Новое украинское правительство поставило перед собой целью «изменить систему». Задача поистине колоссальных масштабов.
Владимир Шульмейстер провел всю среду в женевском аэропорту. Почему? Первый заместитель министра инфраструктуры Украины пытался убедить компанию-лоукостера не отменять рейсы в Киев. В нынешнее военное время украинская столица действительно не привлекает толпы туристов: переговоры вышли долгими и напряженными. Однако на кону стоит восстановление пострадавшего имиджа страны на международной арене.
«Этим мы и занимаемся каждый день в правительстве, - говорит он. - Мы работаем над масштабными реформами».
Прошло всего лишь немногим более трех месяцев с тех пор, как Владимир Шульмейстер вошел в новое украинское правительство, которое по большей части состоит из молодых и получивших образование за границей (как и он) министров. Сам он работал в Западной Европе, пришел из частного сектора. Увиденное им по прибытии в Киев просто поразило его: «разумеется, я понимал, что коррупция реальна. Но я представить себе не мог, что она так глубоко проникла в украинскую систему».
Целый мир
На Украине инфраструктура - это целый мир: более 300 000 работников железной дороги, почти столько же в почтовой службе… Всего в ведении министерства находятся 250 предприятий с более чем 800 000 сотрудников. Сегодня ключевое слово - «децентрализация». Пора позабыть о старых советских рефлексах, которые сводятся к тому, чтобы направить в Киев любой запрос на ремонт участка дороги в сотнях километров от столицы.
«Нам нужно поменять всю систему», - подчеркивает замминистра. По его словам, «сейчас мы ведем две войны». Одна из них бушует на востоке страны (противостояние с пророссийскими мятежниками), а вторая призвана преобразить менталитет. «Честно говоря, я даже не знаю, какая важнее», - признает Шульмейстер.
Жена и двое детей Владимира Шульмейстера остались за границей. Это его успокаивает. Реформистский настрой правительства идет в лобовое столкновение с интересами многих людей, которые «могут превратиться в преступников». Он имеет в виду ту самую горстку олигархов, которые контролируют не менее 60% украинской экономики? «Они еще не самые опасные, - объясняет Владимир Шульмейстер. - Хотя мы и представляем угрозу для части их пирога, она все равно крайне мала. Опасаться стоит в первую очередь мелких коррупционеров. Для них борьба с коррупцией будет означать конец их прибылей. Они могут оказаться в таком положении, что им больше нечего будет терять».
В стране, которая де факто лишилась части своей территории, планировать инвестиции в инфраструктуру не так-то и просто. «Мы делаем упор на регионах, которые граничат с востоком страны». Германия пообещала 500 миллионов евро на модернизацию нынешней границы. За ее пределами, то есть на подконтрольной пророссийским силам территории, доступа нет. Это не говоря уже об аннексированном Россией Крыме.
Для ликвидации коррупции существует лишь один возможный рецепт: действующее законодательство Европейского Союза. «Нам было бы достаточно скопировать его», - улыбается Владимир Шульмейстер. - В любом случае, такого сближения нам не избежать. Поэтому лучше взяться за него с самого начала. Но нам нужно в первую очередь добиться интеграции европейских ценностей. Пока люди будут верить, что коррупция - единственно возможная система, цель останется недостижимой».