В прошлом году за право называться лучшей картиной боролись «Бердман» (Birdman) и «Отрочество» (Boyhood), а годом прежде между собой соревновались «12 лет рабства» (12 Years a Slave) и «Гравитация» (Gravity). Подобный список можно продолжить. За редкими исключениями, эксперты в области киноиндустрии, как правило, могут свести количество наиболее вероятных победителей до одного или двух фильмов.
Однако после объявленных на этой неделе номинаций «Золотого глобуса» (Golden Globe) и «Премии Гильдии киноактеров» (SAG Awards) гонка за премией «Оскар» в 2015 году складывается так, что ничего определенного сказать нельзя. Есть немало сильных картин и ролей, однако группам критиков и членам жюри еще только предстоит достичь согласия относительно того, что можно будет назвать лучшим из лучших.
«В этом году нет такого фильма, в который зрители были бы просто влюблены, — говорит консультант в области премий и член Академии Тони Анджелотти (Tony Angellotti). — Создается впечатление, что каждая группа имеет много собственных предпочтений, однако пока не видно каких-то особых признаков одобрения».
Почти каждый претендент может себе позволить сохранять надежду в оставшиеся два дня и пытаться предугадать сценарий славы. Или провала.
Фильм «В центре внимания» (Spotlight) получил номинацию от Гильдии киноактеров за лучший актерский состав и «Золотой глобус» в категории лучший художественный фильм, однако индивидуально актеры мужского пола особых похвал не получили.
«Марсианин» (The Martian) и «Джой» (Joy) понравились голосующим членам Голливудской ассоциации иностранной прессы. Однако оба они прошли по комедийной категории, где конкуренция не столь высокая.
Лента «Голос улиц» (Straight Outta Compton) получила поддержку от Гильдии киноактеров, однако «Золотой глобус» ее не поддержал. «Безумный Макс: Дорога ярости» (Mad Max: Fury Road) продолжает получать поддержку со стороны критиков — сама картина и ее любимый многими режиссер Джордж Миллер (George Miller) были удостоен премии Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса, а также Национального совета кинокритиков США — вместе с «Глобусами».
Однако «Дорога ярости» не подходит под обычное определение большинства лучших художественных фильмов, которые, как правило, имеют социальное значение, исторический аспект или биографический формат (дополнительные очки можно получить, если речь идет о Голливуде).
«Это, по сути, длинная автомобильная погоня, которой, кажется, нет конца», — досадует один из членов Академии.
Тем временем фильм «Стив Джобс» (Steve Jobs) заработал четыре одобрительных кивка со стороны «Золотого глобуса» — это второй результат, — однако провалился с точки зрения кассовых сборов, а члены Академии редко награждают неудачников. Возможно, Голливудская ассоциация иностранной прессы должна была бы направить петицию с просьбой признать эту ленту комедией — в ней не меньше смешных эпизодов, чем в «Джое» или в «Марсианине».
Романтическая лента на историческую тему «Бруклин» (Brooklyn) не смогла никого предложить в качестве претендента, за исключением исполнительницы главной роли актрисы Сирши Ронан (Saorise Ronan), имя которой не такое уж сложное, как это пытался представить Деннис Куэйд (Dennis Quaid), когда он объявлял номинантов на премию «Золотой глобус». (Для вашего сведения, г-н Куэйд — ее имя произносится вот как: Сир-ша).
Триллер Стивена Спилберга «Мост шпионов» (Bridge of Spies), переносящий нас в эпоху холодной войны, также стартовал не так успешно, однако никого не удивит, если заполнившие просмотровый зал в Беверли-Хиллз члены Академии подтолкнут его вперед, поскольку Спилберг и звезда кинематографа Том Хэнкс продолжают оставаться двумя самыми популярными фигурами Голливуда.
Кинодрама «Безродные звери» (Beasts of No Nation), снятая компанией Netflix и повествующая о ребенке-солдате, неожиданно получила номинацию Гильдии киноактеров по разделу лучший актерский состав, и при этом были названы всего три исполнителя, что является самым низким показателем со времени выхода фильма Клинта Иствуда «Малышка на миллион» (Million Dollar Baby). Компания Neflix добилась того, чтобы определенные члены Гильдии посмотрели этот фильм, за что им была предоставлена бесплатная трехмесячная подписка на потоковые услуги.
Все эти противоречивые сигналы создали атмосферу неопределенности в отношении нынешней гонки за наградами. Никто в киноиндустрии — включая наблюдающих за ее работой — не знает, что думать по этому поводу.
«И такое настроение везде, — говорит Майкл Баркер (Michael Barker), один из президентов компании Sony Pictures Classics, четыре ленты которой — «Сын Саула» (Son of Saul), «Бабушка» (Grandma), «Дама в минивэне» (The Lady in the Van) и «Бесконечно белый медведь» (Infinitely Polar Bear) — получили по одной номинации «Золотого глобуса».
«Оценивая гонку, я сказал, что пяти фильмам обеспечена номинация по категории лучший художественный фильм, но лишь один из них был номинирован Гильдией киноактеров по категории лучший художественный фильм, — отмечает Баркер. — Тогда я подумал: «Вот это да! В этом году будет сложно что-нибудь предсказать».
Следует иметь в виду две вещи: Голливудская ассоциация иностранной прессы состоит из 82 членов, которые являются журналистами и фанатами. В целом, Академия испытывает отвращение к этой группе и не склонна следовать каким бы то ни было указаниям со стороны ее членов, хотя иногда бывают совпадения, и выбор этой группы оказывается верным. В прошлом году Голливудская ассоциация иностранной прессы, ориентируясь на информацию большинства групп критиков, расхваливала фильм «Отрочество» и его режиссера Ричарда Линклейтера (Richard Linklater). Однако именно «Бердман», а также его сценарист и режиссер Алехандро Иньярриту (Alejandro G. Inarritu) получил Оскара на прошлогодней церемонии награждения.
Между тем Гильдия киноактеров голосует раньше, и ее окончательные сроки принятия решения, судя по всему, ставят в невыгодное положение те картины, которые поступают поздно и которые не предоставляются голосующим в виде просмотровых DVD. У членов Академии больше шансов посмотреть декабрьские фильмы, познакомиться со всеми участниками и номинировать новинки — включая фильмы «Американский снайпер» (American Sniper) и «Волк с Уолл-Стрит» (The Wolf of Wall Street).
«Поэтому немногие мои знакомые смогли посмотреть картину «Возвращенец» (The Revenant), — говорит Баркер. — «Просто пока еще мало было времени для того, чтобы люди смогли познакомиться со всеми фильмами».
Каникулы предоставят такую возможность. После Нового года Гильдия продюсеров 5 января представит своих номинантов, а 12 января свой список обнародует Гильдия режиссеров. Через два дня после этого будут объявлены номинанты на получение премии Оскар.
Ответов придется ждать еще долго. Но посмотрите на эту ситуацию следующим образом: У каждого еще в течение пяти недель будет сохраняться небольшая надежда на успех (а кому-то уготовано мучительное ожидание провала).