На фото: Галя, 17 лет. Работа Марии Гельман с выставки «Быть собой».
![Галя, 17 лет. Работа Марии Гельман с выставки «Будь собой» Галя, 17 лет. Работа Марии Гельман с выставки «Будь собой»](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22957/77/229577752_0:0:1280:853_600x0_80_0_1_53a1b1356d0480ef2a78d5d93b5f8471.jpg)
На фото: Галя, 17 лет. Работа Марии Гельман с выставки «Быть собой».
Выставка, на которой затрагивалась тема связей и противоречий между искусством и религией, была сочтена оскорбительной религиозными фанатиками. Прислужники из Храма Святого Николая в Пыжах устроили на выставке погром, разрисовав стены надписями «Вы демоны!» и «Вы ненавидите православие». Но когда организаторы вызвали милицию, именно их, а не православных активистов, обвинили в хулиганстве. Дело закрыли за недостатком улик, но вскоре против организаторов выставки возбудили новое дело, по статье «оскорбление чувств верующих». Директора Центра Сахарова Юрия Самодурова оштрафовали на 100 тысяч рублей. А в 2010 году цензор СМИ, Роскомнадзор, обвинил «АртХронику» в «пропаганде религиозной ненависти» после того, как в журнале были опубликованы материалы с выставок «Осторожно, религия» и «Запретное искусство».
![На выставке Осторожно, религия! в центре им. Андрея Сахарова На выставке Осторожно, религия! в центре им. Андрея Сахарова](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22940/58/229405862_0:0:3056:2000_600x0_80_0_1_385ec4ec3767609324418b0d75b56890.jpg)
Выставка, на которой затрагивалась тема связей и противоречий между искусством и религией, была сочтена оскорбительной религиозными фанатиками. Прислужники из Храма Святого Николая в Пыжах устроили на выставке погром, разрисовав стены надписями «Вы демоны!» и «Вы ненавидите православие». Но когда организаторы вызвали милицию, именно их, а не православных активистов, обвинили в хулиганстве. Дело закрыли за недостатком улик, но вскоре против организаторов выставки возбудили новое дело, по статье «оскорбление чувств верующих». Директора Центра Сахарова Юрия Самодурова оштрафовали на 100 тысяч рублей. А в 2010 году цензор СМИ, Роскомнадзор, обвинил «АртХронику» в «пропаганде религиозной ненависти» после того, как в журнале были опубликованы материалы с выставок «Осторожно, религия» и «Запретное искусство».
Выставка, которую курировали глава департамента современного искусства Третьяковской галереи Андрей Ерофеев (на фото) и директор Сахаровского центра Юрий Самодуров, была посвящена темам цензуры и самоцензуры, на ней были собраны работы, удаленные с выставок в Третьяковской галерее. На выставку пускали только посетителей в возрасте 16 лет и старше, а сами экспонаты были окружены временными стенками со смотровыми отверстиями. Несмотря на это, радикальные православные активисты подвергли выставку жесткой критике. Члены движения «Народный собор» потребовали предать Ерофеева и Самодурова суду по статье «Действия, направленные на возбуждение ненависти, либо вражды, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе». В следующем году Андрея Ерофеева уволили, помимо прочего он был обвинен в «злоупотреблении служебным положением и образованием в сфере культуры и истории для совершения преступной деятельности». По словам Валентина Родионова, который занимал тогда пост директора Третьяковской галереи, причины были скорее административными, чем политическими. Во время последних слушаний по делу о выставке «Запретное искусство» арт-группа «Война» устроила акцию «Тараканий суд»: разбросала в здании суда три с половиной тысячи тараканов. В это же время снаружи православные активисты пели псалмы. На процессе выяснилось, что некоторые представители обвинения даже не видели работы, которые их так сильно «оскорбили».
