На Донбассе впервые за все время агрессии Кремля против Украины с 1 сентября реально прекращен огонь со стороны российско-террористических войск. Одиночные обстрелы, разумеется, происходят, но ситуация кардинально отличается от того, что было раньше. О выполнении противником Минских соглашений в этой части заявил недавно и президент Петр Порошенко. О чем свидетельствует прекращение огня и как может развиваться ситуация далее?
Первое. Для начала хотелось бы акцентировать внимание на том, что, как часто это бывает в Украине, политики и масс-медиа «забыли» вспомнить реальных людей, движущих процесс. Сфера ответственности за прекращение огня и вообще все, что касается военных вопросов, — это компетенция подгруппы по безопасности Трехсторонней контактной группы, которую возглавляет Евгений Марчук. Невероятных усилий стоила Евгению Кирилловичу договоренность о прекращении огня, чтобы дети элементарно смогли нормально начать учебный год. Подчеркнем, что участие Евгения Марчука в Минском процессе происходит исключительно на волонтерских началах.
«Я благодарна нашим военным, дипломатам (а это сегодня фронт), — пишет у себя на странице в Facebook председатель подгруппы по гуманитарным вопросам от Украины Ирина Геращенко. — А наша минская группа тоже, очень хочется верить, делает сюда свой маленький скромный вклад. Горячее всего сейчас — в безопасностной группе. И нас там достойно представляет Евгений Марчук. Я вам скажу, это то поколение, которое всегда в форме. Честь учиться у них».
Сейчас перед подгруппой по безопасности стоит следующая задача: договориться относительно окончательного текста соглашения об отведении вооружения калибра менее 100 мм на Донбассе. Но здесь переговоры еще продолжаются.
Второе. Мы с самого начала выступали против «минского формата», но на сегодняшний день нужно исходить из существующих реалий. Так, нынешняя власть сама себя позволила загнать в ловушку. Во-первых, вместо реальных перемен и отказа от старых правил, она после Евромайдана по сути осталась в фарватере старой системы «Кучмы-Януковича». В качестве доказательства — назначение архитектора кланово-олигархической системы Леонида Кучмы главным переговорщиком в Минске и членом Конституционной комиссии. Соответственно, в стране начались не реформы, а наложение проблем в новых условиях. Между тем, Москва последовательно реализовывала свой давно подготовленный план по дестабилизации Украины.
Следовательно, страна оказалась в сложной ситуации. И из нее нужно выходить. Тем более, когда Украина уже приняла на себя обязательство в рамках Минских договоренностей. Какие последние новости в данном контексте? Лидеры стран «нормандской четверки» ждут достижения договоренностей о сроках и условиях проведения местных выборов в пострадавших от войны районах Донбасса на основе украинского законодательства. По словам спикера Федерального правительства Германии Штеффена Зайберта, такая договоренность была достигнута по результатам телефонного разговора федерального канцлера Ангелы Меркель с президентами Франции, Украины и РФ — Франсуа Олландом, Петром Порошенко и Владимиром Путиным.
«Все стороны приветствовали в значительной степени стойкое нынче соблюдение прекращения огня, согласованное с действием от 1 сентября при посредничестве Трехсторонней контактной группы и призвали к активизации усилий относительно последующего улучшения безопасностной ситуации. Сюда, в частности, относится неограниченный, безопасный доступ наблюдателей ОБСЕ в зону конфликта, полное отведение тяжелых вооружений и финализация планируемого соглашения об отведении вооружений калибром до 100 мм. В ближайшие недели должна быть достигнута договоренность о сроках и условиях местных выборов в пострадавших местностях на основе украинского законодательства и стандартов ОБСЕ/БДИПЛ», — сказал Зайберт.
Также четыре лидера стран подтвердили свою готовность встретиться в начале октября в «нормандском формате» на саммите в Париже. Но этому должна предшествовать встреча министров иностранных дел 12 сентября в Берлине. Главная цель для Украины теперь — заставить Кремль выполнять свои обязательства по Минским договоренностям.
Третье. Очень важно, как Украина сама использует перемирие. Тревожной стала новость о том, что, оказывается, власть до сих пор не ввела экономические санкции против субъектов Российской Федерации, сообщает «ЛІГАБізнесІнформ». «По состоянию на 8 сентября 2015 года специальные экономические и другие ограничительные меры против физических и юридических лиц Российской Федерации в порядке, установленном Законом Украины от 14 августа 2014 года № 1644, — УII «О санкциях», не введены», — отметили в СНБО. И это в то время, когда наша страна просит весь мир — наказать Россию санкциями. Разумеется, такие двойные стандарты не могут вызывать доверие ни у украинского общества, ни у международных партнеров.
