны и могут рассчитывать на несколько канадских кораблей.
Ледоколы обеспечивают России военный доступ к Арктике, которого нет больше ни у одной страны в мире. Это позволяет России пользоваться большой свободой при планировании военных действий и программ по добыче полезных ископаемых в полярном регионе.
На фото: ледоколы «Санкт-Петербург», «Мудьюг» и «Капитан Зарубин».
Для доступа к северным морям необходимы ледоколы, и Россия располагает самым большим флотом этих судов в мире. Таяние не уничтожает арктические льды, но делает движение больших масс льда более хаотичным. Улучшается доступ к Арктике, растет заинтересованность в эксплуатации богатств региона, льды же продолжают движение, поэтому ледоколы будут все чаще применяться в военных и гражданских целях и вскоре станут необходимым инструментом. Гражданские суда и военные корабли будут нуждаться в ледоколах для выполнения своих задач, и в обозримом будущем Россия остается лучше всех подготовлена для того, чтобы стать гарантом глобального доступа к Арктике.
Под эгидой гражданского агентства ядерной энергии Россия использует четыре атомных океанских ледокола. Эти суда имеют достаточно мощности и запаса хода для поддержки военных операций в Арктике. Есть у России немало ледоколов и с обычными силовыми установками. США, напротив, располагают всего лишь тремя ледоколами Береговой охраны и могут рассчитывать на несколько канадских кораблей.
Ледоколы обеспечивают России военный доступ к Арктике, которого нет больше ни у одной страны в мире. Это позволяет России пользоваться большой свободой при планировании военных действий и программ по добыче полезных ископаемых в полярном регионе.
На фото: ледоколы «Санкт-Петербург», «Мудьюг» и «Капитан Зарубин».
Но иногда проще вообще не связываться со льдом. Американский, советский и британский флоты во время холодной войны гонялись друг за другом по всей Арктике - бомбардировщики и подводные лодки выслеживали противника. Российский подводный флот располагает хорошим опытом действий в Северном Ледовитом океане и может опираться на старые советские базы.
Главным российским орудием атомного флота остается проект «Акула», чудовищная подводная лодка с впечатляющим арсеналом на борту. Хотя этот тип субмарин поступил на вооружение еще в 1980-х годах, лодка в состоянии эффективно выполнять роль противолодочного корабля, будь то подо льдом или в условиях открытой воды. Она грозный противник и для других кораблей, особенно с учетом того, что таяние льдов делает ее ракеты более опасными. Субмарина не столь бесшумна, как ее западные аналоги, но это она компенсирует размерами и оружием. В российском Северном флоте есть шесть таких подлодок, и они регулярно действуют подо льдом.
На фото: подводная лодка проекта 941 («Акула»).
Но иногда проще вообще не связываться со льдом. Американский, советский и британский флоты во время холодной войны гонялись друг за другом по всей Арктике - бомбардировщики и подводные лодки выслеживали противника. Российский подводный флот располагает хорошим опытом действий в Северном Ледовитом океане и может опираться на старые советские базы.
Главным российским орудием атомного флота остается проект «Акула», чудовищная подводная лодка с впечатляющим арсеналом на борту. Хотя этот тип субмарин поступил на вооружение еще в 1980-х годах, лодка в состоянии эффективно выполнять роль противолодочного корабля, будь то подо льдом или в условиях открытой воды. Она грозный противник и для других кораблей, особенно с учетом того, что таяние льдов делает ее ракеты более опасными. Субмарина не столь бесшумна, как ее западные аналоги, но это она компенсирует размерами и оружием. В российском Северном флоте есть шесть таких подлодок, и они регулярно действуют подо льдом.
На фото: подводная лодка проекта 941 («Акула»).
Несмотря на таяние льдов, применение авианосцев в Северном Ледовитом океане остается проблематичным, и это повышает значимость самолетов, базирующихся на наземных аэродромах. МиГ-31, быстрый перехватчик с большой дальностью полета, был разработан на базе МиГ-25. Действуя с авиабаз за Полярным кругом, он способен прикрыть большое пространство.
МиГ-31 разрабатывался для преследования и уничтожения американских бомбардировщиков при попытке преодолеть советскую воздушную оборону. МиГ-25 мог считаться лишь неплохим самолетом воздушного боя, но МиГ-31 с лучшей маневренностью и совершенными радарами в состоянии стать орудием завоевания господства в воздухе.
Противниками МиГ-31 должны стать новейшие самолеты 4,5 и 5-го поколений, но отсутствие наземных баз ограничивает их применение в Арктике. МиГ-31 развивает скорость в 2,83 Маха и обладает дальностью полета почти в 1500 километров. Россия располагает 200-ми такими самолетами – они распределены между флотом и ВВС – и модернизирует инфраструктуру для обслуживания арктических операций.
Несмотря на таяние льдов, применение авианосцев в Северном Ледовитом океане остается проблематичным, и это повышает значимость самолетов, базирующихся на наземных аэродромах. МиГ-31, быстрый перехватчик с большой дальностью полета, был разработан на базе МиГ-25. Действуя с авиабаз за Полярным кругом, он способен прикрыть большое пространство.
МиГ-31 разрабатывался для преследования и уничтожения американских бомбардировщиков при попытке преодолеть советскую воздушную оборону. МиГ-25 мог считаться лишь неплохим самолетом воздушного боя, но МиГ-31 с лучшей маневренностью и совершенными радарами в состоянии стать орудием завоевания господства в воздухе.
