В совокупности на этих силах лежали следующие задачи: поддержка наступления Красной Армии, проведение стратегических военных действий против США с применением ядерного оружия, препятствие судоходству в Атлантическом и Тихом океанах и защита территории Советского Союза.
Времена изменились. Советские ВВС были поделены между странами-преемницами СССР, а в период экономического коллапса 1990-х годов пережили драматическое сокращение. То, что остается сегодня, – примерно пятая часть советских военно-воздушных сил (оценки могут разниться в зависимости от мнений о боеготовности). Но имеющиеся сегодня на вооружении машины – самое смертоносное оружие конца холодной войны. В статье проводится анализ пяти таких самолетов.
На фото: штурмовики Су-25.
![Штурмовики Су-25 во время совместной тренировки пеших и механизированных колонн к Параду Победы Штурмовики Су-25 во время совместной тренировки пеших и механизированных колонн к Параду Победы](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22792/85/227928565_0:0:2999:2000_600x0_80_0_1_72c0a9c82349308557fb04b40cf536cf.jpg)
В совокупности на этих силах лежали следующие задачи: поддержка наступления Красной Армии, проведение стратегических военных действий против США с применением ядерного оружия, препятствие судоходству в Атлантическом и Тихом океанах и защита территории Советского Союза.
Времена изменились. Советские ВВС были поделены между странами-преемницами СССР, а в период экономического коллапса 1990-х годов пережили драматическое сокращение. То, что остается сегодня, – примерно пятая часть советских военно-воздушных сил (оценки могут разниться в зависимости от мнений о боеготовности). Но имеющиеся сегодня на вооружении машины – самое смертоносное оружие конца холодной войны. В статье проводится анализ пяти таких самолетов.
На фото: штурмовики Су-25.
На завершающем этапе холодной войны самолеты семейства Flanker (по натовской кодификации) стали создавать все более серьезные проблемы для ВВС Запада. Разрабатывались они как современные истребители нового поколения, а на вооружение стали поступать в момент, когда начался распад Советского Союза.
За это время Су-35 зарекомендовал себя как универсальная платформа, способная подвергаться многочисленным модификациям и переделкам. Сегодня Flanker используется как самолет палубной авиации в ВМС двух стран, выполняет задачи истребителя завоевания превосходства в воздухе и истребителя-штурмовика дальнего действия.
Су-35 – самая грозная машина из семейства Flanker. Это исключительно маневренный и хорошо вооруженный самолет, способный соперничать с самыми лучшими западными машинами, даже с F-22 Raptor. В настоящее время в Российской Федерации на вооружении находится 34 самолета Су-35 и еще десяток машин на подходе. Поскольку самолет ПАК-ФА сталкивается с определенными проблемами, Су-35 может еще довольно надолго остаться лучшим истребителем в российских ВВС.
![Истребитель Су-35 Истребитель Су-35](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22792/81/227928100_0:0:1200:799_600x0_80_0_1_1283b5e2f0ee3f7dd7cc8dca5f3c1e45.jpg)
На завершающем этапе холодной войны самолеты семейства Flanker (по натовской кодификации) стали создавать все более серьезные проблемы для ВВС Запада. Разрабатывались они как современные истребители нового поколения, а на вооружение стали поступать в момент, когда начался распад Советского Союза.
За это время Су-35 зарекомендовал себя как универсальная платформа, способная подвергаться многочисленным модификациям и переделкам. Сегодня Flanker используется как самолет палубной авиации в ВМС двух стран, выполняет задачи истребителя завоевания превосходства в воздухе и истребителя-штурмовика дальнего действия.
Су-35 – самая грозная машина из семейства Flanker. Это исключительно маневренный и хорошо вооруженный самолет, способный соперничать с самыми лучшими западными машинами, даже с F-22 Raptor. В настоящее время в Российской Федерации на вооружении находится 34 самолета Су-35 и еще десяток машин на подходе. Поскольку самолет ПАК-ФА сталкивается с определенными проблемами, Су-35 может еще довольно надолго остаться лучшим истребителем в российских ВВС.
