Из-за своего геостратегического положения наша страна представляет собой важный транзитный пункт, который обеспечивает доступ к большим запасам нефтегазовых ресурсов бассейна Каспийского моря и ближневосточного региона на востоке и юге для Европы (крупнейшего потребительского рынка), а также для всех в открытых морях. Каспийский бассейн, опоясывающий Турцию и содержащий 80% мировых разведанных запасов сырой нефти и 72% запасов природного газа, включает территории Ближнего Востока и России. Геостратегическое положение Турции дает ей возможность быть энергетическим коридором между Востоком и Западом, между богатыми энергоресурсами регионами и европейскими странами, которые на импорт энергетики тратят в среднем 300 миллиардов долларов в год. То, что Турция может служить энергетическим коридором и обеспечивать трансфер энергоресурсов Каспийского бассейна в Европу, она показала такими проектами, как нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан и газопровод Баку — Тбилиси — Эрзурум. С отсылкой на эти проекты и возникла инициатива Nabucco, нацеленная на передачу природного газа Каспия и Ближнего Востока в Европу.
Первые подписи по проекту Nabucco были поставлены 13 июля 2009 года в Анкаре. Проект задумывали для передачи природного газа Каспийского бассейна в Европу через Турцию, по маршруту Болгария — Румыния — Венгрия — Австрия. Проект также был нацелен на то, чтобы разрушить монополию России на европейском и турецком газовом рынке и одновременно диверсифицировать источники поставок природного газа.
Согласно графику, заявленному после подписания соглашений по Nabucco, первая поставка природного газа должна была состояться в 2014 году. К этому сроку по трубопроводу планировалось передавать 8-11 миллиардов кубометров природного газа. В начале реализации проекта ожидалось, что Nabucco будет соединяться с газопроводом Иран — Турция в Эрзуруме. Однако в то время планы по передаче иранского природного газа в Европу столкнулись с эмбарго США. В итоге Иран, держатель крупнейших запасов природного газа, не смог поставлять свой газ в Европу по Nabucco.
Россия, которая хотела остаться монополистом на европейском и турецком рынках, не желала реализации проекта Nabucco. Турция импортирует из России порядка 65% потребляемого природного газа, страны ЕС — около 50%. Чтобы сохранить привилегированное положение и в одиночку определять цены на природный газ, Россия заключила долгосрочные дорогостоящие газовые контракты с Азербайджаном, Туркменией, Казахстаном. Таким образом ей удалось помешать закачке каспийского природного газа в трубопровод Nabucco.
Казахстан, потенциальный поставщик газа для данного проекта, со временем отказался снабжать газом Nabucco и заявил, что будет действовать совместно с Россией. А Азербайджан, способный экспортировать 15 миллиардов кубометров природного газа в год, подписал с Москвой долгосрочный контракт о продаже РФ половины объемов экспортируемого природного газа. Вот и Азербайджан не стал поставщиком газа для Nabucco. На момент подписания соглашений президент Туркмении Бердымухамедов заявлял, что готов продавать природный газ Nabucco. Но вскоре после того, как были поставлены подписи, глава КНР Ху Цзиньтао (Hu Jintao), президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Узбекистана Ислам Каримов и президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов открыли новый газовый вентиль, мощность которого ожидалась на уровне 40 миллиардов кубометров в год. В итоге и у Туркмении не осталось шансов стать поставщиком газа в Nabucco.
К середине 2013 года «проекту века» Nabucco азербайджанская нефтяная компания SOCAR, а также консорциум в составе British Petroleum (BP) и Total, разрабатывавшие месторождение «Шахдениз-2», предпочли Трансадриатический трубопровод (TAP). Теперь природный газ, который добывают в Каспийском бассейне, должен был идти в Европу по нему.
С подписанием TAP «проект века» Nabucco остался на пыльных страницах истории как мертворожденный проект. Если мы не извлечем необходимых уроков из Nabucco, история повторится, и другой «проект века», в котором Турция будет играть главную роль, постигнет та же участь.