Бразилия желает быть то мировой державой, то страной «кофе с молоком» — в зависимости от обстоятельств.
Страна требует реформы Совета Безопасности ООН, куда в настоящее время входят лишь пять постоянных членов, обладающих правом вето — Китай, Великобритания, Франция, Россия и США.
Бразильское правительство полагает, что мир изменился и за столом переговоров пора дать место и таким развивающимся странам, как Бразилия.
Звучит вполне справедливо.
Однако новые права влекут за собой и новые обязанности.
Бразилия стремится получить больше власти в ООН? Для начала ей не мешало бы добросовестно вносить свои членские взносы и рассчитаться с долгами (при этом, правда, можно вспомнить, что Соединенные Штаты, которые выступают как крупнейший донор средств для Организации Объединенных Наций, являются и ее крупнейшим должником).
Но не только здесь у бразильского правительства оказывается двойная система мер и весов.
Всеобщая система тарифных преференций (GSP) предполагает снижение тарифных ставок на ввоз в США продукции из развивающихся стран.
Время от времени какой-нибудь из американских сенаторов призывает исключить Бразилию из списка GSP, поскольку Всемирный банк классифицирует ее как государство с «уровнем дохода выше среднего».
Но бразильское правительство отчаянно сопротивляется и под давлением промышленников настаивает на сохранении для себя тарифных преференций для бедных стран, хотя одновременно является членом большой двадцатки, которая объединяет крупнейшие экономики мира.
В переговорах по изменению климата мы наблюдаем ту же картину.
В интервью Folha Тодд Стерн (Todd Stern), главный представитель США на парижских переговорах по проблемам климата, заявил, что такие развивающиеся страны, как Китай и Бразилия, должны будут вносить в общий фонд 100 миллиардов долларов ежегодно, чтобы помочь развивающимся странам адаптироваться к глобальному потеплению и принимать меры по смягчению его последствий.
«Мы находим несправедливой систему дифференциации 1992 года, которая предусматривает лишь две изначальные категории и с тех пор не продвинулась вперед, несмотря на значительные изменения в мире (согласно Киотскому протоколу, обязательства по сокращению выбросов берут на себя развитые страны ввиду их исторической ответственности за текущий уровень загрязнения, а развивающиеся страны, в том числе основные загрязнители сегодня, например, Китай, от них освобождены)».
В интервью газете Valor Econômico министр окружающей среды Изабелла Тейшейра (Izabella Teixeira) отметила, что дифференциация между развитыми и развивающимися странами станет главным камнем преткновения на парижской конференции.
По ее словам, ресурсы на климат должны поступать от развитых стран.
Как говорится, хотим «и рыбку съесть, и в воду не лезть» — но невозможно иметь все сразу.