Самая последняя пресс-конференция Папы Франциска, проведенная в понедельник на борту самолета на обратном пути из Манилы, стала еще одной сенсацией. Она породила пару мгновенных классических звуковых цитат, в том числе ответ на вопрос о том, почему католики не должны «размножаться как кролики», а также его заявление о желании закинуть пару коррумпированных бюрократов «туда, где не светит солнце».
Однако было еще два весьма интересных сообщения, которые как-то потерялись в общей массе, и оба они важны для понимания того, что является все более и более характерной черной этого Папы, а именно — его ощущение срочности.
Одно из этих ценных сведений связано с книгой, а другое — с путешествием.
Как и раньше, Франциск приложил немало усилий для того, чтобы напомнить об апокалиптическом романе перешедшего в католицизм англичанина под названием «Князь мира сего» (Lord of the World), опубликованном в 1907 году. В этом романе представлена антиутопическая картина заключительного конфликта между секулярным гуманизмом и католицизмом, а главное сражение происходит на полях Армагеддона.
Автор романа Роберт Бенсон (Robert Hugh Benson) рисует мир, в котором марксизм и секуляризм одерживают победу, кульминацией которой является харизматическая фигура «спасителя», все больше напоминающая антихриста и призванная возглавить правительство единого мира. Возрастает количество нападений на христианские символы и верующих, и широко практикуется эвтаназия.
Франциск впервые с похвалой отозвался об этом романе в ноябре 2013 года в своей проповеди, в которой он осудил то, что он назвал «юношеским прогрессизмом». Он вновь вернулся к книге «Князь мира сего» во время своей недавней пресс-конференции на борту самолета, в ходе которой он сказал: «Я рекомендую вам прочитать эту книгу», поскольку она объясняет, что он имел в виду, когда он во время общения с 20 тысячами филиппинских семей в Маниле говорил об «идеологической колонизации».
Некоторые считают этот роман провидческим, тогда как другие полагают, что он немного «ненормальный». С аналитической точки зрения важно отметить следующее: в нем содержится глубокое ощущение того, что мир подходит к поворотному пункту, и остается не так много времени для того, чтобы исправить ситуацию.
По мнению Франциска, это не означает, что Судный день уже близко. Однако его увлечение этим романом, судя по всему, связано с его верой в то, что человечество сегодня принимает некоторые окончательные решения в различных сферах — от экономики до окружающей среды, и если выбор будет неправильным, то последствия могут быть намного хуже, чем мы думаем.
Все это подводит нас ко второму поразительному элементу состоявшейся в понедельник пресс-конференции, и речь в данном случае идет о графике его ближайших поездок.
Помимо визита в сентябре в Соединенные Штаты Франциск также планирует посетить в этом году три латиноамериканские страны — Эквадор, Боливию и Парагвай — и еще три в следующем году, включая Чили, Аргентину и Уругвай, а в одну из этих поездок будет, вероятно, включена еще и Республика Перу.
Понтифик также сказал, что он в конце 2015 года намерен посетить две африканские страны. По его словам, это, вероятно, будут Уганда и Центральноафриканская Республика.
Это весьма амбициозные планы, и следует признать особенно смелым его намерение посетить Центральноафриканскую Республику.
Это страна по-прежнему остается активной военной зоной, и происходящий там конфликт в определенной мере выстраивается по линии противостояния между мусульманами и христианами. Из-за происходящего насилия в Центральноафриканской Республике посещение этой страны было запрещено по решению Совета Безопасности ООН, а недавно оно было продлено до конца января 2016 года.
С технической точки зрения, Франциск, как он сам намекнул, ничего не нарушит, если он прибудет туда в ноябре или в декабре, поскольку запрет содержит исключение для «религиозных обязательств». Однако вызывает удивление то обстоятельство, что Понтифик не хочет ждать того момента, когда стрельба прекратится.