Бомбардировщик Ту-22М Backfire был одним из «убойных приложений» времен холодной войны – он стал им за сорок лет до того, как мы узнали, что такое убойное приложение. Созданный как средний и дальний стратегический бомбардировщик, этот самолет нашел свою нишу, став охотником за авианосцами, действующим в составе крупной стаи.
Backfire – сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. В военных кругах на Западе он мгновенно вызвал оцепенение: его предназначение сразу стало понятно. Его появление создало серьезные проблемы для национальных систем ПВО (Ту-22М мог обогнать или, по крайней мере, превосходил по дальности многие имевшиеся перехватчики) и бросило мощный вызов противовоздушной обороне флотов.
В российских ВВС на вооружении остается примерно 90 Ту-22М, а еще примерно 50 действуют в составе морской авиации. Backfire выполняет задачи по морскому патрулированию, а со времен афганской войны используется для нанесения бомбовых ударов и ведения разведки. В случае возникновения конфликта между Россией и каким-то серьезным противником Ту-22М будет представлять немалую опасность для его военно-морских сил.
![Советские бомбардировщики Ту-22М Советские бомбардировщики Ту-22М](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22792/81/227928168_0:0:3054:2000_600x0_80_0_1_4b099438efe65ea0a4f77d64ee10a570.jpg)
Бомбардировщик Ту-22М Backfire был одним из «убойных приложений» времен холодной войны – он стал им за сорок лет до того, как мы узнали, что такое убойное приложение. Созданный как средний и дальний стратегический бомбардировщик, этот самолет нашел свою нишу, став охотником за авианосцами, действующим в составе крупной стаи.
Backfire – сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. В военных кругах на Западе он мгновенно вызвал оцепенение: его предназначение сразу стало понятно. Его появление создало серьезные проблемы для национальных систем ПВО (Ту-22М мог обогнать или, по крайней мере, превосходил по дальности многие имевшиеся перехватчики) и бросило мощный вызов противовоздушной обороне флотов.
В российских ВВС на вооружении остается примерно 90 Ту-22М, а еще примерно 50 действуют в составе морской авиации. Backfire выполняет задачи по морскому патрулированию, а со времен афганской войны используется для нанесения бомбовых ударов и ведения разведки. В случае возникновения конфликта между Россией и каким-то серьезным противником Ту-22М будет представлять немалую опасность для его военно-морских сил.
Истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия Миг-31 Foxhound, созданный на основе МиГ-25 Foxbat, – высшее достижение советской конструкторской мысли времен холодной войны. Обладающий высокой скоростью, мощной РЛС и большой дальностью МиГ-31 разрешил множество серьезных проблем, которые были у его высококачественного предшественника. Он способен эффективно вести охоту за западными самолетами вдоль российской границы, а также в Арктике. В частности, благодаря своей высокой скорости он исключительно результативен при нанесении ударов по районам сосредоточения войск НАТО, поскольку способен провести разрушительную атаку, а затем вернуться в воздушное пространство России.
В составе российских ВВС действует примерно 200 машин МиГ-31, которые патрулируют воздушное пространство страны и демонстрируют военную мощь России в Арктике. В предстоящие 15 лет Москва планирует списать остающиеся у нее МиГ-31, заменив их новыми самолетами, но из-за трудностей, существующих в российской авиационной промышленности, этот перехватчик может еще долго летать в составе российских ВВС.
![Самолеты МиГ-31 во время репетиции воздушной части военного парада в Москве в ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Самолеты МиГ-31 во время репетиции воздушной части военного парада в Москве в ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22792/86/227928636_0:0:3000:1886_600x0_80_0_1_179ad8542f47435e337f6baabec6f5bc.jpg)
Истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия Миг-31 Foxhound, созданный на основе МиГ-25 Foxbat, – высшее достижение советской конструкторской мысли времен холодной войны. Обладающий высокой скоростью, мощной РЛС и большой дальностью МиГ-31 разрешил множество серьезных проблем, которые были у его высококачественного предшественника. Он способен эффективно вести охоту за западными самолетами вдоль российской границы, а также в Арктике. В частности, благодаря своей высокой скорости он исключительно результативен при нанесении ударов по районам сосредоточения войск НАТО, поскольку способен провести разрушительную атаку, а затем вернуться в воздушное пространство России.