![Куратор выставки «Запретное искусство» Андрей Ерофеев Куратор выставки «Запретное искусство» Андрей Ерофеев](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22957/74/229577473_0:0:1373:2000_600x0_80_0_1_87413b6642ff67dd0ff3e717dda66cc7.jpg)
Выставка, которую курировали глава департамента современного искусства Третьяковской галереи Андрей Ерофеев (на фото) и директор Сахаровского центра Юрий Самодуров, была посвящена темам цензуры и самоцензуры, на ней были собраны работы, удаленные с выставок в Третьяковской галерее. На выставку пускали только посетителей в возрасте 16 лет и старше, а сами экспонаты были окружены временными стенками со смотровыми отверстиями. Несмотря на это, радикальные православные активисты подвергли выставку жесткой критике. Члены движения «Народный собор» потребовали предать Ерофеева и Самодурова суду по статье «Действия, направленные на возбуждение ненависти, либо вражды, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе». В следующем году Андрея Ерофеева уволили, помимо прочего он был обвинен в «злоупотреблении служебным положением и образованием в сфере культуры и истории для совершения преступной деятельности». По словам Валентина Родионова, который занимал тогда пост директора Третьяковской галереи, причины были скорее административными, чем политическими. Во время последних слушаний по делу о выставке «Запретное искусство» арт-группа «Война» устроила акцию «Тараканий суд»: разбросала в здании суда три с половиной тысячи тараканов. В это же время снаружи православные активисты пели псалмы. На процессе выяснилось, что некоторые представители обвинения даже не видели работы, которые их так сильно «оскорбили».
Выставка «Соц-арт. Политическое искусство в России», ставшая результатом сотрудничества Третьяковской галереи и фонда «Ла Мезон Руж» (La Maison Rouge), спровоцировала скандал еще до своего открытия. Александр Соколов, занимавший тогда пост министра культуры и массовых коммуникаций, посчитал, что выставка оскорбительна для России и представляет страну в плохом свете. Он пообещал сделать все, что в его силах, чтобы не допустить ее открытия. Особую ярость министра культуры вызвала работа арт-группы «Синие носы» под названием «Эра милосердия», изображавшая двух целующихся милиционеров. Он назвал работу порнографической. Полностью сорвать выставку не удалось, но в итоге ее открыли без некоторых работ. Помимо фотографии «Синих носов» были сняты работы Марии Константиновой, Вячеслава Сысоева и группы «ПГ» (Илья Фальковский, Борис Спиридонов и Алексей Каталкин). Автопортрет Владислава Мамышева-Монро в образе Гитлера тоже не выпустили из России.
Фото предоставлено Музеем актуального искусства ART4.RU.
![Синие носы «Эра милосердия» Синие носы «Эра милосердия»](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22968/71/229687147_0:0:742:476_600x0_80_0_1_22b935dc8213e588335f7a71f40a4e36.jpg)
Выставка «Соц-арт. Политическое искусство в России», ставшая результатом сотрудничества Третьяковской галереи и фонда «Ла Мезон Руж» (La Maison Rouge), спровоцировала скандал еще до своего открытия. Александр Соколов, занимавший тогда пост министра культуры и массовых коммуникаций, посчитал, что выставка оскорбительна для России и представляет страну в плохом свете. Он пообещал сделать все, что в его силах, чтобы не допустить ее открытия. Особую ярость министра культуры вызвала работа арт-группы «Синие носы» под названием «Эра милосердия», изображавшая двух целующихся милиционеров. Он назвал работу порнографической. Полностью сорвать выставку не удалось, но в итоге ее открыли без некоторых работ. Помимо фотографии «Синих носов» были сняты работы Марии Константиновой, Вячеслава Сысоева и группы «ПГ» (Илья Фальковский, Борис Спиридонов и Алексей Каталкин). Автопортрет Владислава Мамышева-Монро в образе Гитлера тоже не выпустили из России.
Фото предоставлено Музеем актуального искусства ART4.RU.
На этой выставке 2012 года, куратором которой выступил галерист и бывший политтехнолог Марат Гельман, православные иконы рассматривались в качестве произведений искусства, а не предметов культа. В день открытия выставочный зал пикетировали казаки, монархисты и члены патриотического движения «Суть времени» во главе с Сергеем Кургиняном, скандировавшие «Гельман, руки прочь от культуры Краснодара!». Позднее некоторые из пикетчиков попытались напасть на Гельмана, выходившего из галереи, но их задержали. В результате некоторым из них предъявили обвинение в проведении несанкционированного митинга. Выставка продолжала работать.
На фото: выставка Icons после переезда в Санкт-Петербург.
