Самой большой неожиданностью в инциденте с российским бомбардировщиком, сбитым турецкими ВВС, заключается в том, что это не произошло раньше.
Москва увеличила число вторжений в воздушное пространство стран НАТО, особенно в Прибалтике, а также в Западной Европе. Когда Россия недавно создала военно-воздушную базу в сирийской провинции Латакия, всего в 30 километрах от государства, являющегося членом НАТО, президент Владимир Путин перевел свое давнее соперничество с НАТО на более высокий и более опасный уровень. Теперь, когда Россия и НАТО вынуждены справляться с негативными последствиями этого шага, важно не забывать о тех мощных идеологических, геостратегических и внутриполитических императивах, которые поставили российского президента на этот путь.
В основе внешней политики г-на Путина лежат несколько принципов. Россия никогда никому не причиняет зла, а Запад, между тем, постоянно пытается ей навредить. Конец холодной войны стал для России примерно тем, чем стал Версальский договор для Германии после окончания Первой мировой войны, то есть источником бесконечных страданий и унижений.
Первостепенный долг каждого по-настоящему патриотичного российского лидера заключается в том, чтобы вернуть российскому государству хотя бы часть тех ключевых экономических, политических и геостратегических активов, которые оно утратило с распадом Советского Союза. Таков план и основная стратегическая программа г-на Путина, которую он стремится реализовать с первых дней своего президентства в 2000 году. Несколько лет назад я назвал это доктриной Путина.
Учитывая то, то недавно российская экономика погрузилась в состояние на первый взгляд бесконечной рецессии, к смеси внешнеполитических императивов г-на Путина добавился еще и мощный внутриполитический фактор. Не желая проводить жизненно важные институциональные реформы, г-н Путин, чей рейтинг популярности в 2012-2013 годах резко пошел на спад, изменил основания легитимности своего режима с устойчивого экономического прогресса и роста личных доходов на патриотическую мобилизацию.
Согласно этой новой легитимирующей концепции, запад объявил Кремлю войну. В рамках этой концепции Украина, как сказал г-н Путин, стала «иностранным легионом НАТО», возглавляемым «фашистской хунтой» под руководством ЦРУ. Г-н Путин способен не только защитить родину, но и восстановить утраченное величие Советского Союза, заставив мир снова бояться и уважать Россию.
За этим последовали аннексия Крыма, война на Украине и вмешательство России в сирийскую гражданскую войну на стороне Башара Асада. Оседлав тигра патриотического пыла, г-н Путин умело заставил его двигаться в нужном направлении. Для многих россиян гордость за родину, осажденную, но при этом одерживающую одну победу за другой, смягчает бремя экономических трудностей.
Однако проблема такого вида транспорта заключается в том, что он постоянно требует свежего мяса, и чем больше крови, тем лучше. Это особенно важно теперь, когда, по прогнозам, ВВП России в этом году снизится на 3-4%, а инфляция составит как минимум 13%. С 2013 года рубль потерял больше половины своей стоимости, а в 2014 году из страны было выведено 151 миллиарда долларов. Процент россиян, живущих за чертой бедности (154 доллара в месяц) за последние два года вырос почти в два раза и составил 16% или 23 миллиона человек.
В этом контексте атака на российский самолет со стороны государства-члена НАТО является мощным подспорьем для легитимирующей пропаганды. То, что г-н Путин уже назвал «ударом в спину», открывает перед Кремлем массу возможностей для дальнейшей эскалации конфронтации с его главным противником, с ненавистным НАТО, которую можно будет очень выгодно подать напуганной российской общественности.
Может ли Запад сейчас перестать играть с Россией в догонялки и начать снижать опасную остроту практически мессианской внешней политики г-на Путина?
Единственный эффективный способ изменить поведение России заключается в том, чтобы увеличить внутриполитические издержки и риски внешней политики г-на Путина. Политическую динамику его режима необходимо постепенно разворачивать в противоположном направлении до тех пор, пока внешняя политика — в настоящий момент единственный источник успехов, легитимности и общественной поддержки режима — не станет источником сомнений, смущения и сожалений, заставив г-на Путина впервые провести анализ политических издержек и эффективности.
Чем выше уровень патриотизма, тем выше риск разочарований в случае неудачи. В этом отношении российская история достаточно недвусмысленна. Самые бурные смены режима за последние 150 лет случались именно после внешнеполитических и военных поражений: масштабные либеральные реформы Александра II после поражения в крымской войне (1853-1856), революция 1905 года после Русско-японской войны (1904-1905), большевистская революция 1917 года во время Первой мировой войны, снятие Никиты Хрущева после Кубинского ракетного кризиса, перестройка Михаила Горбачева, начавшаяся во многом из-за войны в Афганистане.
Г-н Путин знает историю и не хочет ее повторять. Однако сейчас он подвергается той же угрозе. И некоторые меры могут это ускорить.
Для начала США, Франция и другие союзники по НАТО могут увеличить давление на режим Асада до такой степени, что г-ну Путину — чтобы сохранить лицо — придется начинать переговоры по выходу из Сирии. Запад также должен отправить такое оборонительное оружие, как противотанковые системы, на Украину, чтобы увеличить потери России от поддержки пророссийских сепаратистов.
НАТО стоит увеличить число своих военных в Прибалтике, которая является следующей наиболее вероятной мишенью г-на Путина и местом, куда российские самолеты вторгаются чаще всего. Задача заключается в том, чтобы заставить Кремль сделать паузу перед началом в этом регионе «гибридной» агрессии по образцу Украины.
Кроме того, важно сохранить экономические санкции против России. Г-на Путина нужно заставить выбирать между тратой 2-4 миллиона долларов в день в Сирии, и обкрадыванием 38 миллионов пенсионеров (основой политической базы г-на Путина) путем индексирования их пенсий всего на треть от уровня инфляции. В дальнейшем санкции приведут к выбору между новыми сокращениями финансирования здравоохранения и образования и поддержкой и защитой «народных республик» на юго-востоке Украины, которые будут обходиться примерно в 36 миллиардов в год.
Политика, которая может привести к первой с момента окончания холодной войны конфронтации между НАТО и Россией, уходит своими корнями в мировоззрение и политические расчеты нынешнего российского руководства. Чтобы изменить позицию г-на Путина, Западу необходимо наконец это осознать и начать реагировать соответствующим образом.
Леон Арон — директор отдела российских исследований Американского института предпринимательства.