В минувшие выходные в интервью немецкой газете глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер (Jean Claude Juncker) отметил, что ЕС нуждается в собственной армии.
По словам Юнкера, это единственный путь убедить Россию в том, что ЕС серьезно относится к защите своих интересов и ценностей перед угрозой, исходящей от Путина. Это не первый раз, когда бывший премьер-министр Люксембурга выступает за объединение военных усилий стран — членов ЕС. В некоторых предыдущих случаях Юнкер подчеркивал, что это сократит военные расходы и будет способствовать дальнейшей европейской интеграции в области внешней политики и безопасности.
Реакции на призыв Юнкера были, в основном, предсказуемыми. В некоторых частях Европы эти слова в очередной раз вызвали споры. В целом британские политики подчеркнули, что оборона — это национальная ответственность, а создание коллективных сил ЕС подорвет ту жизненно важную роль, которую все еще играет НАТО. Шведские и финские министры отметили, что планы Юнкера нереальны и нежелательны. Независимые эксперты обвинили Юнкера в провокации и заигрывании с публикой, поскольку Европейская комиссия может играть лишь ограниченную роль в вопросах обороны. Интересно, что реакция со стороны немецкого правительства была весьма позитивной. Как заявила министр обороны Урсула фон дер Лайен (Ursula von der Leyen), в долгосрочной перспективе ЕС действительно должен иметь собственную армию.
Заявления Юнкера и противоречивые реакции, которые они вызвали внутри ЕС, можно не принимать всерьез, отставить в сторону как очередную неудачную попытку поднять вопрос, глубоко разделяющий Европу. По мнению многих скептиков, европейское военное сотрудничество продолжит оставаться интересной и часто обсуждаемой темой, которая никогда не приведет к чему-либо существенному. Но на их месте я не был бы так уверен.
Неделю назад бывший генеральный секретарь НАТО и верховный представитель ЕС по внешним связям и политике безопасности Хавьер Солана (Javier Solana) представил доклад, подготовленный Центром европейских политических исследований (CEPS) — независимым и влиятельным брюссельским мозговым центром. Доклад содержит конкретные предложения по укреплению оборонной интеграции внутри ЕС и, в конечном итоге, по созданию Европейского оборонительного союза (EDU) по примеру валютных и энергетических объединений, в создании которых у ЕС уже есть определенный опыт.
Авторы доклада — не наивные идеалисты, занимающиеся бесполезным делом. Они прекрасно понимают, что в прошлом все подобные призывы не имели должного эффекта из-за «различий между государствами — членами в восприятии угрозы и стратегической культуре, расхождений в намерениях и предпочтениях, а в некоторых случаях отсутствия взаимного доверия и солидарности». Все эти препятствия по-прежнему существуют, их будет трудно преодолеть. Но, как подчеркивается в докладе, когда, если не сейчас?
ЕС окаймлен дугой нестабильности, простирающейся от агрессивной внешней политики России на востоке до джихадистских террористических групп на юге. Страны-члены ЕС по-прежнему тратят более 190 миллиардов евро на поддержание и функционирование 28 национальных армий. Но из-за низкого уровня взаимодействия едва ли можно говорить о каком-либо структурном сотрудничестве, и при этом каждая из этих армий становится все менее способной развернуть свою военную силу за пределами Европы.
Авторы доклада называют четыре критически важные области для разработки совместных проектов, которые ранее были определены ЕС: дозаправка в воздухе, беспилотные самолеты-разведчики, спутниковая связь и киберзащита. Страны, готовые объединить свои усилия во всех этих областях, не должны дожидаться консенсуса между всеми государствами-членами ЕС, им следует прийти к соглашению сейчас и сделать все, что необходимо для прогресса. Это будет означать постепенное согласование их планирования и расходов в области обороны, координацию их оборонно-промышленных отраслей, но в то же время и разработку новой стратегии безопасности, а также создание постоянной военной штаб-квартиры в Брюсселе.
Послужат ли новые угрозы на востоке и юге толчком к тому, чтобы на этот раз хотя бы некоторые государства-члены ЕС сделали конкретные шаги в данном направлении? Ведь если не сейчас, то когда?