Украина, ЕС и Россия провели последние трехсторонние переговоры по имплементации режима свободной торговли между Киевом и Брюсселем. Переговоры закончились безрезультатно. Впрочем, это не стало новостью ни для кого. Хотя бы потому, что еще до их начала в РФ заявили о «заморозке» режима свободной торговли с Украиной.
Еще до переговоров было известно, что Владимир Путин подписал указ о приостановлении с 1 января 2016 года действия договора о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Украиной. Документ, нарушающий соглашение о создании ЗСТ в рамках СНГ, подписан с мотивацией «исключительных обстоятельств, затрагивающих интересы и экономическую безопасность РФ».
По сути, говорить уже было не о чем. Как рассказывают участники украинской делегации, о сомнениях в целесообразности переговоров с самого начала заявила еврокомиссар по торговле Сесилия Мальмстрем. «В ответ Улюкаев (министр экономразвития РФ Алексей Улюкаев. — прим. ред.) заявил, что решение не окончательное — Путин может его отменить», — рассказывают украинские переговорщики.
Однако прямо во время трехсторонних консультаций пришла очередная новость из России — премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о применении контрсанкций в отношении украинского пищевого импорта.
Ограничения вступят в силу с 1 января следующего года – одновременно с началом действия ЗСТ Украины и ЕС. При этом, по словам украинских переговорщиков, Улюкаев «все время отказывался комментировать это постановление, заявляя, что это непроверенная информация СМИ — даже когда этот документ появился на сайте правительства РФ».
«Необычайно интересное упражнение — трехсторонние консультации между Украиной, ЕС и РФ. Особенно сегодняшние», — иронизирует на своей странице в Facebook руководитель украинского медиа-центра реформ Тарас Качка, принимавший участие в консультациях.
«В деталях разобрали техническое регулирование… В деталях разобрали безопасность питания. Показали, что у российских компаний проблем с доступом на наш рынок нет. Прорекламировали реформу безопасности пищевой продукции. В таможенном деле тоже все убедились, что москали не знают, чего хотят. Как результат — РФ ну уж совсем нечем оправдать свои безграмотные действия по прекращению применения соглашения СНГ по отношению к нам. Это очевидно всем», — пишет он.
Не скрывают своего разочарования и в Еврокомиссии. «Мы были удивлены, когда президент Путин несколько дней назад подписал указ о приостановлении действия ЗСТ между Украиной и Россией. Однако мы решили, что сегодня все равно необходимо провести встречу и увидеть, есть ли желание найти решение. Мы целый день вели переговоры, но к согласию не пришли. Следовательно, эти переговоры завершены», — заявила по итогам консультаций еврокомиссар Сесилия Мальмстрем.
«Мы были открыты, чтобы услышать обеспокоенности России. Некоторые из них могут быть потенциально реальными, другие – нет. И мы искали конкретные решения, конечно, не говорилось об отсрочке ЗСТ (Украины и ЕС) или изменении условий ее применения», — заявила Мальмстрем. По ее словам, Еврокомиссия предлагала России сотрудничество в вопросах фитосанитарных норм, ветеринарных норм, однако в РФ их отвергли.
«У России было много требований, и некоторые из них означали, что зона свободной торговли просто не будет иметь смысла. Сегодня с российской стороны не было гибкости, чтобы найти решение. Мы были крайне удивлены. Мы предлагали создать переговорный процесс с РФ после вступления в силу ЗСТ, если у них будут определенные беспокойства», — добавила она.
Вот характерный эпизод, иллюстрирующий усталость ЕС от «псевдоконсультаций». По итогам переговоров глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев заявил о возможности продолжения трехсторонних переговоров в 2016 году, «но на новых условиях». Ответ ЕС был очень оперативным. В разосланном Еврокомиссией пресс-релизе ясно отмечается, что продолжение консультаций возможно исключительно в случае отказа РФ от ограничений украинского экспорта.
Подобным было и заявление Климкина: по его словам, Украина не видит »оснований продолжать министерские переговоры«. Впрочем, украинский министр допускает продолжение экспертных консультаций — данный вопрос «пока открыт», хотя, по данным источников, это всего лишь дипломатическая вежливость. Переговоры с РФ завершены окончательно.
Итак, две новости: с 1 января 2016 года заработает режим свободной торговли между Украиной и ЕС. И одновременно — перестанет действовать режим свободной торговли с РФ. В отношении последнего еще остаются вопросы. Во-первых, пока решение о приостановке режима ЗСТ с Украиной одобрено лишь в РФ. Другие страны СНГ, в первую очередь — члены Евразийского союза, таких решений не принимали.