Противниками МиГ-31 должны стать новейшие самолеты 4,5 и 5-го поколений, но отсутствие наземных баз ограничивает их применение в Арктике. МиГ-31 развивает скорость в 2,83 Маха и обладает дальностью полета почти в 1500 километров. Россия располагает 200-ми такими самолетами – они распределены между флотом и ВВС – и модернизирует инфраструктуру для обслуживания арктических операций.
Ту-95 - один из самых старых самолетов, остающихся в строю. Как В-52, он летает совершенно не в тех стратегических условиях, о которых думали его создатели в 1950-х годах. Но, как и В-52, Ту-95 зарекомендовал свое качество и выполняет патрулирование над морем. Ту-95 и его морская версия Ту-142 чувствуют себя как дома в холодном, блеклом небе Арктики, где наземные базы далеко, а авианосцы непрактичны.
Классическая версия Ту-95 может нести противокорабельные крылатые ракеты и ракеты «земля-воздух». Ту-142 предназначен для операций против подводных лодок. Ту-95 обладает дальностью полета примерно в 5200 километров, поэтому он в состоянии действовать далеко от наземных авиабаз и авианосцев. Последнее хорошо для него, так как этот самолет не в состоянии уйти от современных истребителей. Как и в случае В-52, Ту-95 останутся на вооружении еще десятки лет, обеспечивая, в том числе, и контроль над морем.
Ту-95 - один из самых старых самолетов, остающихся в строю. Как В-52, он летает совершенно не в тех стратегических условиях, о которых думали его создатели в 1950-х годах. Но, как и В-52, Ту-95 зарекомендовал свое качество и выполняет патрулирование над морем. Ту-95 и его морская версия Ту-142 чувствуют себя как дома в холодном, блеклом небе Арктики, где наземные базы далеко, а авианосцы непрактичны.
Классическая версия Ту-95 может нести противокорабельные крылатые ракеты и ракеты «земля-воздух». Ту-142 предназначен для операций против подводных лодок. Ту-95 обладает дальностью полета примерно в 5200 километров, поэтому он в состоянии действовать далеко от наземных авиабаз и авианосцев. Последнее хорошо для него, так как этот самолет не в состоянии уйти от современных истребителей. Как и в случае В-52, Ту-95 останутся на вооружении еще десятки лет, обеспечивая, в том числе, и контроль над морем.
В Арктике нет больших участков суши, нет густонаселенных городов. Холодный климат делает даже крупные острова непригодными для жизни. В таких условиях армия полагается не на многочисленные подразделения бронетанковых войск, а на небольшие, подвижные и хорошо вооруженные группы.
Российский спецназ давно проходит подготовку на случай боевых действий в Арктике. Во время холодной войны эти подразделения готовились атаковать объекты НАТО в Норвегии, на Фарерских островах, в Исландии и в других северных районах. Недавно Россия усилила подготовку сил спецназа на случай войны в Арктике. Подводные лодки, самолеты и корабли могут перевозить этих солдат, чья деятельность будет заключаться в захвате и удержании недоступных участков, нарушении коммуникаций и проведении разведки. Спецназ может выполнять и поисково-спасательные операции для помощи гражданским объектам.
В Арктике нет больших участков суши, нет густонаселенных городов. Холодный климат делает даже крупные острова непригодными для жизни. В таких условиях армия полагается не на многочисленные подразделения бронетанковых войск, а на небольшие, подвижные и хорошо вооруженные группы.
Российский спецназ давно проходит подготовку на случай боевых действий в Арктике. Во время холодной войны эти подразделения готовились атаковать объекты НАТО в Норвегии, на Фарерских островах, в Исландии и в других северных районах. Недавно Россия усилила подготовку сил спецназа на случай войны в Арктике. Подводные лодки, самолеты и корабли могут перевозить этих солдат, чья деятельность будет заключаться в захвате и удержании недоступных участков, нарушении коммуникаций и проведении разведки. Спецназ может выполнять и поисково-спасательные операции для помощи гражданским объектам.
Наследие холодной войны хорошо подготовило Россию к боевым действиям в Арктике. Основными задачами сегодня могут считаться поддержание своих ржавеющих самолетов и ледоколов в боеспособном состоянии и разработка эффективной смены для них. Нынешнее финансовое состояние России, усугубленное падением цен на нефть и западными санкциями, затрудняет стратегическое преобразование вооруженных сил. Однако, если изменения климата продолжатся – что предсказывают многие модели – задачи и ответственность российской армии в Арктике только увеличатся.
Роберт Фарли - внештатный профессор в Patterson School of Diplomacy and International Commerce. Его работы посвящены морским делам, военной доктрине и национальной безопасности. Он пишет для Lawyers, Guns and Money, Information Dissemination и The Diplomat. Его Twitter: @drfarls.
Наследие холодной войны хорошо подготовило Россию к боевым действиям в Арктике. Основными задачами сегодня могут считаться поддержание своих ржавеющих самолетов и ледоколов в боеспособном состоянии и разработка эффективной смены для них. Нынешнее финансовое состояние России, усугубленное падением цен на нефть и западными санкциями, затрудняет стратегическое преобразование вооруженных сил. Однако, если изменения климата продолжатся – что предсказывают многие модели – задачи и ответственность российской армии в Арктике только увеличатся.
Роберт Фарли - внештатный профессор в Patterson School of Diplomacy and International Commerce. Его работы посвящены морским делам, военной доктрине и национальной безопасности. Он пишет для Lawyers, Guns and Money, Information Dissemination и The Diplomat. Его Twitter: @drfarls.