В составе российских ВВС действует примерно 200 машин МиГ-31, которые патрулируют воздушное пространство страны и демонстрируют военную мощь России в Арктике. В предстоящие 15 лет Москва планирует списать остающиеся у нее МиГ-31, заменив их новыми самолетами, но из-за трудностей, существующих в российской авиационной промышленности, этот перехватчик может еще долго летать в составе российских ВВС.
Почтенный «Медведь» со всеми своими вариантами многим кажется самым абсурдным анахронизмом холодной войны. Задуманный в 1950-х годах как стратегический бомбардировщик, громоподобный Ту-95 за прошедшие 60 лет был приспособлен для решения множества задач. Как и В-52, современные Ту-95 подверглись масштабной модернизации. Они до сих пор выполняют некоторые задачи, в частности, ведут дальнюю разведку, осуществляют морское патрулирование и демонстрируют «ядерное присутствие».
Конечно, «Медведь» в любой своей конфигурации чрезвычайно уязвим практически для любого современного западного перехватчика. В случае возникновения конфликта Ту-95 будут производить пуски крылатых ракет по целям НАТО с безопасного расстояния (они будут оставаться в российском воздушном пространстве), а также вести наблюдение за ответными действиями Запада. На вооружении в российских ВВС остается 58 «Медведей» из 500 (еще 24 действуют в составе российского ВМФ как противолодочные самолеты – они называются Ту-142).
![Стратегический ракетоносец Ту-95 в музее боевых самолетов на аэродроме Дягилево в Рязанской области Стратегический ракетоносец Ту-95 в музее боевых самолетов на аэродроме Дягилево в Рязанской области](https://cdnn1.inosmi.ru/img/23991/57/239915721_0:0:3000:2000_600x0_80_0_1_a254fb00668109685d2478c81f3b0d50.jpg)
Почтенный «Медведь» со всеми своими вариантами многим кажется самым абсурдным анахронизмом холодной войны. Задуманный в 1950-х годах как стратегический бомбардировщик, громоподобный Ту-95 за прошедшие 60 лет был приспособлен для решения множества задач. Как и В-52, современные Ту-95 подверглись масштабной модернизации. Они до сих пор выполняют некоторые задачи, в частности, ведут дальнюю разведку, осуществляют морское патрулирование и демонстрируют «ядерное присутствие».
Конечно, «Медведь» в любой своей конфигурации чрезвычайно уязвим практически для любого современного западного перехватчика. В случае возникновения конфликта Ту-95 будут производить пуски крылатых ракет по целям НАТО с безопасного расстояния (они будут оставаться в российском воздушном пространстве), а также вести наблюдение за ответными действиями Запада. На вооружении в российских ВВС остается 58 «Медведей» из 500 (еще 24 действуют в составе российского ВМФ как противолодочные самолеты – они называются Ту-142).
Советский аналог американского A-10 Warthog Су-25 (по кодификации НАТО Frogfoot) остается исключительно эффективным по своему ударному воздействию штурмовиком. Су-25 был создан для нанесения ударов по сухопутным силам НАТО в Центральной Европе на случай всеобщего наступления войск Варшавского договора. Этот самолет принимал участие в многочисленных конфликтах по всему миру. В 1970-е и 1980-е годы было построено более тысячи таких штурмовиков, а сегодня на вооружении в России их остается около 200.
Су-25 хорошо послужил в Афганистане, в первой и второй чеченских войнах, в ирано-иракском конфликте, а также во многих других конфликтах, связанных с упадком и распадом Советского Союза. В прошлом году Су-25 сыграл важную роль в борьбе международных сил против ИГИЛ, а также в ходе украинско-российского конфликта. Во время конфликта на Украине обнаружилось, что этот штурмовик плохо защищен от современных зенитных систем. Россия и пророссийские ополченцы сбили несколько украинских Су-25.