![Открытие выставки Марата Гельмана Icons Открытие выставки Марата Гельмана Icons](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22968/73/229687376_0:0:3155:2000_600x0_80_0_1_1712003749f0ea6ac7c88f6ec76ca068.jpg)
На этой выставке 2012 года, куратором которой выступил галерист и бывший политтехнолог Марат Гельман, православные иконы рассматривались в качестве произведений искусства, а не предметов культа. В день открытия выставочный зал пикетировали казаки, монархисты и члены патриотического движения «Суть времени» во главе с Сергеем Кургиняном, скандировавшие «Гельман, руки прочь от культуры Краснодара!». Позднее некоторые из пикетчиков попытались напасть на Гельмана, выходившего из галереи, но их задержали. В результате некоторым из них предъявили обвинение в проведении несанкционированного митинга. Выставка продолжала работать.
На фото: выставка Icons после переезда в Санкт-Петербург.
Название сольной выставки работ Евгении Мальцевой, подготовленной художницей в сотрудничестве с коллекционером Виктором Бондаренко, позаимствовано из православной религиозной терминологии, описывающей подавление плотских желаний. По словам художницы, целью выставки было создание христианских изображений, соответствующих духу времени. На некоторых работах фигурировала маска-балаклава, отсылка к панк-молебну Pussy Riot, состоявшемуся ранее в том же году. Одну из форм предваряло слово «свободно». Такое отношение к православию пришлось не по вкусу казакам и православным активистам, возглавляемым бывшим любителем музыки в стиле транс и наркотиков Дмитрием «Энтео» Цорионовым. Они ворвались в Центр современного искусства «Винзавод», где проходила выставка, и попытались напасть на посетителей, блокировали вход и срывали картины, но их быстро разогнали полицейские. Затем «Духовная брань» привлекла внимание Следственного комитета. Евгению Мальцеву и Виктора Бондаренко вызвали для дачи показаний, но дело против них возбуждено не было.
На фото: священнослужитель освящает картину на открытии выставки «Духовная брань» в ЦСИ «Винзавод».
![Священнослужитель освящает картину на открытии выставки Духовная брань в ЦСИ Винзавод Священнослужитель освящает картину на открытии выставки Духовная брань в ЦСИ Винзавод](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22954/76/229547676_0:0:2919:2000_600x0_80_0_1_00f236ef7674dd07441896506864f656.jpg)
Название сольной выставки работ Евгении Мальцевой, подготовленной художницей в сотрудничестве с коллекционером Виктором Бондаренко, позаимствовано из православной религиозной терминологии, описывающей подавление плотских желаний. По словам художницы, целью выставки было создание христианских изображений, соответствующих духу времени. На некоторых работах фигурировала маска-балаклава, отсылка к панк-молебну Pussy Riot, состоявшемуся ранее в том же году. Одну из форм предваряло слово «свободно». Такое отношение к православию пришлось не по вкусу казакам и православным активистам, возглавляемым бывшим любителем музыки в стиле транс и наркотиков Дмитрием «Энтео» Цорионовым. Они ворвались в Центр современного искусства «Винзавод», где проходила выставка, и попытались напасть на посетителей, блокировали вход и срывали картины, но их быстро разогнали полицейские. Затем «Духовная брань» привлекла внимание Следственного комитета. Евгению Мальцеву и Виктора Бондаренко вызвали для дачи показаний, но дело против них возбуждено не было.
На фото: священнослужитель освящает картину на открытии выставки «Духовная брань» в ЦСИ «Винзавод».
Как следует из названия, сольная выставка Василия Слонова была связана с Олимпийскими играми в Сочи в 2014 году. Работы в виде плакатов представляли собой сатиру на коррупцию и усиление консервативных настроений на фоне подготовки к Олимпиаде. Первоначально выставка открылась во время ежегодного фестиваля искусства «Белые ночи», но ее пришлось закрыть после визита представителей местных властей. Член Совета Федерации Александр Климов опубликовал на своем личном сайте статью, в которой заявил: «Произведения, собранные в одном из выставочных павильонов фестивального городка в рамках «Белых ночей», мне напомнили то, что рисовали о России подручные пропагандисты Гитлера, а до этого – прислужники Наполеона. Свирепая морда монстра из-под доброй маски Чебурашки, виселицы вместо олимпийских колец, белый медведь, готовый растоптать маленьких фигуристов, – и все это под совершенно недвусмысленным приглашением на Сочинскую Олимпиаду (написанным по-английски). Геббельс, уверен, был бы доволен!». После этого выставка переехала в Пермь в Музей современного искусства, которым с 2009 года руководил Марат Гельман, но из-за неодобрения властей ее снова закрыли. Гельмана вскоре уволили с его поста.
