В эти выходные на Аляске президент США Барак Обама примет у себя представителей ряда стран, которые приедут на конференцию по Арктике. В этом мероприятии, получившем название «Глобальное руководство в Арктике: сотрудничество, инновации, вовлеченность и устойчивость» (GLACIER), примут участие восемь членов Арктического совета и другие страны, такие, как Китай и Япония, которые заинтересованы в деятельности в Арктическом регионе.
Эта встреча ставит Канаду перед чрезвычайно интересной дилеммой.
Американцы, в частности госсекретарь США Джон Керри (John Kerry), ясно дали понять, что они хотят использовать это мероприятие для улучшения отношений с Россией в Арктике. Они считают необходимым четко разграничить военные действия России на Украине и ее деятельность в Арктике.
Дилемма, которая стоит перед Канадой, заключается в следующем: хотя она заинтересована в том, чтобы все государства, в том числе Россия, действовали в Арктике по общим правилам региона, она вовсе не заинтересована в том, чтобы действия России на Украине рассматривались как свершившийся факт, и чтобы американцы и другие западные государства закрывали на это глаза, переходя к решению других вопросов, в которых присутствует согласие.
Позиция США заключается в том, чтобы в Арктике Россия соблюдала правила игры, и Америка заинтересована в том, чтобы она продолжала их соблюдать. В частности, по мнению американцев, готовность России и впредь соблюдать условия Конвенции ООН по морскому праву и правила, согласно которым устанавливаются границы ее континентального шельфа в Арктике, – это то, что необходимо поощрять. С точки зрения американцев, это поощрение должно принимать форму более благоприятных условий взаимодействия в вопросах, касающихся Арктики. В частности, предстоящая конференция, формально посвященная вопросам изменения климата и Арктике, имеет еще одну менее заметную, но не менее важную цель: она должна продемонстрировать желание американцев сотрудничать с Россией в Арктике.
Проблема для Канады заключается в том, что в период ее председательства в Арктическом совете она поддерживала с Россией гораздо более прохладные отношения в связи с тем, что Россия применила военную силу, чтобы аннексировать Крым. Если не брать в расчет Арктику, Канада и США предпринимали одинаковые шаги, чтобы осудить вторжение России и чтобы ему противостоять. Оба государства ввели против России санкции. Канада и США разместили своих военных на территории тех стран–членов НАТО, которые граничат с Россией. Канадские и американские военные также отправились на Украину, чтобы подготовить украинскую армию к борьбе против России. Все эти действия должны были показать, что Северная Америка решительно выступает против пересмотра границ европейских государств при помощи военной силы.
Тем не менее, когда речь заходит об Арктике, позиция Америки становится гораздо более примиренческой. Несомненно, Россия подчинилась международным правилам определения границ ее континентального шельфа в регионе, однако она в то же время существенно увеличила военную активность в Арктическом регионе. В качестве примера можно назвать размещение военных самолетов вблизи и непосредственно в самом воздушном пространстве ряда арктических государств — в том числе Канады и США, а также подводных сил на территориях, принадлежащих другим арктическим государствам. Россия также в значительной мере увеличила интенсивность и частоту военных учений и начала реализовывать планы по модернизации большинства ее арктических военных баз, построенных в период холодной войны.
Неясно, почему американцы считают, что они смогут сохранять санкции и предпринимать другие шаги, демонстрирующие их обеспокоенность действиями России в Крыму, и при этом будут игнорировать увеличение военной активности России в Арктике и сотрудничать с ней в этом регионе. Такая непоследовательность в американской политике приведет к тому, что в вопросах Арктики изоляция Канады будет расти, и ее будут обвинять в чрезмерной враждебности по отношению к России.
Проблема заключается в том, что Россия не планирует возвращать Украине территории, захваченные при помощи военной силы. Чем быстрее западные страны будут двигаться к «нормализации» отношений с Россией, тем меньше стимулов у нее будет вернуть Украине эти территории. Попытки «нормализовать» отношения — или, по словам некоторых экспертов, умиротворить Россию — продемонстрируют ей, что при правильных обстоятельствах она может применять военную силу на своих границах, а затем взаимодействовать с западными державами в решении других вопросов, что фактически легализует ее военные действия. Мы должны ясно понимать, что такая логика в будущем приведет к формированию гораздо более опасной для западных стран международной системы.
Именно поэтому нас так смущает желание американцев сотрудничать с Россией в Арктике – как будто она никогда не предпринимала никаких действий на Украине.
Роб Хьюберт — научный сотрудник Канадского института мировой политики