Предлагаем вам поближе познакомиться с экономическими и социальными преобразованиями в американской демократии и населении в 2014 году. Автор особо отмечает экономический кризис, рост меньшинств, а также расширение роли, прав и статуса женщины, которые перечеркивают некогда доминирующее положение белого мужчины. Отрывок из книги «Новая американская мечта» (Un nouveau rêve américain) Сильвена Сипеля.
Хотя в рядах Движения чаепития имеются существенные разногласия по международным вопросам — там есть как протекционисты, так и сторонники экономической глобализации, «империалисты» и изоляционисты — по вопросам американской экономики и общества, им свойственно куда больше единства. «Разгневанный белый мужчина», которого воплощает в себе Движение чаепития (юморист Джон Стюарт назвал его «фестивалем белых»), сосредотачивает все недовольство и злобу на Вашингтоне. Столица воспринимается им как очаг упадничества, неразберихи и навязанных ограничений свободы.
Кроме того, движение выступает за резкое сокращение госдолга и требует отмены социальных пособий для малоимущих, лентяев, которые имеют то, что заслуживают. Как легко догадаться, его сторонники поддерживают смертную казнь, не согласны с малейшими ограничениями продажи оружия, выступают против однополых браков и отличаются самым скептическим отношением к потеплению климата среди всех американцев.
Еще одна отличительная черта белого мужчины, который готов позволить умереть всем, с кем он не согласен делиться, заключается в следующем: он чтит американскую Конституцию отцов-основателей 1787 года, вспоминает о ней при каждом удобном (и не очень) случае. Это не кажется особенно удивительным с учетом того, что эта весьма прогрессивная для своей эпохи Конституция все же закрепляла рабство, не упоминала об индейцах и давала белому мужчине неограниченное право собственности. Однако Конституция не стояла на месте и развивалась, на что в Движении чаепития предпочитают закрыть глаза. Так, некоторые его представители предлагают отказать в гражданстве родившимся в США детям нелегалов, то есть лишить их права, которое лежит в основе современной Америки и было закреплено 14-й поправкой в 1868 году. Иначе говоря, почитание Конституции в данном случае служит лишь для подтверждения собственных предрассудков. В движении чаепития также считают, что иммиграция портит американскую культуру.
«Неважно, какой с тех пор был проделан путь, беды первых дней Америки всегда где-то неподалеку. По мнению большинства белых, повсюду всегда слишком много цветных», — писала редактор Black Agenda Report Маргарет Кимберли (Margaret Kimberley) после формирования Движения чаепития. В одном она была неправа: большинство белых так не считают. Однако настроения членов движения она оценила верно. Как можно было описать типичного его представителя? Он живет в белых пригородах, а не мегаполисах, ему свойственен реакционный настрой, и он неизменно считает себя жертвой. Свое окружение он рассматривает сквозь призму угрозы. Как ему кажется, он — главная цель ненужных ему перемен, которые портят созданный им американский образ жизни и подрывают его статус. Ему можно было бы возразить, что на самом деле все совсем не так. Во время кризиса небелые пострадали куда больше белых. В июле 2011 года Pew Research Center обнародовал масштабное исследование доходов и наследия американцев. Выводы показали, что в период с 2005 по 2009 год показатель имущества (жилье, транспорт, сбережения...) за вычетом долгов белого населения сократился на 16%. Однако у граждан латиноамериканского происхождения спад составил 66%, у выходцев из Азии — 54%, а у афроамериканцев — 53%. Иначе говоря, остальные потеряли в три-четыре раза больше, чем белые. Но разгневанному белому мужчине все равно: он считает истинной жертвой только себя. Все остальные — лишь нахлебники, с которыми он не собирается делиться.
Сильвен Сипель (Sylvain Cypel), журналист, специалист по США