Краткое изложение
За последние шесть недель произошла активизация военного сотрудничества между Турцией, Грузией и Азербайджаном. В период с 31-го мая по 10-е июня турецкие, грузинские и азербайджанские вооруженные силы провели в восточной части Турции серию военных учений, получивших название «Кавказский орел» (Caucasian Eagle). 25 мая, за несколько дней до этого, в Баку состоялись тактические военные учения Азербайджана и Турции. Это всего лишь незначительная часть проведенных в 2015 году учений, и, кроме того, они представляют собой продолжение более ограниченного по масштабам прошлогоднего военного сотрудничества.
Недавнее расширение военной активности на Южном Кавказе этими тремя странами, с одной стороны, совпадает с масштабным участием России в конфликте на Украине, а, с другой стороны, с растущим желанием Анкары расширить свою геополитическую роль на восточных и северо-восточных границах. Москва будет использовать увеличение военной активности со стороны Турции, Грузии и Азербайджана в качестве оправдания для укрепления своих военных позиций в Армении. В то же время Азербайджан, несмотря на расширяющееся сотрудничество с другими соседними странами, все еще будет зависеть от Москвы в том, что касается поставок военного оборудования и технологий.
Анализ
Военное сотрудничество между Азербайджаном и Турцией берет свое начало в 1992 году, когда эти две страны установили связи в области военного образования. В течение следующих нескольких лет партнерство между ними расширилось на другие области, включая подготовку азербайджанских солдат пограничной службы и оказание соответствующей помощи. Но лишь в 2010 году Азербайджан и Турция официально договорились о стратегическом партнерстве, которое включает в себя обещание об оказании военной помощи в случае возникновения крупного конфликта. После этого Турция увеличила поставки военного оборудования в Азербайджан, и обе страны стали производить артиллерийские установки. Существенное изменение произошло в 2012 году, когда значительное количество грузинских военных впервые приняли участие в турецко-азербайджанских учениях. С целью дальнейшего укрепления этих процессов летом 2014 года Министерства обороны трех стран приняли решение о проведение дважды в год трехсторонних встреч, а также об увеличении количества военных учений.
Взгляд с позиции Еревана
Для Армении, которая в настоящее время испытывает серьезные экономические проблемы, сопряженные с политической нестабильностью, военные маневры с участием трех своих соседей представляют собой геополитическую проблему. На Азербайджан, Турцию и Грузию приходится большая часть границы Армении. Армения зажата между своими соперниками Турцией и Азербайджаном, а оперативные границы Армении ограничены Грузией на севере и Ираном на юге. Повышение интенсивности военных учений соответствует сдвигу в военном балансе между Арменией и Азербайджаном, поскольку столкновения между двумя странами в течение последних нескольких месяцев на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе привели к многочисленным потерям со стороны Армении и к уничтожению военного оборудования. Президент Азербайджана Ильхам Алиев недавно заявил о том, что вооруженные силы его страны достигли «полного превосходства» над войсками Армении. В мае Нахичевань — западный анклав Азербайджана, расположенный вдоль юго-западной границы Армении, — стал местом проведения совместных тактических учений с турецкими вооруженными силами, в которых приняли участие различные виды вооруженных сил этих двух стран. Для Еревана это означает вероятность возможного нападения со стороны Азербайджана на двух фронтах, к которому присоединится Турция в случае возникновения крупного военного конфликта.
Еще больший интерес представляет участие Грузии в этих военных учениях. Для Армении территория Грузии является единственными открытыми воротами в Россию, и после вступления в Евразийский Союз, потребность Еревана в обеспечение такого коридора существенным образом возросла. С точки зрения Армении, повышение военной активности Грузии за счет трехсторонних соглашений и учений, действительно, приводит к созданию военного пояса вокруг большей части ее территории. Проведенные военные учение привлекли к себе необычно мало внимания армянских средств массовой информации и государственных чиновников. Министерство обороны Армении в кратком заявлении выразило надежду на то, что военное сотрудничество Грузии с Азербайджаном и Турцией не отразиться негативным образом на отношениях с Арменией.