![Работа Василия Слонова в выставки «Добро пожаловать в Сочи-2014» Работа Василия Слонова в выставки «Добро пожаловать в Сочи-2014»](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22957/80/229578044_0:0:1484:1941_600x0_80_0_1_7b227ad4730dd1f9ca65fe2801be9370.jpg)
Как следует из названия, сольная выставка Василия Слонова была связана с Олимпийскими играми в Сочи в 2014 году. Работы в виде плакатов представляли собой сатиру на коррупцию и усиление консервативных настроений на фоне подготовки к Олимпиаде. Первоначально выставка открылась во время ежегодного фестиваля искусства «Белые ночи», но ее пришлось закрыть после визита представителей местных властей. Член Совета Федерации Александр Климов опубликовал на своем личном сайте статью, в которой заявил: «Произведения, собранные в одном из выставочных павильонов фестивального городка в рамках «Белых ночей», мне напомнили то, что рисовали о России подручные пропагандисты Гитлера, а до этого – прислужники Наполеона. Свирепая морда монстра из-под доброй маски Чебурашки, виселицы вместо олимпийских колец, белый медведь, готовый растоптать маленьких фигуристов, – и все это под совершенно недвусмысленным приглашением на Сочинскую Олимпиаду (написанным по-английски). Геббельс, уверен, был бы доволен!». После этого выставка переехала в Пермь в Музей современного искусства, которым с 2009 года руководил Марат Гельман, но из-за неодобрения властей ее снова закрыли. Гельмана вскоре уволили с его поста.
Мемориальный музей истории политических репрессий был основан на территории бывшей исправительно-трудовой колонии. Решение поместить там музей было принято в 1992 году: тогда либеральная администрация Перми сотрудничала с движением «Мемориал», посвященным сохранению памяти жертв политических репрессий. С 2005 по 2012 год соседняя деревня Кучино принимала форум «Пилорама». У музея начались проблем после того, как к власти в Перми пришла консервативная администрация. Конфликт между администрацией и правозащитниками закончился тем, что музей перешел под полный государственный контроль и был переделан в музей работников ГУЛАГ.
![Мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36» Мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36»](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22957/81/229578136_0:0:1920:1080_600x0_80_0_1_f68c8cade3897f61f69cfbbd3964732d.jpg)
Мемориальный музей истории политических репрессий был основан на территории бывшей исправительно-трудовой колонии. Решение поместить там музей было принято в 1992 году: тогда либеральная администрация Перми сотрудничала с движением «Мемориал», посвященным сохранению памяти жертв политических репрессий. С 2005 по 2012 год соседняя деревня Кучино принимала форум «Пилорама». У музея начались проблем после того, как к власти в Перми пришла консервативная администрация. Конфликт между администрацией и правозащитниками закончился тем, что музей перешел под полный государственный контроль и был переделан в музей работников ГУЛАГ.
Выставка работ учеников мастерской Сергея Браткова, включавшая скульптуру Мартина Киппенбергера с распятой лягушкой, привела в бешенство православного активиста Дмитрия «Энтео» Цорионова, который ворвался в школу со своими подручными, сорвал плакат и распылил вонючий газ.
На фото: скульптура немецкого художника Мартина Киппенбергера, изображающая распятую лягушку, в музее Museion в Больцано, Италия.
![Скульптура немецкого художника Мартина Киппенбергера, изображающая распятую лягушку, во время акции протеста в музее Museion в Больцано, Италия Скульптура немецкого художника Мартина Киппенбергера, изображающая распятую лягушку, во время акции протеста в музее Museion в Больцано, Италия](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22957/82/229578233_0:0:3000:1957_600x0_80_0_1_eef91f28a47d046d137a5b67afb4e23f.jpg)
Выставка работ учеников мастерской Сергея Браткова, включавшая скульптуру Мартина Киппенбергера с распятой лягушкой, привела в бешенство православного активиста Дмитрия «Энтео» Цорионова, который ворвался в школу со своими подручными, сорвал плакат и распылил вонючий газ.
На фото: скульптура немецкого художника Мартина Киппенбергера, изображающая распятую лягушку, в музее Museion в Больцано, Италия.
