В то самое время, когда фанатичные духовные лидеры Ирана запретили Даниэлю Баренбойму (Daniel Barenboim) поездку в Тегеран в качестве дирижера берлинского оркестра Staatskapelle ввиду его израильского гражданства (которое Иран не признает), министр культуры и спорта Израиля Мири Регев (Miri Regev), в свою очередь, тоже требовала от канцлера Германии Ангелы Меркель воспрепятствовать поездке дирижера в Иран, поскольку данный гражданин Израиля своей критикой строительства еврейских поселений, в частности, и палестинской политики Тель-Авива в целом мог нанести серьезный ущерб делу мира.
Два диаметрально противоположных экстремистских подхода, проявившихся в одно и то же время, подтверждают известный тезис о единстве противоположностей. И тот, и другой, с одной стороны, показывают полное отсутствие здравого смысла и религиозную одержимость, довлеющую в вопросе палестино-израильского конфликта, а с другой — ту нечеловеческую по своему накалу борьбу, которую ведут люди, подобные Даниэлю Баренбойму, пытающиеся навести мосты и с помощью здравого смысла и доброй воли приблизить друг к другу два народа, разделенные морями взаимной ненависти и фанатизма.
Я глубоко восхищаюсь Даниэлем Баренбоймом как пианистом и дирижером. Я слышал его выступления в качестве солиста и дирижера лучших оркестров мира, и он всегда казался мне одним из самых выдающихся музыкантов современности. И конечно же, я с нетерпением ожидаю скорого появления его нового исполнения двух концертов для фортепиано Брамса. Это его любимые произведения с тех пор, как он впервые их записал в 1958 году, играя в оркестре под руководством Зубина Меты.
Я восхищаюсь Баренбоймом не только как великим исполнителем и дирижером, но также как гражданином, последовательно отстаивающим идеалы справедливости и свободы. На протяжении всей своей жизни он мужественно плыл против течения, защищая то, что считал справедливым и достойным защиты или критики. Хотя он и родился в Аргентине, но является гражданином Израиля и всегда вместе с другими израильтянами выступал против бесчеловечной политики, проводимой израильскими правительствами, в частности, руководимого Нетаньяху, по отношению к палестинцам на оккупированных территориях в секторе Газа. Баренбойм прилагал постоянные усилия для того, чтобы навести мосты и начать с ними открытый диалог. Так родился проект, кураторами которого стали он и выдающийся палестинский интеллектуал Эдвард Саид: создание в 1999 году оркестра West-Eastern Divan Orchestra под патронатом правительства Андалузии. В оркестре играют молодые музыканты из Израиля, арабских стран и Испании. Его усилия по налаживанию палестино-израильского диалога были высоко оценены палестинцами. Баренбойму предложено палестинское гражданство, которое музыкант принял, пояснив, что делает этот шаг с «надеждой на то, что он будет воспринят как знак примирения между двумя народами».
Но когда настало время, Баренбойм выступил и на другом, если можно так выразиться, фланге идеологического поля. Например, принял участие в кампании за то, чтобы музыкальные произведения Вагнера стали исполняться в Израиле, где до той поры они были запрещены из-за антисемитских взглядов немецкого композитора. Предпринятые шаги увенчались успехом, и он сам 7 июня 2001 года дирижировал в Иерусалиме берлинским Staatskapelle при исполнении оперы «Тристан и Изольда». Кто-то из зрителей выкрикивал «фашист», «нацист», но большая часть присутствовавшей в зале публики встретила аплодисментами как музыкантов, так и саму оперу, поддержав таким образом высказывание Баренбойма о том, что творческий талант Вагнера не оказался зараженным его расистскими предубеждениями. Наверное, то же самое можно сказать и по отношению к другим великим деятелям искусства, таким, как Бальзак, Томас Манн и Томас Элиот?
Музыканты гораздо реже писателей и других деятелей искусства участвуют в политической жизни. Возможно, потому, что музыка, особенно так называемая «культурная», обладает видимостью идеологической нейтральности, не высказывая своего отношения к политическим и социальным проблемам того времени, когда она была написана. И все же, ее использование той или иной культурой или авторитарным режимом придает ей определенную идеологическую окраску, точно так же, как и принадлежность к тем или иным партиям, движениям и гражданская позиция ее композиторов и исполнителей. Гитлер и нацисты незаконно использовали музыку Вагнера как провозвестницу Третьего Рейха (то же самое они пытались сделать и с философией Ницше), и это насильственное отождествление продолжалось в течение продолжительного времени, лишая художественной ценности и оригинальности сочинения Вагнера в глазах широких слоев населения. Следует сказать слова благодарности Даниэлю Баренбойму за его усилия по возвращению публике одного из неоспоримых музыкальных гениев, а также за то, что он помог нам понять, что гениальность музыканта, художника, поэта и даже философа (например, Хейдеггера) не является гарантией от заблуждений и серьезных ошибок.
Скоро Даниэлю Баренбойму исполнится 73 года, которых ему никто и никогда не даст, если посмотрит на его напряженный рабочий график. Обладатель четырех паспортов — аргентинского, израильского, испанского и палестинского, — он постоянно общается с людьми на шести языках и выступает в качестве дирижера или пианиста в самых известных концертных залах мира. А поскольку даже столь активная творческая работа не в состоянии истощить его неукротимую энергию, музыкант еще находит время для обсуждения актуальных вопросов с людьми самых разных политических взглядов. И делает это ради самых благих целей: торжества здравого смысла над фанатизмом и экстремизмом, защиты демократии от всяких авторитарных и тоталитарных режимов и пропаганды культуры и искусства как всемирного достояния, которое не должно подвергаться ни цензуре, ни каким-либо иным ограничениям.
В наше столь непростое и смутное время, прежде всего в том, что касается культурной жизни и политической деятельности, многие деятели искусства и культуры впали в пессимизм: замкнулись в себе, сосредоточились на деятельности, которая служит им непроницаемой броней от проблем окружающего мира, закрыли глаза и заткнули уши, чтобы не смешаться с простолюдинами и не опуститься до их уровня. Даниэль Баренбойм не желает уходить от мира и его проблем. Своим смелым творчеством и достойной подражания гражданской позицией он показывает нам, что надежда всегда есть, и что, несмотря на все препятствия и невзгоды, необходимо продолжать бороться за лучший мир. И недружественные действия, предпринятые по отношению к нему со стороны иранских духовных лидеров и министра культуры Израиля, по сути дела, только прославляют его мужество.