Россия и Турция
В апреле Россия объявила о планах укрепления своих военных баз в Армении, Абхазии, Южной Осетии и Киргизии. Возможно, это просто совпадение, однако Москва недавно предоставила Еревану кредит за сумму 200 миллионов долларов для приобретения военного оборудования — это почти половина ежегодных расходов Еревана на оборону. Помимо этого, Москва рассматривает возможность размещения в Армении комплексов «Искандер», оснащенных баллистическими ракетами земля-земля. Москва, возможно, использует опасения Еревана по поводу якобы существующей угрозы безопасности для Армении в результате сотрудничества между Азербайджаном, Турцией и Грузией в качестве основания для наращивания российского военного присутствия — именно так Москва поступила недавно в Центральной Азии, когда она раздувала угрозу, исходящую от Исламского государства.
В целом освещение средствами массовой информации военных маневров и соответствующие комментарии со стороны министров обороны сотрудничающих между собой стран ограничивались ссылками на необходимость обеспечения безопасности на Южном Кавказе за счет проведения военных конференций и обмена военным опытом. Однако, помимо дискуссии, комбинация других более важных факторов служит обоснованием для проведения подобных учений. Недавно Турция пересмотрела свою геополитическую позицию относительно Южного Кавказа, и произошло это после российско-грузинской войны, а также в результате наращивания российских вооруженных сил в двух отколовшихся от Грузии территориях. В 2010 году Россия продлила договор об аренде военной базы в Гюмри в Армении, а в поддерживаемых Россией сепаратистских регионах на Южном Кавказе постоянно проводятся военные учения. В сложившейся ситуации туркам для создания противовеса необходимо укреплять свое военное партнерство с Грузией и Азербайджаном. Однако Азербайджан с учетом логистики, легкости доступа к новому военному оборудованию и имеющихся ресурсов все еще сильно зависит от Москвы. Примерно 85% военных поставок в Азербайджан приходится на долю Москвы, и вряд ли ситуация в этом отношении изменится.
Роль энергетики
Кроме того, Турция и Азербайджан, судя по всему, пытаются защитить региональные энергетические трубопроводы (Трансанатолийский, Трансадриатический, Баку-Тбилиси-Джейхан и Южный газовый коридор), которые идут из Азербайджана в Грузию (рядом с оккупированной Россией Южной Осетией), а затем в восточную часть Турции. Существующие трубопроводы требуют защиты, поскольку военный конфликт может представлять собой опасность для поставок энергоресурсов. Во время российско-грузинской войны в августе 2008 года, когда русские оккупировали город Гори и, фактически, разделили страну на две части, они подошли на опасное расстояние к этим трубопроводам, что заставило западных операторов перекрыть их в качестве предохранительной меры.
Еще одним важным региональным проектом, требующим защиты, является железнодорожная магистраль Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс, которая свяжет в экономическом отношении весь регион от Каспийского моря до восточной Турции. Согласно существующим оценкам, эта железная дорога первоначально будет способна осуществлять перевозку 6,5 миллиона тонн грузов из Азии в Европу. Как сказал министр обороны Азербайджана Закир Гасанов на инаугурационной церемонии в Нахичевани в августе 2014 года в присутствии министров обороны Грузии и Турции, главной причиной проведения учений является необходимость обеспечивать защиту инфраструктуры трубопроводов и железной дороги, проходящих по территории трех стран. Что касается более долгосрочной перспективы, то тесное энергетическое сотрудничество между Турцией, Грузией и Азербайджаном потребует обеспечения со стороны военных безопасности маршрутов транспортировки. Все перечисленные факторы вместе взятые, вероятно, станут основными побудительными мотивами для укрепления военных связей между этими тремя странами.