Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Велосипед — изобретение, которое освободило женщин

Когда велосипед начал завоевывать сердца женщин в 1860-х годах, ученые думали, что он представляет угрозу для репродуктивных органов. Однако в конечном итоге он оказался великолепным средством эмансипации.

© CC0 / Public DomainРекламный плакат Жана де Палеологу
Рекламный плакат Жана де Палеологу
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда велосипед начал завоевывать сердца женщин в 1860-х годах, ученые думали, что он представляет угрозу для репродуктивных органов. Но в конечном итоге он оказался средством эмансипации. В 1896 году американская правозащитница Сьюзен Энтони произнесла такие слова: «Велосипед сделал для эмансипации больше, чем что-либо еще в этом мире. Я радуюсь каждый раз, когда вижу женщину на велосипеде».

В 1896 году американская правозащитница Сьюзен Энтони (Susan B. Anthony) произнесла такие слова:

«Велосипед сделал для эмансипации женщин больше, чем что-либо еще в этом мире. Я радуюсь каждый раз, когда вижу женщину на велосипеде».

Как бы удивительно ни звучало это утверждение в 2015 году, в 1890-е велосипед переживал золотой век. Все проявляли неподдельный интерес к этому «чудесному устройству, которое придает человеку скорость лошади», писали в журнале 1894 года. Кроме того, благодаря ему женщины смогли расширить свои горизонты.

Модный аксессуар богатых парижанок

Первыми за руль велосипеда сели женщины из обеспеченных слоев. Они не проявили интереса к существовавшей с 1817 года дрезине и дождались появления педалей и шин в 1860-х годах.

Тогда велосипед стал модным аксессуаром, признаком изящества. Высшие столичные круги охватила настоящая «веломания». Во Франции времен Второй Империи, где Виктор Гюго написал «Отверженных», а Османн сформировал нынешний архитектурный облик Парижа, велосипед считался идеалом современности. Парижанки катались на велосипедах в Булонском лесу и на манежах, читали журнал Le Vélocipède illustré.

Кстати говоря, на первой странице издания появилась иллюстрация женщины на велосипеде (и в мужской одежде), что подняло высоко вверх знамя прогресса.

Страх бесплодия... и сладострастия

Женщина на велосипеде, 1869 год


Как бы то ни было, свобода крутить педали не стала чем-то самим собой разумеющимся: велосипед не считался полностью подходящим для женщины тех времен.

«Хотя брюки придают женщине кавалерийский вид, который в целом сочетается с ездой на велосипеде, он лишает ее части грации, и настоящая женщина всегда сможет осознать свою ошибку», — писали в научном журнале 1894 года.

Помимо внешних приличий, пристрастие женщин к велосипеду вызывало и определенное беспокойство в научных кругах. Тогда спорт в качестве времяпрепровождения казался чем-то немыслимым, особенно для женщины. Некоторые врачи опасались, что велосипед может пагубно отразиться на их здоровье, в частности на репродуктивных органах.

В вышедшей в 1888 году «Гигиене велосипедиста» доктор Филипп Тиссье (Philippe Tissié) пишет, что велосипед может вызвать у женщины язвы, кровотечение, болезни и воспаление. Поэтому врач требует, чтобы она «оставила велосипед сильному полу». В 1903 году доктор Демени (Demeny) высказался еще категоричнее: «Для женщин велосипед навсегда останется нежелательным устройством, машиной бесплодия».

Но чего же на самом деле боялись мужчины? Что женщины себе навредят? Или же наоборот получат удовольствие?

Велосипед винили и в том, что он отталкивает женщин от исполнения супружеского долга: в результате трения о сидение женщина могла ощутить сексуальное удовольствие, «восторг», «перевозбуждение» и «припадок чувственного безумия», как писал доктор О’Фоллоуэл (Ludovic O’Followell) (в свое время похожие обвинения обрушились и на швейную машину):

«На открытом воздухе и скорости женщина постепенно отдается охватывающему ее возбуждению, чувству особого наслаждения, которое может быть сродни тому, что она ощущает на качелях и американских горках, наслаждения, которое зачастую ведет к сладострастию».

Велосипед и равенство

Споры о медицинской стороне вопроса долгое время кипели во врачебных кругах. Тем не менее со временим они осознали, что пристрастие женщин к велосипеду не ослабевает и что им от этого не становится хуже, и приняли все как данность.

Потому что против них была разыграна карта современности, ее идеи и образа.

В любом случае, велосипед был в первую очередь предметом роскоши, который присутствовал главным образом в городской среде, напоминает историк и автор книг о велосипедном спорте Жак Сере (Jacques Seray):

«Нужно было немало денег (зарплата рабочего за несколько месяцев), в связи с чем позволить его себе могли только женщины из дворянских кругов и содержанки. Так, например, светская львица и куртизанка Бланш д’Антини (Blanche d’Antigny) заказала себе портрет с велосипедом».

