Западная общественная модель переживает кризис. Восходящие и нисходящие силы разрывают тот порядок, который до последнего времени, казалось, намного превосходил все остальные альтернативные варианты. Диалектика кризиса в первую очередь связана с потрясающим успехом этой модели. Магия рынка и благосостояния, личной свободы и демократического самоопределения продолжает действовать. Возможности рыночной экономики в Америке, в Европе и в Азии огромны. Конечно, новое огромное богатство заставляет бедность выглядеть еще более резко и скандально. Однако в целом глобализация значительно понизила уровень голода и страданий. Она повысила благосостояние, увеличила пространство свободы и сузила границы.
Однако весьма серьезными являются также проблемы, связанные с необходимостью приспособления. При этом не только обостряется социальное неравенство, но и разрушаются испытанные порядки и хорошо продуманные институты. Цена за отказ от приспособления повышается. Некоторые авторитарные правители и популистские движения — и не только в Греции — подсчитывают цену фундаментального отказа. Пороговые страны, а также старые и устойчивые демократии находятся в сложном положении, поскольку на них оказывают воздействие силы международной координации, культурной фрагментации и протеста избирателей, которые продолжают ориентироваться в политическое пространстве национальных государств.
Глобализация оказывает давление на социальное государство
Мир 21-го века — это мир открытых границ, мир объединения в общую сеть политики, экономики и культуры. В новых условиях интернациональности политические партии могут сдержать свои обещания в области государства всеобщего благосостояния и социального государства только в том случае, если будут требовать от людей высокую мобильность и большую продуктивность, если будут использовать местные преимущества, занимать существующие ниши, а свои политические решения будут точно подстраивать под потребности динамичного мирового рынка.
Политика государств и действия связанных между собой торговых пространств направлены на то, чтобы попытаться помочь своим экономикам обойти подводные камни открытого мирового общества. При этом в политическом процессе редко можно услышать неприкрашенную правду, тогда как дипломатически зашифрованные послания и реальный учет существующих настроений является обычным делом любого правления. Но когда экономический рационализм и необходимость подстраиваться в условиях надгосударственного управления в фундаментальном плане уже не воспринимаются избирателями, левые и правые популистские движения получают возможность потрясти традиционный партийный спектр и стимулировать иррациональное политическое поведение. И в результате возникает медленно развивающийся, но устойчивый кризис легитимности.
Экономико-политические рецепты в Соединенных Штатах, в Евросоюзе и в Японии не всегда являются продуманными, и они, конечно же, не отливаются в одной форме. Дерегулирование международных финансов и большие государственные долги порождают серьезные структурные проблемы. В некоторых государствах разного рода трюки с финансовыми и монетарными инструментами кажутся просто необходимыми для того, чтобы существующие сложные структуры не развалились как карточный домик, тогда как в других странах старой социальной рыночной экономики, судя по всему, возникает новое, политически управляемое рыночное хозяйство. Экспансивная денежная политика, а также стратегия нулевого процента потрясают институт частной собственности и в очередной раз отвязывают финансовую систему от ситуации в реальной экономике. В финансовой сфере деньги, по-прежнему, быстро зарабатываются, а с помощью «буржуазных» форм вложений сделать это все еще сложно, и в результате теряется еще одна часть доверия среднего класса.
Признаки культурной борьбы
В то время как экономические рамки существующего в крупных демократиях порядка становятся все более неопределенными, на обыденном уровне отмечается рост опасений относительно будущего. Происходит потеря ориентации. На периферии увеличивается количество восстаний против Запада с его основными ценностями и жизненными установками. Это находит свое выражение не только в использующем насилие исламизме — в более скрытой форме подобные протестные настроения отмечаются также в таких странах как Россия, Венгрия, Турция, Египет, Венесуэла, Китай и даже Япония.
В этом можно увидеть признаки культурной борьбы — с неясными линиями фронта. Должны ли мы запрещать в общественных местах ношение одежды типа бурка, полностью закрывающей тело, или это было бы чрезмерной и исламофобской реакцией? Некоторые люди заявляют о своем страхе по поводу исламизации Европы и обращают полные симпатии взгляды на путинскую Россию. Защищает ли российский президент только суверенитет и, в конечном итоге, свободу своей страны, или он душит демократию и рыночную экономику и таким образом мешает ей присоединиться к Западу?
Противоречивые образцы восприятия и действия свидетельствуют о переломном моменте. Лидеров общественного мнения охватывает неприятное чувство по поводу того, что они хотят удержать общество на верном пути с помощью педагогических приемов. Однако политические тезисы правильного поведения и справедливого обращения сами по себе не приносят желаемого результата. Вместо этого нужно вложить пальцы в раны Запада. Несмотря на колоссальные успехи, сохраняются сомнения по поводу его социально-культурной устойчивости. Отсутствует сознательное отношение к нормативным и практическим основам свободы и благосостояния. Такие важные институты как правовое государство, демократия, статус гражданина, образование, семья, социальная рыночная экономика, международное сотрудничество и свобода науки воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. От такого рода институтов требуют результатов, иногда слишком завышенных, без разумного и взвешенного подхода, и тогда страдает их оценка.
Политика, находящаяся в зависимости от поверхностных настроений, образцов и моды, но еще больше от более глубоко расположенного усердия, идейного богатства и способности суждения своих граждан, не может быть ничем лучшим, чем суммой людей, образующих страну. Если западная модель не только будет пытаться выжить и стабилизироваться, но и захочет стать привлекательной концепцией будущего, то в таком случае ее основы должны быть вновь измерены и картографированы. Речь идет о духовных (нормативных) и реальных (фактических) предпосылках свободного общества по образцу западного нового времени. Следует основательно исследовать будущее Запада.
Удо ди Фабио является профессором Боннского университета, а ранее он в течение 12 лет был судьей Федерального конституционного суда. Данная статья представляет собой предисловие к его новой книге «Шатающийся Запад. Как нужно разработать новую общественную модель» (Schwankender Westen. Wie sich ein Gesellschaftsmodell neu erfinden muss), которая поступит в продажу 14 сентября 2015 года.