Сольная выставка фотографа Игоря Самолета была закрыта Объединением «Выставочные залы Москвы» по цензурным соображениям прямо в день открытия. Причина: на одной из работ был запечатлен половой акт. Кураторы галереи «Богородское» Алина Глазун и Александр Журавлев обвинили Самолета в непорядочности, хотя именно они и выбрали его проект для выставки на окраине Москвы, где зрители мало знакомы с радикальными экспериментами художников.
Фотография Игоря Самолета из проекта «Будь счастлив!».
![Игорь Самолет, фотография из проекта «Будь счастлив!» Игорь Самолет, фотография из проекта «Будь счастлив!»](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22957/79/229577987_0:0:1622:1200_600x0_80_0_1_8397eaaf54f3d7fabcabd9d069d65333.jpg)
Сольная выставка фотографа Игоря Самолета была закрыта Объединением «Выставочные залы Москвы» по цензурным соображениям прямо в день открытия. Причина: на одной из работ был запечатлен половой акт. Кураторы галереи «Богородское» Алина Глазун и Александр Журавлев обвинили Самолета в непорядочности, хотя именно они и выбрали его проект для выставки на окраине Москвы, где зрители мало знакомы с радикальными экспериментами художников.
Фотография Игоря Самолета из проекта «Будь счастлив!».
Выставка «Быть собой», посвященная ЛГБТ-подросткам, чью жизнь осложнили законы о запрете гомосексуальной пропаганды, должна была рассказать о юношах и девушках, сфотографированных Марией Гельман и Дмитрием Роем. Лица несовершеннолетних на фотографиях были частично скрыты. «Мы хотели дать подросткам возможность своими словами рассказать о своих проблемах, мечтах и желаниях», – рассказала Гельман. Под давлением властей выставка несколько раз переезжала. Первоначально ее должны были показать в одном выставочном пространстве на Тверской, но владельцы галереи в последний момент отказались. Тогда она переехала в независимую галерею Red Square в помещении «Электрозавода», но и там открытие сорвалось. За два дня до открытия чиновники разместили вокруг «Электрозавода» дорожные препятствия. Тогда организаторы Игорь Ясин и Тарья Полякова решили провести выставку на одном из московских бульваров, поместив фотографии в металлические рамки, предназначенные для таких выставок. К сожалению, выставка продержалась недолго, полицейские убрали фотографии и задержали ЛГБТ-активистов и фотографа Дмитрия Стяжкина.
На фото: Галя, 17 лет. Работа Марии Гельман с выставки «Быть собой».
Пока мы готовили перевод, список пострадавших выставок пополнился: в пятницу Дмитрий Царионов и другие активисты из организации «Божья воля» повредили несколько скульптур в Манеже. – прим. ред.
![Галя, 17 лет. Работа Марии Гельман с выставки «Будь собой» Галя, 17 лет. Работа Марии Гельман с выставки «Будь собой»](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22957/78/229577878_0:0:1280:853_600x0_80_0_1_f3ccf6219481114d68971ac6377f7b3c.jpg)
Выставка «Быть собой», посвященная ЛГБТ-подросткам, чью жизнь осложнили законы о запрете гомосексуальной пропаганды, должна была рассказать о юношах и девушках, сфотографированных Марией Гельман и Дмитрием Роем. Лица несовершеннолетних на фотографиях были частично скрыты. «Мы хотели дать подросткам возможность своими словами рассказать о своих проблемах, мечтах и желаниях», – рассказала Гельман. Под давлением властей выставка несколько раз переезжала. Первоначально ее должны были показать в одном выставочном пространстве на Тверской, но владельцы галереи в последний момент отказались. Тогда она переехала в независимую галерею Red Square в помещении «Электрозавода», но и там открытие сорвалось. За два дня до открытия чиновники разместили вокруг «Электрозавода» дорожные препятствия. Тогда организаторы Игорь Ясин и Тарья Полякова решили провести выставку на одном из московских бульваров, поместив фотографии в металлические рамки, предназначенные для таких выставок. К сожалению, выставка продержалась недолго, полицейские убрали фотографии и задержали ЛГБТ-активистов и фотографа Дмитрия Стяжкина.
На фото: Галя, 17 лет. Работа Марии Гельман с выставки «Быть собой».
Пока мы готовили перевод, список пострадавших выставок пополнился: в пятницу Дмитрий Царионов и другие активисты из организации «Божья воля» повредили несколько скульптур в Манеже. – прим. ред.