Вильгельм Брассе был фотографом Освенцима. Он был узником, но выжил, потому что фотографировал других жертв. 31 августа 1940 года Брассе попал в лагерь Освенцим-Биркенау. Польского солдата, пытавшегося бежать через Бещады в Венгрию и затем во Францию, поймали вместе с другими военными. Отец Брассе был австрийцем, мать – полькой. Нацистский офицер вручил ему документ. Ему предложили подписать его и стать немцем, вступить в Вермахт. Тогда он стал бы свободным. Но Брассе хотел остаться поляком. В 23 года он стал узником № 3444.
На фото: Вильгельм Брассе в 2006 году.
Вильгельм Брассе был фотографом Освенцима. Он был узником, но выжил, потому что фотографировал других жертв. 31 августа 1940 года Брассе попал в лагерь Освенцим-Биркенау. Польского солдата, пытавшегося бежать через Бещады в Венгрию и затем во Францию, поймали вместе с другими военными. Отец Брассе был австрийцем, мать – полькой. Нацистский офицер вручил ему документ. Ему предложили подписать его и стать немцем, вступить в Вермахт. Тогда он стал бы свободным. Но Брассе хотел остаться поляком. В 23 года он стал узником № 3444.
На фото: Вильгельм Брассе в 2006 году.
На фото:
Нельзя забыть: Брассе всегда вспоминал 14-летнюю польку Чеславу Квоку. На снимке, сделанном в его студии, кажется, что девочка не совсем понимает, куда она попала. Перед тем, как был сделан снимок, смотрительница ударила девочку палкой, и из ее губы пошла кровь. Однако в ее глазах по-прежнему гордость и неверие.
На фото:
Нельзя забыть: Брассе всегда вспоминал 14-летнюю польку Чеславу Квоку. На снимке, сделанном в его студии, кажется, что девочка не совсем понимает, куда она попала. Перед тем, как был сделан снимок, смотрительница ударила девочку палкой, и из ее губы пошла кровь. Однако в ее глазах по-прежнему гордость и неверие.
Обер-шарфюрер Бернхард Вальтер, бывший штукатур из баварского Фюрта, сидит перед ним и задает вопросы о закрепителе и технике увеличения. Это собеседование. Эсэсовец Вальтер вежлив, корректен, разговаривает почти что с уважением.
Национал-социалисты ищут фотографа. Брассе занимался фотографией у своего дяди в Катовице. Фотостудия специализировалась на портретной съемке. Брассе умеет снимать, ретушировать, ставить свет на портретную съемку, при помощи чего черты лица человека отображаются в более выгодном свете. Его рабочим местом становится блок 26, фотостудия регистрационной службы.
На фото:
Свадьба в Освенциме: по заданию нацистов Вильгельм Брассе делал в лагере и свадебные фотографии. 18 марта 1944 года в лагере Аушвиц-Биркенау работавший на администрацию заключенный Рудольф Фримель женился на Маргарите Феррер. В центре – их маленький сын Эди, или Эдуард. Паре разрешили вместе провести брачную ночь в лагере. Затем Маргарита Феррер уехала назад в Вену. А Фримель вернулся к своей функции оберкапо в Аушвице.
Обер-шарфюрер Бернхард Вальтер, бывший штукатур из баварского Фюрта, сидит перед ним и задает вопросы о закрепителе и технике увеличения. Это собеседование. Эсэсовец Вальтер вежлив, корректен, разговаривает почти что с уважением.
Национал-социалисты ищут фотографа. Брассе занимался фотографией у своего дяди в Катовице. Фотостудия специализировалась на портретной съемке. Брассе умеет снимать, ретушировать, ставить свет на портретную съемку, при помощи чего черты лица человека отображаются в более выгодном свете. Его рабочим местом становится блок 26, фотостудия регистрационной службы.
На фото:
Свадьба в Освенциме: по заданию нацистов Вильгельм Брассе делал в лагере и свадебные фотографии. 18 марта 1944 года в лагере Аушвиц-Биркенау работавший на администрацию заключенный Рудольф Фримель женился на Маргарите Феррер. В центре – их маленький сын Эди, или Эдуард. Паре разрешили вместе провести брачную ночь в лагере. Затем Маргарита Феррер уехала назад в Вену. А Фримель вернулся к своей функции оберкапо в Аушвице.
На фото:
Нервный убийца: Эсэсовец Максимилиан Грабнер внушал страх. Он был начальником политического отдела. Когда Брассе делал его портрет, то уже знал, кто был перед ним и что ему нужно сделать хорошую фотографию. Брассе говорил с ним, как с клиентами в фотостудии: «Пожалуйста, садитесь, и пожалуйста, не нервничайте так». Его начальник, обер-шарфюрер Вальтер, должно быть, тоже дрожал от страха. Ведь жизнь его фотографа была в опасности. Брассе предложил Грабнеру подумать о его родных Альпах. Позже фотограф рассказывал: «На этой фотографии он выглядит человечным, выражение его глаз не такое, как на известных нам снимках – на них у него жестокие глаза убийцы, им он в действительности и был».