Рекламные плакаты с женщинами на велосипедах


В 1880-1890-х годах, с появлением более удобного и доступного современного велосипеда, его распространение все же стало шире. Сев на велосипед, женщины избавлялись от платьев на глазах у мужчин, открыли для себя новую свободу передвижения и могли преодолевать километры всего за несколько оборотов педалей. Выступая на феминистском конгрессе в Париже в 1896 году Мария Поньон (Maria Pognon) подняла тост за «несущий равенство велосипед, с помощью которого будет осуществляться эмансипация женщины».

Женщины могли положиться и на поддержку рекламщиков: на городских стенах возникло множество афиш с изображением женщин на велосипедах Peugeot, Helios и Excelsior. Их волосы развевались на ветру, а на лице сияла триумфальная улыбка.

Стоит напомнить, что автомобиль тогда делал только первые робкие шаги. И велосипед представлял собой хорошую альтернативу.

Велосипед дал возможность уехать подальше от города. «Велосипедисты ездили кататься в Булонский лес, — рассказывает Жак Сере. — Это послужило вдохновением для Жана Беро (Jean Béraud), немалая часть полотен которого посвящена женщинам, поодиночке и компаниями».

Свобода в одежде

Велосипед опередил законы своего времени, и женщины сначала крутили педали в тесных корсетах и длинных платьях. В стремлении облегчить себе жизнь, они укорачивали юбки и надевали «блумеры» (нечто вроде широких панталон), чтобы складки ткани не попали под колеса. Вот, что пишет Жорж Монторгей (Georges Montorgueil) в «Современных парижанках»:

«Велосипед создал третий пол. Идущее мимо вас существо в воздушных панталонах, с голыми икрами, тонкой талией и в соломенной шляпе — явно не мужчина. (...) Но женщина ли это? Уверенный и бодрый шаг, руки в карманах, самостоятельные прогулки, сидение на террасах, закинув ногу на ногу, дерзкие слова — перед нами велосипедист».

Изменения оказались настолько глубокими, что их закрепили в законе: два циркуляра 1892 и 1909 года разрешили женщине носить брюки, но только в том случае, если она «держит рукой руль велосипеда». Хотя ношение панталон возникло не с появлением велосипеда (их разрешили для верховой езды), он дал толчок его распространению.

Восток: та же борьба за велосипед

По всему миру, в тех странах, где женщины до сих пор не обладают равными правами с мужчинами, велосипед по-прежнему остается предметом повседневной борьбы. Так, например, в Каире к этому относятся резко отрицательно. Велосипедистки могут стать на улицах объектом сексуальных домогательств (настоящее бедствие страны) из-за того, что ездят в «непристойной позе».

То же самое относится и к Йемену: там это все так же немыслимо (кроме того, большинство женщин даже не умеют на нем ездить).

Кадр из фильма «Ваджда»


Что касается Саудовской Аравии, достаточно посмотреть фильм «Ваджда» (Wadjda). Он рассказывает историю 12-летней девочки, которая борется за мечту: кататься на велосипеде, как мальчики. Но закон не дает ей такого права, как не разрешает он и взрослым женщинам водить автомобиль.

«Когда я была подростком, помню, как родители запрещали моим подругам кататься не только на велосипеде, но и роликах под тем предлогом, что это угроза для их девственности», — вспоминает работавшая в Саудовской Аравии журналистка Кларенс Родригес (Clarence Rodriguez).

Маленькая победа: в 2013 году, через два месяца после выхода фильма, Комитет по поощрению добродетели и удержанию от порока в конечном итоге дал им это право. При условии, что они носят закрывающую все тело одежду, находятся в сопровождении родственника-мужчины и используют велосипед для развлечения, а не как средство передвижения.

Как бы то ни было, все больше женщин постепенно освобождаются от патриархальных укладов их стран и садятся за руль велосипеда. Появляются женские клубы, в которых они могут тренироваться вдали от взглядов мужчин.

В этом смогла убедиться американка Шеннон Галпин (Shannon Galpin), ярая сторонница женского велоспорта. Когда она в одиночку крутила педали среди кабульских холмов, ей стало известно о существовании национальной жесткой велосипедной команды. Эти спортсменки носят длинные брюки и рукава (и, разумеется, платок под шлемом) и катаются по дорогам до рассвета в сопровождении тренера из мужской команды.

Шеннон Галпин была искренне поражена, потому что ни разу не видела женщину на велосипеде за все 11 поездок в Афганистан. Таким образом, эта встреча стала для нее символом надежды для женщин страны. С тех она при поддержке своей правозащитной организации Mountain2Mountain призывает их к «велолюции», борьбе за их права.

Возникают и другие инициативы вроде ассоциации Go Bike в Египте, которая устраивает велопрогулки и помогает женщинам вновь обрести уверенность в городе, или сирийской страницы в Facebook, где, несмотря на войну, призывают людей сесть на велосипед и изменить отношение к женщинам.

Даже в Катаре правительство решило провести женскую велогонку, чтобы продемонстрировать политику эмансипации женщин в эмирате (пусть даже по факту они все еще во многом находятся в подчиненном положении по отношению к мужьям).

Велосипед там все больше дает о себе знать, как на Западе в начале ХХ века. Женщины садятся за руль, бросают вызов нравственным и религиозным устоям и с каждым оборотом педали наносят удар по барьерам неравенства.