Глава правления «Газпром-Медиа» Михаил Лесин ушел в отставку «по семейным обстоятельствам». Об этом в пятницу со ссылкой на пресс-службу «Газпрома» сообщил «Интерфакс». Его преемником на этом посту стал Дмитрий Чернышенко, возглавляющий холдинг Volga Group «друга Путина» Геннадия Тимченко, ранее руководивший заявочным комитетом «Сочи-2014». Эксперты не верят в добровольную отставку Михаила Лесина: по данным издания Forbes, решение о его отставке было принято еще неделю назад, причем принимал его лично Владимир Путин.
«Ведомости» сообщают, что Лесин записал заявление «по собственному желанию, по семейным обстоятельствам» еще 12 декабря, и оно было принято председателем совета директоров «Газпром-Медиа» Алексеем Миллером. 19 декабря об этом решении сообщили топ-менеджерам кампании. Примечательно, что 17 декабря Лесин ушел с поста председателя совета ассоциации «Индустриальный комитет по телеизмерениям» (ИКТ).
Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов высказался против отставки Михаила Лесина, заявив, что это «несвоевременно перед трудным годом и утверждением бюджета». Ранее Михаилу Лесину и коллективу радиостанции удалось погасить конфликт, связанный с увольнением журналиста «Эха Москвы» Александра Плющева.
По данным источников издания Forbes, отставка Лесина связана с тем, что у него испортились отношения с владельцем «Национальной Медиа Группы» Юрием Ковальчуком. Одной из возможных причин конфликта называют идею Лесина о создании национального телеизмерителя, которой были недовольны руководители крупнейших российских телеканалов Константин Эрнст (Первый канал) и Олег Добродеев (ВГТРК). Об отставке Михаила Лесина говорит обозреватель Forbes Елизавета Сурганова:
— Есть множество версий, некоторые из них кажутся более основательными и правдоподобными, некоторые — нет. Я не думаю, что отставка Лесина может быть связана с конфликтом вокруг «Эха Москвы» (как об этом написал телеканал «Дождь»). Мне кажется, что это слишком мелкая история для человека его масштаба, чтобы его сняли из-за конфликта с Венедиктовым, тем более так удачно разруленного. При всем моем уважении к Алексею Венедиктову, я не думаю, что это его «заслуга». Михаил Лесин развернул довольно активную деятельность на рынке в последний год. Я думаю, что было много недовольных этим. Хотя когда я общалась с игроками медиаиндустрии, практически все говорили, как хорошо, что он вернулся (Михаил Лесин возглавил «Газпром-Медиа» осенью 2013 года, вернувшись в медиаиндустрию после продолжительного перерыва, — прим. РС), что он есть, что он консолидирует индустрию. Я думаю, что его довольно активные движения в этом направлении могли оставить много кого недовольными. Есть версия, что главы телеканалов — «Первого канала» Константин Эрнст, ВГТРК Олег Добродеев и НТВ Владимир Кулистиков — были не очень довольны созданием нового комитета по телеизмерениям.
Телеизмерения и рейтинги — это главная валюта на рынке. Поэтому это ключевой момент для всей телеиндустрии. Первый канал много лет позиционирует себя как канал, который не пользуется рейтингами TNS, не считает их точными и пользуется собственными рейтингами. И это была всегда такая принципиальная позиция. И тут пришел Лесин, и вроде как все каналы стали объединяться, чтобы выбрать новый измеритель, которым мог бы стать тот же самый TNS. Комитет был создан, вся эта история была запущена, но тендер так и не был подведен, его итоги не были подведены. Там довольно странная была история в начале декабря, когда должны были объявить победителя, а потом объявили, что тендер вообще отменяется. Потом сняли, объявили, что тендер не отменяется, а откладывается, а потом глава этого комитета ушел в отставку. Меня эта история отдельным образом заинтересовала. Может быть, действительно, было какое-то недовольство. Говорят о недовольстве Юрия Ковальчука, который, как известно, является одним из главных людей на нашем медиарынке, — полагает Елизавета Сурганова.
СМИ также обращают внимание, что отставка Лесина произошла после того, как Минюст США обнародовал данные о его американском имуществе: по мнению сенатора Роджера Викера, Михаил Лесин — владелец нескольких домов в Калифорнии, и это может противоречить антикоррупционным законам США и законам о борьбе с отмыванием денег. Комментируя эту информацию, Лесин заявил, что дома «принадлежат его детям, которые брали для их покупки кредиты в банках, и пообещал найти автора этой заказухи».
О возможных причинах отставки Михаила Лесина говорит медиааналитик Игорь Яковенко:
— Я думаю, что причин отставки Лесина две. Во-первых, это те скандалы, которые связаны с его имуществом за рубежом, в США. Как часть элиты он не национализировался, несмотря на то, что такое указание давал Путин. Он очень уязвим для скандалов, для того чтобы быть скомпрометированным. Но думаю, что даже не это главная причина. А главная причина, что Лесин — это, безусловно, враг российской прессы, но враг очень умный, самостоятельный, неординарный.
Лесин, в отличие от подавляющего большинства серых чиновников, которые составляют путинское окружение, всю путинскую вертикаль, человек чрезвычайно самостоятельный, способный на поступки, способный на членораздельную речь, на самостоятельные действия. И не раз он уже выламывался из этой вертикали. Лесин ввязался в скандал с «Эхом Москвы», говорил какие-то слова. Он живой человек, в отличие от тех мертвецов, которые в основном составляют вертикаль. Я не думаю, что надо жалеть об уходе Лесина, потому что Лесин — это человек, чрезвычайно много зла причинивший российской журналистике и российским СМИ. Просто тот, кто придет вместо него, будет значительно хуже, — считает Игорь Яковенко.
