У Белоруссии появился шанс спрыгнуть с нефтегазовой российской иглы. Рецессия и встряска институтов России толкает нас к диверсификации экономики и снижению зависимости от восточного соседа. Речь не идет о небольшой кратковременной корректировке. Внешние обстоятельства, состояние институтов России, качество экономической политики Кремля — все эти факторы создают новую, во многом уникальную ситуацию. Ее корректнее сравнивать не с кризисом 2008/2009 гг. или дефолтом 1998 г. В негативном сценарии в России могут произойти события и явления, схожие с началом 1990-х. Это очень болезненный сценарий для Белоруссии.
Переход из точки «А» (тотальная зависимость от российского рынка) в точку «Б» (диверсификация страновых рисков) требует системного подхода и отказа от экономической модели ЗАО «Беларусь». Из кризиса есть два полярных выхода. Первый — это вход в российские политические и правовые институты. К нему склоняет нашу страну Кремль. Второй — создание скандинавских институтов развития и роста в Белоруссии. Они были бы привлекательны для российского, украинского, европейского и, в первую очередь, для белорусского бизнеса.
Россия капут
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 15 января 2015 г. признался: «Старая энерго-сырьевая модель исчерпана. Она не может дать ни устойчивого роста, ни стимулов для инвестиций в реальное производство». Зато она генерирует долги, неплатежи, банкротства и резкое снижение уровня жизни.
Цена барреля нефти 30-40 долларов — это удар по ВВП России силой в 7-10% ВВП. Еще 3% ВВП экономика потеряет из-за падения цен на газ. К концу 2015 г. тысяча кубометров газа может стоить ~200 долларов. Санкции, коррупция, отток капитала и приостановка инвестиционных проектов могут отнять от российской экономики еще 3-4% ВВП.
Экономика России в 2,1 триллиона долларов (2013) за бурный 2014-й год в долларах сократилась почти на половину. И это были только цветочки. Ягодки начнут созревать в этом году. Вотчина Кремля может потерять еще 300-400 миллиардов долларов. Российские власти слишком долго не выносили сор из своей избы. Вот она и превратилась в помойку у нефтегазовой заправки.
С начала 2014 г. рубль обесценился более чем вдвое. Свободное падение продолжается, превращая некогда солидную зарплату в одну тысячу долларов в скромные 450-500 долларов. И это не предел падения, если Кремль решит вбросить для стимулирования экономики несколько триллионов рублей под программы импортозамещения и развития инфраструктуры. Курс 90-100 рублей за доллар к концу 2015 г. — это всего лишь 50-процентная девальвация по сравнению с нынешней ценой российского рубля.
Потеря десятков миллиардов долларов — это удар по бюджету, валютному рынку и, конечно, по банкам. Глава российского «Сбербанка» считает возможным «масштабнейший» банковский кризис, если цены на нефть надолго застрянут на уровне 45 долларов за баррель. Кого-кого, а Германа Грефа паникером не назовешь.
Чтобы не допустить складывания экономики как карточного домика, Кремль будет спасать банки и крупные промышленные предприятия. Россию накроет волна национализации. На ней, как известно, продолжат зарабатывать олигархи, номенклатурные начальники и силовики. Для них законы не писаны. Они — сами себе закон, в том числе в отношении допуска товаров на рынки. Так что Россия, как партнер ЕАЭС, станет еще более протекционистской и агрессивной во внешнеторговой политике со своими соседями.
Россияне потеряли десятки миллиардов долларов своих сбережений. Разрушение накоплений инфляцией и девальвацией продолжится. Российские чиновники в очередной раз залезут в карманы пенсионеров. Министр финансов РФ Антон Силуанов анонсировал новый раунд пенсионной реформы. Это значит, что всецело поддерживающие Владимира Путина пенсионеры в очередной раз заплатят за ошибки своих политических кумиров.
Суверенный рейтинг России вот-вот станет мусорным. Ее госдолг не вызывает опасений, но вместе с обязательствами коммерческого сектора валютные долги составляют около 700 миллиардов долларов. Совсем недавно это было только 35% ВВП, но к концу 2015 года с учетом девальвации и рецессии это может быть близко к 80% ВВП. Правительство не будет спасать всех — денег не хватит. Так что Россию ждет резкий рост числа банкротств банковских и нефинансовых коммерческих организаций.
Белоруссия — double капут!
До белорусских властей, тем более до населения, еще не дошло, что нас ждет в 2015 году из-за глубокого российского кризиса. Что бы ни делал Нацбанк, Совмин и Администрация президента, они могут лишь минимизировать убытки, издержки и продолжительность кризиса белорусской экономической модели. По иронии судьбы ее основные краеугольные камни разрушаются как раз в год подписания договора о создании Евразийского экономического союза.
