В интеллектуальной и политической жизни бразильцев происходят весьма удивительные вещи.
Я пишу из Бразилии воскресным утром, за несколько часов до начала демонстраций, запланированных в сотнях бразильских городов, а также в различных городах мира: Нью-Йорке, Торонто, Лондоне, Сиднее, Берлине и, кажется, в Лиссабоне тоже.
Я не имею представления о масштабах нынешнего предприятия — в предыдущих акциях протеста, 15 марта, приняли участие более двух миллионов человек. Но проведя здесь — в Рио и Петрополисе — всю прошедшую неделю, я могу с уверенностью сообщить, что в этих краях что-то назревает.
Что именно, сказать не могу — едва ли кто-то знает это наверняка. Разворачивается гигантское народное и патриотическое движение, при этом вполне миролюбивое. У него нет организующего центра. Оно опирается на социальные сети, в нем участвует молодежь, очень много молодежи, которая отрицает свою принадлежность к каким-либо политическим партиям, выступая за общую антикоррупционную программу и против тех, кто стремится «присвоить себе функции государства». Некоторые, вероятно, даже многие, требуют импичмента президента Дилмы. Тогда как другие просто хотят, чтобы сохранялось уважение к правовому государству и принципам свободы, закрепленным законом. Несмотря на то, что речь идет о крупномасштабных уличных протестах, никто не ставит под вопрос Конституцию или представительные органы власти.
На демонстрациях 15 марта толпы протестующих на улицах вели себя мирно и послушно. Вместо того чтобы оказывать сопротивление нарядам полиции, они аплодировали им. Люди были одеты в цвета бразильского флага и распевали национальный гимн. Среди главных лозунгов значились «Против коррупции» и «Против контроля над государством» (что по сути обозначает противостояние захвату государственных структур конкретными политическими партиями, в данном случае Партией трудящихся (PT), но не только).
Невозможно в точности определить политическую программу столь децентрализованного и обширного движения, как это. Но можно выделить некоторые характерные черты, которые его отличают и являются качественно новыми.
Во-первых, участники движения выступают за сокращение полномочий государства, вместо их расширения. Некоторые из сторонников движения в социальных сетях заявляют о своем желании видеть государственные функции сведенными к минимальным и даже «микроскопическим». Они требуют свободы гражданского общества и частного сектора, который находился бы под защитой закона, общего и единого для всех. Они называют главной причиной коррупции «рост гигантского государства-спрута».
Во-вторых, дискурс, присущий этому движению, направлен преимущественно против того, что обычно называют «авторитаризмом левых государственников». Между тем, многие голоса осуждают то, что принято обозначать как «правый этатизм», и обрушиваются главным образом на традиции, определяемые как «либеральная и консервативная».
Некоторые из заявлений, которые появляются в СМИ и социальных сетях, помимо своей принадлежности людям достаточно молодым, отличаются удивительно точными формулировками и показывают хорошую осведомленность. Один из этих голосов принадлежит Родриго Конштантино (Rodrigo Constantino), автору знаменитого блога в журнале Veja. Его книга «Икорные левые» (Esquerda Caviar) только что опубликована в Бразилии и Португалии (изд. Aletheia), с предисловием португальца Жуао Перейры Коутинью (João Pereira Coutinho), ведущего рубрику по вторникам в Folha de S. Paulo, и между нами, в Correio da Manhã. (Оба примут участие в обсуждении книги с Бруно Гаршаген (Bruno Garschagen), другим молодым представителем этих движений в социальных сетях, в рамках Политического форума, который пройдет в Эшториле с 22 по 24 июня).
У этих молодых авторов мы находим поразительно много общего. Они осуждают не только этатизм и марксизм, которым ставят в вину отсталость Латинской Америки. Критике подвергается также «патримониальная» культура, стремящаяся захватить и расширить государственные структуры, преследуя частные интересы и действуя посредством удушения гражданского общества. Осуждаются якобинство и позитивизм французского образца, чье влияние в Бразилии, по их мнению, ответственно за становление патримониального государства.
Среди работ, на которые ссылаются авторы, в основном англоязычные тексты, особый акцент делается на либеральный консерватизм Эдмунда Берка и на отцов-основателей США. Однако журналисты настаивают на том, что не являются «апологетами иностранщины». Они призывают к либеральной и консервативной лузо-бразильской традиции, которую связывают с «Соединенным Королевством Португалии, Бразилии и Алгарве» (1815-1822) и бразильской конституционной монархией (1822-1889). Им чужды какие-либо «антиколониальные» комплексы. Демонстрируя прекрасное чувство юмора — еще одна отличающая их черта — они с сарказмом говорят, что это Португалия отделилась от Бразилии, а не Бразилия от Португалии.
Во всяком случае, ясно одно: интеллектуальный и политический ландшафт Бразилии претерпевает необычные изменения. Стоит обратить на это внимание.