Комментарии
«Наш сценарий — формирование антипутинской коалиции, усиление санкций, укрепление украинских Вооруженных сил»
Владимир Огрызко, экс-министр иностранных дел Украины, Киев:
— Мне кажется, Кремль в настоящий момент решил несколько изменить тактику в контексте двух моментов. Первый из них заключается в том, что помпезно объявлено об участии Путина в работе дежурной — юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где он будет пытаться снова нарисовать образ борца с терроризмом, образ миротворца и прочее. Следовательно, интенсифицировать вооруженные провокации и наступления во время этого периода с начала сентября и к началу работы ГА ООН было бы абсолютно нелогичным. Во-вторых, Путин пытается создать определенную почву для того, чтобы избежать обвинений в эскалации конфликта, а с другой стороны — для того, чтобы показать, что Россия действительно не причастна к нему, более того, является гарантом урегулирования.
Мне кажется, что этот период затишья не будет длительным, а будет продолжаться до того момента, пока Путин не вернется из Нью-Йорка.
Если проанализировать ход переговоров в группе по безопасности, которая решает эти вопросы, то еще в конце июня с украинской стороны были представлены конкретные предложения относительно того, каким образом можно было бы в течение максимум нескольких недель отвести вооружение калибром менее 100 мм. Сегодня — начало сентября, а переговоры, которые состоялись 8 и 9 сентября, не дали результатов. На самом деле российская сторона в лице своих наемников «ЛНР» и «ДНР» не заинтересована в том, чтобы на Донбассе был мир. Поэтому идет тактика затягивания, продолжения бесконечных и бесплодных переговоров. Безусловно, здесь нет вины украинской стороны, которая раньше подала предложения по этому вопросу.
Поэтому, мне кажется, нам не следует из этого кратковременного затишья делать далеко идущие позитивные и мирные выводы. Впереди очень тяжелый период борьбы и на фронте в буквальном смысле этого слова, и на дипломатическом фронте. Поэтому я бы не стал думать о каком-то сценарии изменения нашей тактики. Она должна остаться такой же: формирование антипутинской коалиции, усиление санкций, а также укрепление украинских Вооруженных сил. А это комбинация тех ответов, которые могут заставить Путина по-настоящему отступить.
Решение относительно санкций против России должно быть именно украинским, потому что странно требовать введения санкций от других и не вводить их самим. Я думаю, что политическая линия на усиление санкций должна быть безусловно продолжена.
Очевидно, когда идет речь о привлечении такого высокопрофессионального лица, как Евгений Марчук, то, понятно, это значительно улучшит качество документов, которые готовятся. Ведь не секрет, что именно специалисты должны делать то, что они умеют. Потому что политики очень часто не видят подводные камни, которые сразу идентифицирует специалист. Поэтому привлечение такого тяжеловика, безусловно, будет способствовать тому, что мы станем говорить с российской стороной языком фактов, профессионализма и аргументов.
Но понятно, что для России не главное — достижение результата, который бы устраивал все стороны. Для России будет результат тогда, когда Украина поднимет белый флаг. Поэтому, несмотря на то, что с нашей стороны есть и профессионалы, и желание договориться, это еще ничего не означает. Следовательно, для нас важно в дальнейшем сохранять поддержку со стороны Запада, боеспособность и общие санкции против агрессора. Лишь такая комбинация может дать кумулятивный эффект против России.
«Проводить выборы по украинскому законодательству в данных условиях на Донбассе будет сложно»
Константин Соколов, заместитель главы Антитеррористической операции:
— Сейчас действительно в зоне АТО наблюдается затишье в связи с соблюдением режима тишины. На это есть определенные договоренности. Конечно, хотелось бы чтобы это перемирие было стратегическим, но пока это лишь договоренности о режиме тишины. Бандформирования являются в данном случае лишь представителями воли Москвы, от которой этот мир и зависит. Сами «ЛНР» и «ДНР» на ситуацию не влияют. Мое мнение относительно того, почему российская сторона пошла на перемирие, является тот факт, что ожидается выступление Путина в ООН. До этого выступления и будет продолжаться перемирие.
Лавров сообщает, что «ЛНР» и «ДНР» готовы провести выборы согласно украинскому законодательству. Однако как можно там проводить выборы по украинскому законодательству при данных условиях, если там нигде даже не висит украинский флаг. Они нас не признают как своих сограждан и себя не считают частью Украины. Это и подрывает стратегическую перспективу перемирия. Сейчас осталась надежда на Минские переговоры. Не смотря на то, что не все там гладко, вопрос об отводе вооружения калибра меньше 100 мм решается. Поэтому деэскалация конфликта наметилась. Не хочется это хрупкое перемирие спугнуть.