Во всей истории с подготовкой отставки председателя Службы безопасности Украины Валентина Наливайченко мое внимание более всего привлек факт того, что среди должностей, которые предлагались в обмен на добровольно оставление офиса на Владимирской 33, фигурировал пост вице-премьер-министра по вопросам европейской интеграции. И дело не в личности Наливайченко. С этим как раз проблем нет. Как в прошлом карьерный дипломат и заместитель министра иностранных дел Наливайченко прекрасно способен справиться с координацией евроинтеграционных усилий исполнительной власти. Дело в принципе. Пост, о введении которого в структуру правительства уже больше года говорят в Брюсселе выставили на банальные для Украины кадровые торги.
Ни для кого не секрет, что на 90% евроинтеграция Украины является вопросом не внешней, а внутренней политики. Особенно, после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, которое подразумевает огромный объем работы по перестройке национального законодательства и механизмов государственного управления под европейские требования и стандарты. Координировать этот масштабный процесс и должен был бы вице-премьер. При этом подразумевалось, что в результате прозрачных процедур или даже конкурса должность займет вызывающий доверие и уважение как на Украине, так и в ЕС управленец или дипломат без больших политических амбиций и связей с украинскими финансово-промышленными группами. Нужен был такой себе украинский Гюнтер Ферхойген, который в начале 2000-х на должности члена Еврокомиссии сумел успешно скоординировать еще более масштабный процесс расширения Евросоюза на Восток и прием в блок десяти новых членов.
Кстати, занимающийся активной общественной и преподавательской деятельностью Ферхойген на прошлой неделе побывал в Киеве. И среди прочего четко и аргументировано объяснял украинским политикам, что не стоит обижаться на Брюссель за отказ в так называемой «европейской перспективе». По его мнению, неверно ждать от ЕС того, о чем там пока предпочитают даже не задумываться. «Евросоюз не формулирует для Украины критерии для достижения членства потому, что сейчас вообще не готов даже обсуждать этот вопрос в принципе», — таким был главный месседж Ферхойгена. Действия президентской команды, показавшей, что для нее успех евроинтеграции менее важен, чем контроль над финансовыми потоками и силовыми ведомствами, только укрепляет европейцев в убеждении, что их скепсис целиком оправдан. Лозунг о будущем в ЕС привел нынешнюю команду к власти. В остальном он обременителен. И для власти, и для Евросоюза.
В целом же конфликт вокруг кресла главы СБУ ослабляет позиции Украины на Западе. Нет сомнений в том, что Петр Порошенко свое желание избавиться от Наливайченко обсуждал с западными дипломатами. Без таких дискуссий сегодня на Украине не принимается ни одного серьезного кадрового решения. Тем более, когда речь идет о таком ведомстве, как Служба безопасности. Вероятно, американцев устроило бы и перевод симпатичного им Наливайченко в кресло главы Службы внешней разведки. Однако поскольку по-хорошему сменить хозяина главного кабинета на Владимирской 33 не удалось, разгоревшийся скандал не мог не разозлить занимающихся Украиной людей за океаном. В отличие от них, обычные конгрессмены и сенаторы не обязаны вникать в тонкости украинской византийщины, и со стороны происходящее в очередной раз похоже на драку пауков в банке.