На фото:
Нервный убийца: Эсэсовец Максимилиан Грабнер внушал страх. Он был начальником политического отдела. Когда Брассе делал его портрет, то уже знал, кто был перед ним и что ему нужно сделать хорошую фотографию. Брассе говорил с ним, как с клиентами в фотостудии: «Пожалуйста, садитесь, и пожалуйста, не нервничайте так». Его начальник, обер-шарфюрер Вальтер, должно быть, тоже дрожал от страха. Ведь жизнь его фотографа была в опасности. Брассе предложил Грабнеру подумать о его родных Альпах. Позже фотограф рассказывал: «На этой фотографии он выглядит человечным, выражение его глаз не такое, как на известных нам снимках – на них у него жестокие глаза убийцы, им он в действительности и был».
На фото:
Не имена, а номера: Имена многих заключенных, чьи фотографии дошли до наших дней, неизвестны. На процедуру распознавания, где их снимали анфас, в профиль и со стороны, они приходили лишь с идентификационным номером.
На фото:
Не имена, а номера: Имена многих заключенных, чьи фотографии дошли до наших дней, неизвестны. На процедуру распознавания, где их снимали анфас, в профиль и со стороны, они приходили лишь с идентификационным номером.
Однажды перед ним оказывается 14-летняя Чеслава Квока. Брассе будет вспоминать о ней перед своей смертью. Девочка, видимо, не знала, что происходит. Она вела себя, как ни в чем не бывало. Смотрительница ударила ее палкой по лицу. Кровь начала течь по губе. Квока вытерла кровь перед началом съемки. Брассе нужно было сделать фотографии. Еще сегодня, на переданных снимках, видно, как девушка смотрит с фотокарточки растерянным взглядом. Она умрет 12 марта 1943 года.
На фото:
Добровольно в концлагерь: среди заключенных, которых фотографировал Брассе, был и Витольд Пилецкий. Пилецкий был одним из создателей «Тайной польской армии». У него был план сдаться в Освенцим и заняться организацией сопротивления изнутри. Так он позволил немцам себя арестовать. Ему удавалось отправлять сообщения из лагеря. Но он решил бежать, когда понял, что союзники не оказывают необходимой помощи. Побег удался и вошел в историю лагеря Аушвиц-Биркенау. Пилецкому удалось похитить документы немцев. Он передал информацию Армии крайовой и союзникам.
Однажды перед ним оказывается 14-летняя Чеслава Квока. Брассе будет вспоминать о ней перед своей смертью. Девочка, видимо, не знала, что происходит. Она вела себя, как ни в чем не бывало. Смотрительница ударила ее палкой по лицу. Кровь начала течь по губе. Квока вытерла кровь перед началом съемки. Брассе нужно было сделать фотографии. Еще сегодня, на переданных снимках, видно, как девушка смотрит с фотокарточки растерянным взглядом. Она умрет 12 марта 1943 года.
На фото:
Добровольно в концлагерь: среди заключенных, которых фотографировал Брассе, был и Витольд Пилецкий. Пилецкий был одним из создателей «Тайной польской армии». У него был план сдаться в Освенцим и заняться организацией сопротивления изнутри. Так он позволил немцам себя арестовать. Ему удавалось отправлять сообщения из лагеря. Но он решил бежать, когда понял, что союзники не оказывают необходимой помощи. Побег удался и вошел в историю лагеря Аушвиц-Биркенау. Пилецкому удалось похитить документы немцев. Он передал информацию Армии крайовой и союзникам.
На фото:
Три минуты: Брассе сделал для нацистов от 40 до 50 тысяч «полицейских снимков» других заключенных. На три снимка каждого заключенного – анфас, в профиль и с головным убором – у него было три минуты.
На фото:
Три минуты: Брассе сделал для нацистов от 40 до 50 тысяч «полицейских снимков» других заключенных. На три снимка каждого заключенного – анфас, в профиль и с головным убором – у него было три минуты.
Брассе фотографирует молодых людей, и он знает, что на следующий день они окажутся в газовой камере. Он говорит короткими предложениями – «будьте спокойны, здесь с вами ничего не произойдет».
Для узника Брассе живет в хороших гигиенических условиях. У сотрудников фотостудии есть хлеб, маргарин и сигареты, они спят в отдельном блоке. Но все-таки жестокость проникает и сюда. При помощи врачей.
На фото:
Риск: иногда Брассе удавалось сказать заключенному что-нибудь успокаивающее, но любая помощь была связана для него со страхом смерти – об этом быстро узнали бы капо, надзиратели из заключенных.
Брассе фотографирует молодых людей, и он знает, что на следующий день они окажутся в газовой камере. Он говорит короткими предложениями – «будьте спокойны, здесь с вами ничего не произойдет».
Для узника Брассе живет в хороших гигиенических условиях. У сотрудников фотостудии есть хлеб, маргарин и сигареты, они спят в отдельном блоке. Но все-таки жестокость проникает и сюда. При помощи врачей.
На фото:
Риск: иногда Брассе удавалось сказать заключенному что-нибудь успокаивающее, но любая помощь была связана для него со страхом смерти – об этом быстро узнали бы капо, надзиратели из заключенных.
