Говорить о циклах и группировать страны по географическому признаку — весьма распространенный метод для лучшего понимания действительности, хотя тем самым затушевывается неточность цифр и региональная неоднородность. В 2014 году в восьми странах Латинской Америке, представляющей собой весьма разнородный континент, состоялись президентские выборы, завершившие политический цикл, который начался десять лет тому назад.
В качестве общего знаменателя этих избирательных процессов можно назвать преемственность власти, подтвержденную избирателями. Лишь в Коста-Рике и Панаме к власти пришли новые люди, в то время как в Боливии, Бразилии и Колумбии были переизбраны действующие президенты; в Сальвадоре и Уругвае были подтверждены мандаты партий, обладающих большинством мест в парламенте, а в Чили вернулась в президентское кресло бывшая президент страны Мишель Бачелет (Michelle Bachelet). В течение десятилетия на политической панораме Латинской Америки присутствовали фактические одни и те же действующие лица.
Это можно объяснить, в основном, четырьмя причинами.
Во-первых, этот промежуток времени совпал с удачным в экономическом отношении десятилетием для Латинской Америки, которая ощутила на себе последствия мирового финансового кризиса лишь в 2009 году. Увеличение спроса на сельскохозяйственное сырье и полезные ископаемые, рост цен на сырьевые товары (прежде всего на нефть) и то, что структурные реформы были проведены заранее, при уже оздоровленном финансовом секторе, способствовали профициту бюджета, благодаря чему выросли государственные расходы с особым упором на социальные нужды.
Во-вторых, президенты, находящиеся у власти с 1994 года, ввели изменения в конституции своих стран, предоставившие им возможность переизбрания. Из крупных стран только в Мексике сохранился четко прописанный запрет на переизбрание президента.
Третья причина заключается в том, что партии отходят от демократических принципов выдвижения кандидатов, в результате чего они диктуют партиям свои условия.
С особой наглядностью это проявляется в странах Андской группы, в Гватемале, Панаме, Парагвае и отчасти в Бразилии.
Многие продолжают заниматься второстепенными вопросами в то время, когда назрела необходимость проведения налоговых реформ
И, наконец, не следует забывать, что Латинская Америка переживает беспрецедентный политический период. Начиная с 80-х годов, во всех странах континента, за исключением Кубы, демократия рассматривается как единственно возможная форма государственного устройства. Руководители стран избираются путем регулярно проводимых, свободных и состязательных выборов, с результатами которых в значительной степени соглашаются избиратели и независимые международные наблюдатели. Это обстоятельство позволяет говорить о различных поколениях, сменяющих друг друга в соответствии с демографическими циклами, которые происходят в обществе. Итак, в силу чисто возрастных причин, одно поколение вот-вот сменит другое.
В этом смысле 2015 год может рассматриваться как переходный. Лишь на последнем его отрезке в Аргентине и Гватемале пройдут президентские выборы, а в Сальвадоре, Мексике и Венесуэле — парламентские выборы. Это не значит, что не нужно уделять внимания вопросам, представляющим особый интерес для политики, но которые при этом до настоящего времени игнорировались.
Четыре главных проблемы, вызывающих беспокойство у общественности, а также постоянно упоминаемых в аналитических записках международных научных организаций: коррупция, неравенство, нищета и насилие. Их системный характер предполагает, что, в силу своей сложности, они должны рассматриваться в своей взаимосвязи. Стабильность континента и опыт последних трех десятилетий позволяют заняться ими вплотную.
Многие латиноамериканские страны с упорством продолжают заниматься второстепенными вопросами в то время, когда назрела необходимость провести налоговую реформу, увеличив ставку налога на высокие доходы, что приведет к росту денежных поступлений в бюджет. Это позволит не только проводить разумную политику в области распределения, но и поддержать государственные структуры в жизненно важных сферах деятельности, прежде всего, в вопросах благосостояния и образования. И, наконец, настало время заключения крупных государственных соглашений с участием не только политических сил, но также представителей социальных и экономических кругов.
Мануэль Алькантара Саэс — преподаватель политических наук в Университете Саламанки, директор Латиноамериканского факультета общественных наук в Испании (Flacso España).