Как и на Филиппинах на прошлой неделе, когда Папа, по плану, должен был оказаться в самом центре тропического шторма для того, чтобы посетить пострадавших от мощнейшего тайфуна в 2013 году, можно себе представить, что помощники и сотрудники, отвечающие за безопасность, попытаются убедить Франциска изменить план его поездок.
С учетом его решения на прошлой неделе относительно продолжения полета, Франциск, возможно, не будет готов ждать.
С момента своего избрания два года назад Франциск запустил целый вихрь инициатив — от реформ Ватикана до блокбастерных документов, от смелых дипломатических инициатив до спонтанных встреч и жестов. Иногда создается впечатление, что он пытается вместить в свои первые два года столько активности, сколько другим Папам хватило бы на десятилетие, и поэтому возникает вопрос о том, почему он так спешит.
С учетом его постоянных ссылок на книгу «Князь мира сего» его спешка может быть связана не только с мыслью о том, что в 78 лет его время ограничено, или с его осознанием того, что он был избран на основе мандата реформ.
Незадолго до своей отставки в ноябре прошлого года кардинал чикагской епархии Фрэнсис Джордж сказал в интервью корреспонденту сайта Crux о том, что он хотел бы спросить Франциска относительно его «эсхатологической концепции, смысл которой состоит в том, что антихрист находится среди нас», а также относительно того, не является ли это объяснением его интенсивной деятельности.
(В католической теологии «эсхатология» представляет собой изучение конечных стадий человеческой жизни и истории, и в ней содержится то, что часто иронично называют «заключительной четверкой», — смерть, суд, небеса и ад).
«Никого, судя по всему, подобные вещи не интересует, но я в восторге от этого, — сказал Джордж. — Я надеюсь, что еще до моей смерти у меня будет шанс спросить (Франциска) о том, как он понимает свое пастырство, если он ставит конечные времена перед нами как ключ».
На самом деле Франциск, судя по всему, уже ответил на вопрос Джорджа.
Сделанный им в понедельник комментарий по поводу «Князя мира сего» можно сгустить до следующих слов: «Да, Вирджиния, дьявол существует, существует антихрист и существует конец времен… и если мы хотим избежать худшего варианта, то нам надо пошевеливаться».
Африканские католики на линии огня
Что касается Африки, то в последнее время Нигер стал еще одним эпицентром радикального исламского насилия.
Эта расположенная в Западной Африке страна с населением 17 миллионов человек является преимущественно мусульманской. В этой стране существует небольшое сообщество, состоящее из 22 тысяч католиков, которое находится на линии огня из-за гнева мусульман, вызванного карикатурным изображением Мухаммеда во французском сатирическом журнале Charlie Hebdo.
Согласно сообщениям прессы, 15 человек были убиты в ходе волны недавних нападений, и более 130 человек получили ранения. Около 45 церквей, сиротский приют и христианская школа были сожжены в Ниамее, столице Нигера.
В результате этих нападений вся католическая активность в Нигере была приостановлена, в том числе проведение воскресной мессы. Архиепископ Ниамея Мишель Картатеги (Michael Cartateguy) сказал в интервью Vatican Radio в четверг, что 12 из 14 католических приходов полностью разграблены.
«Ничего не осталось, все было сожжено», — сказал Картатеги.
По словам этого прелата, католики Нигера с трудом понимают, что происходит сегодня после долгих лет мирного сосуществования.
«Мы ничего не имеем против мусульманского сообщества, наоборот, — отметил Картатеги — Скорее, нам нужно укреплять узы единства и братства, которые мы уже создали».
Наблюдая за глобальным возмущением и солидарностью, последовавшими за нападениями 7 января в Париже, некоторые католические лидеры в Париже сказали, что они хотели бы увидеть такую же глобальную мобилизацию по причине их жертв.
Две недели назад 23 человека были убиты в Нигере с помощью трех женщин, выступивших в роли террористок-смертниц, и при этом одной из них, как говорят, было всего 10 лет. На прошлой неделе, согласно появившимся сообщениям, были убиты сотни людей после того, как активисты группировки «Боко Харам» захватили город в штате Борно в Нигере.