На фото:
Маленькие жесты: иногда Брассе мог сунуть кому-нибудь сигарету – люди, работавшие в фотостудии, пользовались привилегиями.
На фото:
Маленькие жесты: иногда Брассе мог сунуть кому-нибудь сигарету – люди, работавшие в фотостудии, пользовались привилегиями.
На фото:
Садист с дружелюбной улыбкой: На этой фотографии изображен СС-обершарфюрер Вильгельм Богер. Именем Богера в концлагере Освенцим было названо орудие пыток, так называемые «качели Богера». Богер называл их «машиной разговора» (Sprechmaschine). Заключенного во время допроса переворачивали с ног на голову и на коленях вешали на железный прут. Этот снимок сделал один из коллег Брассе.
На фото:
Садист с дружелюбной улыбкой: На этой фотографии изображен СС-обершарфюрер Вильгельм Богер. Именем Богера в концлагере Освенцим было названо орудие пыток, так называемые «качели Богера». Богер называл их «машиной разговора» (Sprechmaschine). Заключенного во время допроса переворачивали с ног на голову и на коленях вешали на железный прут. Этот снимок сделал один из коллег Брассе.
На фото:
«Вежливый» и «любезный»: портрет немецкого фрача Йозефа Менгеле, который сделал Вильгельм Брассе. Молодой антропогенетик Менгеле ставил эксперименты на близнецах, карликах и цыганах. Вильгельм Брассе должен был его сфотографировать. Он заметил, как вежливо, почти по-дружески относился к нему врач с лицом мальчишки.
На фото:
«Вежливый» и «любезный»: портрет немецкого фрача Йозефа Менгеле, который сделал Вильгельм Брассе. Молодой антропогенетик Менгеле ставил эксперименты на близнецах, карликах и цыганах. Вильгельм Брассе должен был его сфотографировать. Он заметил, как вежливо, почти по-дружески относился к нему врач с лицом мальчишки.
Перед окнами фотостудии цвели фиалки. Кто-то посадил их здесь. Однажды Брассе их сфотографировал. Его начальник Бернхард Вальтер увидел снимки и велел: «Сделай 100 экземпляров». С любовью из Освенцима – эсэсовцы отправили эту сотню снимков домой.
Брассе выжил еще и потому, что фотокамера позволяла ему сохранять дистанцию. Он мыслил от задания к заданию. Незадолго до своей смерти в октябре 2012 года Вильгельм Брассе сказал Райнеру Энгельманну, опубликовавшему книгу «Фотограф Освенцима», что сохранить внутреннюю дистанцию ему помогли мысли о семье и христианская вера.
На фото:
Комендант Аушвица: на фотографии изображен Рихард Баер, комендант Аушвица, в мае 1944 года. Вильгельм Брассе сделал и его портрет. Фотограф подчеркнул его острые черты лица с помощью ярких ламп. Баер был доволен своим потретом. Брассе также ретушировал снимок, чтобы добиться результата, который точно пришелся бы коменданту по душе.
Перед окнами фотостудии цвели фиалки. Кто-то посадил их здесь. Однажды Брассе их сфотографировал. Его начальник Бернхард Вальтер увидел снимки и велел: «Сделай 100 экземпляров». С любовью из Освенцима – эсэсовцы отправили эту сотню снимков домой.
Брассе выжил еще и потому, что фотокамера позволяла ему сохранять дистанцию. Он мыслил от задания к заданию. Незадолго до своей смерти в октябре 2012 года Вильгельм Брассе сказал Райнеру Энгельманну, опубликовавшему книгу «Фотограф Освенцима», что сохранить внутреннюю дистанцию ему помогли мысли о семье и христианская вера.
На фото:
Комендант Аушвица: на фотографии изображен Рихард Баер, комендант Аушвица, в мае 1944 года. Вильгельм Брассе сделал и его портрет. Фотограф подчеркнул его острые черты лица с помощью ярких ламп. Баер был доволен своим потретом. Брассе также ретушировал снимок, чтобы добиться результата, который точно пришелся бы коменданту по душе.
На фото:
Ворота в ад: ворота концлагеря Освенцим. Чугунную надпись выковали заключенные, чья профессия оказалась полезной для нацистов – как и профессия Брассе.
На фото:
Ворота в ад: ворота концлагеря Освенцим. Чугунную надпись выковали заключенные, чья профессия оказалась полезной для нацистов – как и профессия Брассе.
На фото:
Прибытие в конечную точку: новоприбывшие заключенные должны выстроиться на платформе Освенцима – слева женщины и дети, справа – мужчины. Дата и автор этой фотографии неизвестны.
На фото:
Прибытие в конечную точку: новоприбывшие заключенные должны выстроиться на платформе Освенцима – слева женщины и дети, справа – мужчины. Дата и автор этой фотографии неизвестны.
На фото:
На платформе: после построения на платформе заключенные двигаются в сторону крематория в концлагере Освенцим. Дата снимка неизвестна.
На фото:
На платформе: после построения на платформе заключенные двигаются в сторону крематория в концлагере Освенцим. Дата снимка неизвестна.