Преемником Лесина на этом посту стал Дмитрий Чернышенко. Он возглавляет холдинг VolgaGroup «друга Путина» Геннадия Тимченко, раньше руководил заявочным комитетом «Сочи-2014». Достижения Чернышенко на прежних местах работы изучила обозреватель Радио Свобода Елена Рыковцева:
— Дмитрий Чернышенко вырос в Сочи. Там до сих пор живут его родители. Учился в Москве на программиста. С конца 80-х — в рекламном бизнесе, в частности, вместе с коллегами создал первые рекламные ролики компании МММ, когда она еще занималась не пирамидами, а продажей компьютеров, потом возглавлял рекламные агентства, становился вице-президентом Российской ассоциации рекламных агентств, по роду своей деятельности — рекламный телевизионный бизнес — давно был знаком с Михаилом Лесиным.
В середине двухтысячных рекламное агентство Дмитрия Чернышенко Sportime стало получать заказы на продвижение неких спортивных проектов, типа «Лыжня Россия», «Кросса наций» и даже пафосного Moscow Challenge, с огромным призовым фондом в 2 миллиона долларов, шапками Мономаха в виде наград победителям, лучшими атлетами мира в качестве участников, но оказавшегося при этом коммерчески провальным. Этот свой спортивный проект Чернышенко связывает с именем Вячеслава Фетисова, который тогда возглавлял Госкомспорт.
Не исключено, что именно Фетисов познакомил Чернышенко с президентом Путиным. Потом он занялся более серьезными вещами, уже по прямым поручениям Владимира Путина. В 2004-м ему предложили возглавить кампанию за проведение зимних Олимпийских игр в Сочи. А в 2005-м он вместе с Вячеславом Фетисовым начал создавать Евроазиатскую хоккейную лигу. Это была именно идея Путина — объединить в ней команды стран бывшего СССР и Европы.
В 2007-м Дмитрия Чернышенко подвинули из хоккейного бизнеса, и он целиком сосредоточился на олимпийском — к этому времени он официально стал председателем оргкомитета Олимпийских игр. Пресса отнеслась к этому назначению весьма скептически. Журнал «Коммерсант-Власть» тогда писал: «Во главе олимпийского оргкомитета всегда стоял весьма весомый человек. В Китае это член президиума ЦК КПК, в той же Великобритании — лорд Коу. В России же, несмотря на присутствие в олимпийских органах значимых имен и высоких чинов, председателем оргкомитета назначается Дмитрий Чернышенко, основное поле деятельности которого — пиар. Эта его должность — лишь вывеска, дань традиции. Потому что сочинские Игры проводятся никаким не оргкомитетом, а государственными органами, во главе которых стоит Владимир Путин». Чернышенко никогда не скупился на похвалы и открытую лесть в адрес Путина: «Сочи-2014 никогда не смогли бы быть здесь сегодня, если бы не поддержка, видение и страсть Владимира Путина», говорил он в Гватемале, где рассматривалась сочинская олимпийская заявка. Он часто находился рядом с Путиным. По рассказам журналистов кремлевского пула, в 2008-м он присутствовал на встрече Путина с Бушем в Бочаровом Ручье, где тот, глядя на карту Красной Поляны, где было написано «Лаура», якобы всерьез спрашивал, почему это место назвали именем его жены. Чернышенко так же серьезно пытался было объяснить, что совпадение чисто случайное, но Путин эту версию не поддержал: "Лаура" в горах появилась специально в честь вашей супруги», — веселился он.
Дмитрий Чернышенко достаточно успешно справлялся со своей пиаровской работой. В 2009-м он остроумно заявил, что главное достижение его структуры в последние годы состоит в том, что мир уже научился отличать слово «Сочи» от слова «суши».
По окончании сочинской Олимпиады Чернышенко блистательно посрамил всех, кто утверждал, что игры разоряют страну: «Игры имели колоссальный коммерческий успех, — уверенно объявил он. — Итоговые цифры будут только через год, после заключительного этапа аудиторской проверки. Однако уже можно говорить, что прибыль составила около 5 миллиардов рублей».
Когда игры закончились, Дмитрий Чернышенко стал управляющим активами бизнесмена Геннадия Тимченко, давнего друга Владимира Путина. Считалось, что это был приз от Путина за успешно проведенную Олимпиаду. А поскольку Геннадий Тимченко, ко всему прочему, возглавляет совет директоров КХЛ, логично, что Дмитрия Чернышенко вернули в хоккей, в руководство Континентальной хоккейной лиги.
Это его назначение произошло только что, в начале декабря. И вот теперь спустя пару недель, его призывают руководить еще и холдингом «Газпром-Медиа». Взамен Лесина. Одного своего пиарщика меняют на другого. Этот, видимо, кажется им надежнее.
«Газпром-Медиа», который покидает Михаил Лесин, — крупнейший медиахолдинг России. Дочерняя структура «Газпромбанка» контролирует телеканалы НТВ, ТНТ, НТВ-Плюс, радиостанции «Эхо Москвы», «Сити-FM» и другие. После покупки «ПрофМедиа» контролирует телеканалы ТВ-3, «Пятница» и 2х2. Радиостанции «Авторадио», «Юмор-FM» и кинокомпанию «Централ Партнершип».