Архиепископ Игнатиус Кайгама (Ignatius Kaigama) из города Джос, расположенного в центральной части Нигерии, где активно действуют боевики «Боко Харам», обвинил Запад в выражении значительно большего возмущения по поводу смерти 12 человек в Париже, чем по поводу гибели тысяч людей в Нигерии и в соседних африканских государствах.
«Не забывайте, что мы находимся здесь — мы страдаем, многие люди были убиты, многие вынуждены были покинуть свои дома, потому что им негде жить», — сказал Кайгама.
Он отметил, что жертвы боевиков группировки «Боко Харам» нуждаются в проявлении такого же духа солидарности, как и жертвы нападения на редакцию еженедельника Charlie Hebdo.
«Нам нужно, чтобы дух солидарности распространялся, — сказал Кайгама. — Не только тогда, когда происходит нападение в Европе, но когда это случается в Нигерии, в Нигере и в Камеруне».
В своем сентябрьским интервью с корреспондентом сайта Crux архиепископ Нью-Йорка кардинал Тимоти Долан (Timothy Dolan) призвал Папу Франциска проявить максимальную действенность в оказании помощи таким прелатам как Кайгама.
«Давайте работать вместе с Игнатиусом Кайгамой в Джосе, потому что он нуждается в нас, — сказал Долан. — Поддерживайте таких епископов как он, работающих в сложных местах».
Подобный фон делает еще более драматичным желание Папы посетить Центральноафриканскую Республику, где вооруженный группировки по обе стороны противостояния между мусульманами и христианами обвиняются в военных преступлениях и нарушениях прав человека.
Эта поездка предоставляет Франциску возможность не только выступить в качестве миротворца, но и поставить вне закона религиозный экстремизм и насилие, откуда бы они ни исходили — включая случаи, когда христиане выступают не только как жертвы, но и как преступники. Так, например, один лидер христианской милиции в Центральноафриканской Республике был арестован миротворцами ООН в январе и обвинен в целой серии убийств, изнасилований и грабежей.
Необходимость выступить с таким заявлением во многом объясняет тот факт, почему Франциск хочет совершить эту поездку, а примеры Нигера и Нигерии показывают, что потенциальное воздействие вряд ли будет ограничено только Центральноафриканской Республикой.
После визита Папы загорелась звезда филиппинского кардинала
И вот последняя мысль относительно пребывания Папы на Филиппинах в период с 15 по 19 января, которое закончилось установлением небывалого рекорда посещаемости папской мессы. Поразительное количество филиппинцев — от 6 до 7 миллионов, несмотря на тропический шторм, присутствовали на завершающей папской литургии.
Помимо других бьющих рекорды аспектов эта поездка способствовала появлению нового кандидата на звание лучшего организатора папского визита всех времен — речь идет о кардинале Луисе Антонио «Чито» Тагле (Luis Antonio “Chito” Tagle), о 57-летнем архиепископе Манилы, которого называют «Азиатским Франциском» за схожесть его философских идей с идеями аргентинского понтифика.
Поездка Папы прошла хорошо с логистической точки зрения, и это весьма значительное достижение, если учитывать огромное количество людей и ненастную погоду, и Таглу в некоторой степени причастен к тому, что поезда приходили вовремя.
Кроме того, Тагле во время папского визита был везде, включая, среди прочего, ежедневные вечерние брифинги для прессы, проводившиеся официальным представителем Ватикана преподобным Федерико Ломбарди (Federico Lombardi).
Такую работы мало кто делает в других местах, и это предоставило Тагле возможность решить несколько потенциальных проблем. Так, например, в пятницу президент Филиппин Бенигно Акино использовал свою приветственную речь по поводу приезда Папы Франциска для того, чтобы устроить резкую атаку на местных филиппинских епископов, хотя при этом он исключил самого Тагле, назвав его «родственным по духу» человеком.