![Штурмовик Су-25 на военном аэродроме в Кубинке во время подготовки воздушной части военного парада в честь 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Штурмовик Су-25 на военном аэродроме в Кубинке во время подготовки воздушной части военного парада в честь 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22792/88/227928839_0:0:3029:2000_600x0_80_0_1_c5dbb3e7a611da06719a5e5a3db5e029.jpg)
Советский аналог американского A-10 Warthog Су-25 (по кодификации НАТО Frogfoot) остается исключительно эффективным по своему ударному воздействию штурмовиком. Су-25 был создан для нанесения ударов по сухопутным силам НАТО в Центральной Европе на случай всеобщего наступления войск Варшавского договора. Этот самолет принимал участие в многочисленных конфликтах по всему миру. В 1970-е и 1980-е годы было построено более тысячи таких штурмовиков, а сегодня на вооружении в России их остается около 200.
Су-25 хорошо послужил в Афганистане, в первой и второй чеченских войнах, в ирано-иракском конфликте, а также во многих других конфликтах, связанных с упадком и распадом Советского Союза. В прошлом году Су-25 сыграл важную роль в борьбе международных сил против ИГИЛ, а также в ходе украинско-российского конфликта. Во время конфликта на Украине обнаружилось, что этот штурмовик плохо защищен от современных зенитных систем. Россия и пророссийские ополченцы сбили несколько украинских Су-25.
Все эти самолеты поступили на вооружение в период холодной войны. Некоторые, такие как Ту-95, появились на самом раннем ее этапе. Этим российские ВВС не очень сильно отличаются от западных, но большая проблема для России состоит в том, что у нее нет машин, равноценных самолетам Rafale, Eurofighter Typhoon и F-22 Raptor. Поскольку в реализации программы ПАК-ФА Россия сталкивается с рядом проблем, а ее обещания создать «перспективный авиационный комплекс дальней авиации» звучат весьма неправдоподобно, описанные выше самолеты могут остаться в составе ВВС еще на довольно длительное время. Если не считать различных вариантов из семейства Flanker, российская авиационная промышленность производит очень мало таких самолетов для своих вооруженных сил. А это означает, что пока российская экономика и российский военно-промышленный комплекс не начнут идти в ногу, мощь ВВС страны будет и дальше ослабевать.
Роберт Фарли (Robert Farley) – доцент Паттерсоновской школы дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce). В область его интересов входят вопросы национальной безопасности, военной доктрины, и морские дела. Он пишет для блога Lawyers, Guns and Money и для издания Diplomat.
На фото: истребитель Су-35.
![Новый многофункциональный истребитель Су-35 Новый многофункциональный истребитель Су-35](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22792/89/227928944_0:0:3200:1957_600x0_80_0_1_8b6d25644fde74d9615b83c6bd098469.jpg)
Все эти самолеты поступили на вооружение в период холодной войны. Некоторые, такие как Ту-95, появились на самом раннем ее этапе. Этим российские ВВС не очень сильно отличаются от западных, но большая проблема для России состоит в том, что у нее нет машин, равноценных самолетам Rafale, Eurofighter Typhoon и F-22 Raptor. Поскольку в реализации программы ПАК-ФА Россия сталкивается с рядом проблем, а ее обещания создать «перспективный авиационный комплекс дальней авиации» звучат весьма неправдоподобно, описанные выше самолеты могут остаться в составе ВВС еще на довольно длительное время. Если не считать различных вариантов из семейства Flanker, российская авиационная промышленность производит очень мало таких самолетов для своих вооруженных сил. А это означает, что пока российская экономика и российский военно-промышленный комплекс не начнут идти в ногу, мощь ВВС страны будет и дальше ослабевать.
Роберт Фарли (Robert Farley) – доцент Паттерсоновской школы дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce). В область его интересов входят вопросы национальной безопасности, военной доктрины, и морские дела. Он пишет для блога Lawyers, Guns and Money и для издания Diplomat.
На фото: истребитель Су-35.