Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

24 Мая — торжество духа

© flickr.com / glediatorРусские буквы
Русские буквы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
24 Мая — один из самых светлых болгарских праздников. В этот день мы прославляем дело святых братьев Кирилла и Мефодия, создателей болгарской письменности. В 1980 году папа Иоанн Павел ІІ объявил их духовными сопокровителями Европы. Кроме праздника букв, 24 Мая еще и день болгарского просвещения и культуры.

24 Мая — один из самых светлых болгарских праздников. В этот день мы прославляем дело святых братьев Кирилла и Мефодия, создателей болгарской письменности. В 1980 году папа Иоанн Павел ІІ объявил их духовными сопокровителями Европы. Кроме праздника букв, 24 Мая еще и день болгарского просвещения и культуры.

История новой азбуки началась в ІХ веке, когда Рим и Константинополь оспаривали право на крещение многочисленных славянских племен на территории Старого света. «Болгария в то время была в процессе славянизации, на западе и северо-западе от нее находились Сербское и Хорватское княжества. Создалась Киевская Русь, возникла Великая Моравия — самое большое славянское государство в Центральной Европе, появились зачатки княжества в Польше», — отметил в интервью «Радио Болгария» историк профессор Христо Матанов.

— Почему для создания азбуки, подходящей для славян, были избраны братья Кирилл и Мефодий?


— Кирилл был блестящим филологом, он окончил Высшую императорскую школу в Константинополе — Магнаурскую. С ранних лет участвовал в дипломатических миссиях, владел славянским языком в совершенстве, ведь он был родом из Фессалоников (совр. Салоники, Греция) — города с многолюдным славянским населением. Мефодий тоже обладал такими качествами, хотя он, скорее, был администратором, чем человеком культуры. Его делом была подготовка к крещению славян в географической области Македония. Так что, братья были отлично подготовлены к миссии в сердце Византийской империи, а именно, к привлечению славян посредством богослужения на славянском языке к византийской политической и культурной сфере влияния. Святые братья Кирилл и Мефодий были блестящими славяно-византийскими миссионерами, успешно осуществившими свою миссию по убеждению константинопольских политических кругов. Но ее общеславянское значение настолько велико, что с течением веков эта политическая подоплека позабылась и на передний план был выдвинут культурно-религиозный аспект их деятельности.

— Какова роль братьев в переводе богослужебных книг и создании богослужебного языка?


— Их роль огромна. Начну с богослужебного языка, так как это главная задача, решить которую они должны были в ходе миссии в Великой Моравии. Те, кто замышлял и кто выполнял миссию, исходили из предпосылки, что славяне могут быть христианизированы и легко привлечены к византийскому типу христианства в том случае, если это будет происходить на понимаемом и говоримом ими литургическом языке. С этой целью была создана новая азбука — славянская. Но не это самое важное. Важнее то, что с помощью этой письменности началась интенсивная переводческая деятельность, причем сразу же были переведены на славянский некоторые основные богослужебные тексты.

По мнению Матанова, самым большим испытанием в деятельности Святых братьев были именно переводы, благодаря которым они сформировали богослужебный, а позднее и литературный славяно-болгарский язык. По его словам, это эпохальное дело, поскольку переводить сложные литургические тексты на язык, в котором нет основных понятий об этих вещах, исключительно трудно. И еще: на плечи Мефодия пала ответственность за подготовку учеников, которые переняли богослужение на славянском и продолжили большое дело письменности — поначалу в Великой Моравии, а затем в других славянских странах, в том числе и в Болгарии. В 886 году болгарский князь Борис І принял в Болгарии Климента, Наума, Горазда, Саву и Ангелария — учеников Святых братьев. В стране были созданы две книжные школы — Преславская и Охридская. В них кипела бурная деятельность, которая с годами превратила нашу страну в колыбель славянской письменности и культуры.

«Это были центры, в задачу которых входила подготовка максимального числа учеников, поскольку Болгарии предстояло принять официально славянский язык, а для этого необходимо было сравнительно большое число священников, которые служили бы на этом языке в церквях, — отметил Матанов. И еще: в Охридской книжной школе была создана упрощенная азбука — кириллица. Это связано с ее руководителем — святым Климентом Охридским. Вдохновленный делом Святых братьев, он совершенно правильно решил, что принять надо такую азбуку, которая была бы усовершенствованной скорописью, что позволяло бы создавать книги быстрее. Созданная святыми Кириллом и Мефодием глаголица, — фантастическая азбука, но она трудна для написания, усвоения. Так родился и первообраз азбуки, на которой мы пишем сегодня — кириллица. Что касается Преславской школы, то она осталась немного в тени Охридской, но ее заслуга в создании элитарного литературного круга. Этот круг немногим позднее, в эпоху царя Симеона, в так называемый Золотой век болгарской культуры, начал создавать элитарную литературу, благодаря которой Болгария стала известна в образованных кругах тогдашнего славянского мира.