Реакция на эту речь могла стать основной сюжетной линией в местной прессе, однако Тагле в ходе одного из брифингов напомнил о том, что Франциск проведет еще в городе всего пару дней, тогда как потом будет достаточно времени, чтобы поговорить об Акино.
Похоже, что эта идея сработала, и утром в субботу дискуссия по поводу речи президента больше походила на обычную книжную сноску.
Хозяева почти всегда произносят пару речей в адрес Папы — первую для того, чтобы его поприветствовать, а вторую — для того, чтобы сказать ему «до свидания», и обычно подобные речи забываются сразу после отъезда высокого гостя. Однако Тагле использовал предоставленную ему платформу для того, чтобы произвести настоящее впечатление, и это значительное достижение в тот момент, когда всегда приковывающий к себе внимание Франциск находится в центре внимания.
Во время церковной службы в Манильском соборе в пятницу Тагле сказал, что это здание несколько раз повреждалось и разрушалось, в том числе в результате землетрясения в 19 веке, а также в ходе бомбардировки во время Второй мировой войны.
«Этот собор несколько раз разрушался до основания, но он отказывался исчезать, — сказал Тагле. — Он смело поднимался из руин — так же, как и филиппинский народ».
Тагле использовал присутствие Папы как противовес недавним ударам стихии, в том числе тайфуну и землетрясению, которые произошли в 2013 году.
«Сегодня, когда многие из наших бедных людей только начитают подниматься после недавних природных и рукотворных бедствий, вы, Святой Отец, приехали к нам, — сказал он. — Вы приносите огонь — не для разрушения, а для очищения. Вы приносите землетрясение — не для потрясения, а для пробуждения».
Это были волнующие слова, и они были восприняты миллионами филиппинцев.
В воскресенье Тагле продолжил свою работу при прощании с Франциском во время публичной мессы, на которой присутствовало огромное количество народа.
Тагле, обращаясь к Франциску, сказал: теперь, когда вы готовитесь уехать, «каждый филиппинец хочет уехать вместе с вами». В толпе возник ропот, но Тагле тут же улыбнулся и добавил: «Не беспокойтесь, не в Рим». Он объяснил, что филиппинцы хотят последовать за Франциском «на периферию — в лачуги, в тюремные камеры, в больницы, в мир политики, финансов, искусства, науки, культуры образования и социальных коммуникаций».
Они хотят последовать за Франциском в такие места для того, чтобы «принести туда свет Христа», — добавил он.
В конце он призвал собравшихся сказать пару прощальных фраз Папе, и по реакции людей можно было сказать, что они были вместе с ним и рассматривали его не только как церковного бюрократа, но, в каком-то смысле, как свой голос.
Все, кто наблюдали за выступлением Тагле, кажется, уходили с ощущением того, что они увидели будущее католицизма в Азии, и, возможно, того кандидата, который будет играть еще большую роль в церкви когда-нибудь в будущем.
А вот еще одна любопытная вещь относительно Тагле — просто как интеллектуальное упражнение.
Когда Папа Иоанн Павел II, поляк по национальности, приехал на Филиппины в 1995 году, он собрал 5 миллионов человек, а Франциск, аргентинец, собрал 6-7 миллионов человек в 2015 году. Количество собранных Франциском людей тем более удивительно, что в тот же день еще 2 миллиона филиппинцев посетили Себу — остров, находящийся на расстоянии 560 километров, где проходила традиционная процессия в честь Santo Nino, то есть Святого Младенца.
Представьте себе чисто гипотетически, что в какой-то момент Тагле будет избран Папой и он захочет вернуться домой на Филиппины. Он уже имеет огромную популярность, и филиппинцы уже готовы прийти в большом количестве на церковную службу, а Тагле еще станет источником колоссальной национальной гордости как первый филиппинский Папа.
И какую оценку, по вашему мнению, сделали бы букмекерские конторы и казино Лас-Вегаса относительно общего количества людей на этой мессе?