«Каждый пятый британский мусульманин сочувствует джихадистам», — заявил британский таблоид Sun. Речь в данном случае шла о проведенном после парижских терактов опросе, предполагавшем, что 20% респондентов-мусульман испытывают «некоторое» или «большое» сочувствие «к мусульманской молодежи, которая отправляется из Британии воевать в Сирию». Многие сочли это осознанной попыткой исказить отношение мусульман к «Исламскому государству» (ИГ). В «Твиттере» быстро появился хештэг #каждыйпятыймусульманин (#1in5Muslims), созданный специально для критики в адрес Sun — для таких записей, как: «#каждыйпятыймусульманин вынужден все время выслушивать эту хрень».
Но что же мусульмане из разных стран на самом деле думают об ИГ? Согласно тому же опросу 71% британских мусульман «не сочувствуют» британским боевикам за рубежом. Это не так уж сильно отличается от общебританского показателя, который, по данным опроса, проведенного в марте той же самой социологической службой Survation, составляет 77%. Других опросов мусульман после парижских терактов не проводилось, однако Исследовательский центр Пью, публикующий ежегодные отчеты об общественном мнении в 10 мусульманских странах, заключил прошлой весной, что население этих стран настроено к ИГ «по преимуществу негативно». Например, «крайне неблагоприятное мнение» о группировке высказали 99% ливанцев и 94% иорданцев. ИГ не любят даже в Саудовской Аравии, ваххабитская доктрина которой, по мнению многих, делает ее одним из рассадников джихадизма. В ходе сентябрьского очного опроса, заказанного вашингтонским Институтом ближневосточной политики, всего 4% саудовских респондентов заявили хоть о какой-то симпатии к этой организации.
Теракты, которые ИГ недавно устроило в Турции, Египте, Ливане и Франции вряд ли сделают его популярнее среди мусульман. Как и предыдущие волны джихадистского террора, они вызвали встречную волну дежурных отрицаний и осуждений. Духовные лидеры на государственном жаловании из разных стран — от Марокко до Индонезии — назвали «Исламское государство» преступной группировкой, искажающей религию. Однако на сей раз шире звучали более глубокие и интересные отзывы — причем не только со стороны светских критиков политического ислама.
«Учителя, проповедники и профессора одобрительно отзываются о терактах и не лишаются работы — а потом мы удивляемся, почему молодежь идет в ИГ», — пожаловался в «Твиттере» Али аль-Джифри (Ali al-Jifri), известный суфийский богослов из Абу-Даби. Живущий в эмиграции сирийский богослов Мухаммад Хабаш (Muhammad Habash) заявил на своем сайте All4Syria, что ИГ — не порождение некоего заговора, а продукт религиозного мейнстрима. Он подчеркивает, например, что агитацией в поддержку группировки в «Фейсбуке» занимается дочь видного сирийского проповедника, преподававшая в одном из саудовских университетов. Кувейтский писатель Ибтихаль аль-Хатиб (Ibtihal al-Khatib), в свою очередь, заявил в интервью SkyNews Arabia, что ИГ возникло не на пустом месте и что его появление стало результатом отказа исламских мыслителей ревизовать духовное наследие: «Мы расплачиваемся за наше многолетнее молчание, однако теперь, когда беда стучится в наши двери, нам пора принять на себя ответственность».
Впрочем, эти голоса пока остаются одинокими. В Иране официальная пресса утверждает, что ИГ создано Западом. «Они — инструмент Белого дома, Елисейского дворца, Букингемского дворца и Тель-Авива. Им платят Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ и прислуживающие им Турция и Иордания. Они проводят в жизнь планы США», — провозгласила после парижских терактов редакционная статья в консервативной тегеранской газете «Кейхан». Аналогичным образом высказывалась и египетская пресса. Проправительственные издания возложили вину за гибель российского авиалайнера над Египтом, ответственность за которую взяло одно из ответвлений ИГ, на заговор ЦРУ, британской разведки и братьев мусульман. Сайт братьев-мусульман предложил, со своей стороны, другую теорию, согласно которой во всем виноваты египетская разведка и Эмираты, которые хотели взорвать самолет над Турцией, чтобы подставить ее симпатизирующее исламистам правительство.