В этом году мы будем проходить не пик кризиса, а лишь входить в него. Апогей будет в 2016 году. Наступает время расплаты за тотальное торгово-инвестиционное и энергетическое прилипание к России. Она богатела — и Белоруссия богатела вместе с ней. Сейчас она резко обеднела — и мы не подготовили запасные, альтернативные источники благополучия и роста.
Беларусь больше не может рассчитывать на 12-15% ВВП энергетического гранта России. Дай бог, чтобы получить хотя бы 5% ВВП. Александр Лукашенко будет стараться договориться с Кремлем о реструктуризации долга и получении очередной порции кредитов. Терпящие бедствие российские банки и бюджет будет очень сложно раскрутить даже на один миллиард долларов помощи союзнику по ЕАЭС. Высока вероятность того, что они выведут значительную часть своих денег из Белоруссии в Россию.
Резво начавшаяся стройка белорусской АЭС грозит перейти в режим долгостроя. Газпрому будет не до шика и инвестиционной экспансии. Интеграционные сделки по приватизации, скорее всего, также будут отложены. Белоруссия будет настаивать на продаже активов по «старым» ценам, на что российские потенциальные покупатели однозначно выразят свое «фе».
Чтобы понять, до какого уровня может упасть товарооборот между нашими странами, стоит вспомнить объемы торговли в начале нефтяного бума. В 2004 г. экспорт товаров в Россию составлял 6,5 миллиарда долларов, импорт из России — 11,1 миллиарда долларов. Это значит, что по сравнению с пиковым 2013 г. сокращение экспорта в Россию может составить 8 миллиардов долларов, импорта — до 10 миллиардов долларов.
Столь драматичное сокращение торговых отношений с Россией — удар по белорусскому валютному рынку, бюджету и занятости. Ценовой шок на рынке нефти внесет существенные коррективы в белорусский экспорт в Евросоюз. В 2015 г. мы можем потерять 3-4 миллиарда долларов. Шансы на диверсификацию торговли в условиях кризиса близки к нулю. Экспорт на Украину ограничен нестабильностью гривны, низкой покупательной способностью и платежной дисциплиной.
На уровне предприятий нас ждет резкий рост лишней занятости в промышленности и АПК и болезненное сокращение загрузки производственных мощностей (до 20-30%). Поскольку практически все госпредприятия работают на заемном капитале, то при его высокой стоимости и падении спроса больше половины промышленных предприятий будут иметь чистые убытки, перестанут платить по своим обязательствам перед частным сектором и усилят давление на правительство с целью получения оборотного капитала, дотаций или гарантированного госзаказа.
Чтобы удержаться на плаву, коммерческие организации вынуждены будут сокращать зарплату. Высока вероятность оплаты, по меньшей мере, части зарплаты в товарах. С учетом динамики курса Br-рубля, легко предсказуемо сокращения валютной выручки и прямых иностранных инвестиций. К концу 2015 г. зарплата в эквиваленте 300 долларов будет считаться нормальным заработком.
Если правительство не откажется от порочной практики замораживания цен, то волна банкротств и убытков накроет розничную торговлю еще быстрее, чем промышленность. Инвестиции в строительство недвижимости вынуждены будут пройти испытание шоком резкого снижения платежеспособного спроса. Отрабатывать валютные кредиты в условиях высокой девальвации и снижения экономической активности смогут далеко не все.
На уровне бюджета страны правительство вынуждено будет сократить или заморозить большую часть государственных программ. Жесткая экономия придет в АПК, ЖКХ и даже в органы госуправления.
Недополучение 15-20% доходов в реальном выражении поставит перед властями страны сложную дилемму: печатать деньги, раздавать их предприятиям и мириться с высокой инфляцией и девальвацией до курса Br20-22 тысячи за один доллар или урезать инвестиционные, социальные и потребительские расходы.
Правительство будет пытаться продать евробонды, приватизировать что-то «ненужное» и, конечно, увеличить налоговую нагрузку на тех, кто, по мнению властей, слишком богат и имеет дорогую недвижимость.
Настроения в коммерческом секторе будут упадническими, атмосфера в правительстве нервной и дерганой. Населению тоже будет не до веселья. Тревога за банковские вклады, страх потерять работу и не расплатиться с кредитами будут нейтрализовываться традиционным антистрессовым набором: чарка, шкварка, дача и воспоминания об отдыхе в далекой стране, где все было включено. Пора перерезать пуповину от старой модели. Она больше не дает жизнь. Она ее только забирает.