Будет ли Кремль достаточно убедителен? Не исключено, что с этим возникнут проблемы, поскольку ни Минск, ни Астана (и в меньшей степени — Ереван и Бишкек) не заинтересованы в заморозке торговых отношений с Киевом. Украинские чиновники ранее неоднократно заявляли, что получали от Казахстана подтверждения на самом высоком уровне — Астана не будет присоединяться к антиукраинским санкциям.
Также к ограничениям не спешит присоединяться и Минск, который уже стал наибольшим выгодополучателем от российских контрсанкций против ЕС. По аналогии с резким ростом производства «белорусских» ананасов и мидий, наш северный сосед не против заработать на переупаковке украинских продуктов, сделав их белорусскими. Подтверждение «фронды» со стороны было получено уже 21 декабря, когда на заседании Высшего Евразийского Экономического Совета никто не захотел присоединяться к российским санкциям. При этом, с одной стороны, «евразийские президенты» выражают России поддержку на словах. «Не только у России, но и у всех нас есть определенные озабоченности по этому поводу», — заявил, например президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Однако эта озабоченность так и не приводит к последствиям. «Мы приняли решение: в течение первого квартала ряд вопросов мы изучаем и рассматриваем, как поступить, прежде всего, чтобы поддержать нашу союзническую Россию», — отметил Лукашенко.
Тем более, у партнеров РФ по Евразийскому союзу есть все формальные причины медлить. Решение российского правительства о «заморозке» действия ЗСТ с Украиной выглядит очень сомнительным с юридической точки зрения. Хотя бы потому, что в международном соглашении о создании режима свободной торговли в рамках СНГ не прописана возможность его заморозки.
Украина может сама выйти из соглашения, ее — с большим трудом — могут исключить из соглашения, но вовсе не односторонним решением одного из участников соглашения. Последнее, помимо прочего, явно противоречит Венской конвенции о праве международных договоров.
В соглашении о ЗСТ СНГ есть пункт, указывающий на возможность введения ограничений – но лишь в случае доказанного вреда от соглашений ЗСТ с третьими странами на экономику стран-участниц. Доказать это российской делегации так и не удалось. Именно поэтому Кремль был вынужден вновь включить режим «беспредел».
Следующий вопрос — как ответит Украина? Законопроект о предоставлении кабмину права принимать решения о введении ограничений в международной торговле уже на этой неделе будет внесен в Раду. Скорее всего, Украина примет зеркальные санкции против РФ.
Также с уверенностью можно сказать, что Украина будет оспаривать российские ограничения в ВТО. Заявка на соответствующий спор уже готовится и будет вынесена на рассмотрение сразу после начала действия ограничений. И при этом не исключено, что к украинским спорам в ВТО (как к действующим, так и потенциальным), наконец присоединится ЕС. Однако ключевой вопрос совсем в другом.
Украина оказалась в положении прошлогодней давности. Напомним, что первоначально планировалось, что экономическая часть Соглашения об ассоциации вступит в силу с начала 2015 года. Однако после давления Москвы ЕС пошел на попятную — в сентябре прошлого года было принято решение перенести старт режима ЗСТ на год. В качестве компенсации Украина получила продление на год режима автономных преференций. Формально этот перенос мотивировался необходимостью согласовать с РФ все их опасения. Однако, одержав тактическую победу, Москва и не думала вести реальные переговоры.
Как результат, Украина, ЕС и Россия в течении 18 месяцев проводили трехсторонние переговоры, проведя 22 встречи на разных уровнях. Однако все они упирались в простой факт — Россия не хотела договариваться, она лишь хотела добиться очередного переноса старта ЗСТ. Таким образом, если назвать российские ограничения поражением Украины, то следует уточнить – ЕС, а вместе с тем — и мы, проиграли в прошлом году, когда согласились на отсрочку старта ЗСТ.
Тем более, что эта отсрочка не дала и ожидаемого спасения для украинского экспорта. По данным Госстата, по итогам 10 месяцев нынешнего года украинский экспорт в РФ упал больше, чем вдвое — на 54,3% до $4 млрд. И это при том, что в прошлом году наш экспорт в РФ упал на 33,7%! Очевидно, что если бы РФ ввела свои ограничения годом ранее, то темпы падения вряд ли оказались бы принципиально большими!
С другой стороны, что приобрела, и что потеряла Украина за год «отсрочки»? Тарас Качка уверен — Украина получила полтора года переходного периода. «Те, кто раньше зависел от рынка СНГ — получили время для переориентации экспорта»,— пишет он. В то же время, опыт общения с европейскими чиновниками показывает — неофициально там признают ошибочность переноса.
В чем была ошибка? На это хороший ответ дает европейский бизнес – неопределенность будущей торговой политики Украины (а очень многие были уверены, что Кремль таки дожмет и добьется очередного переноса, а потом еще одного) была одним из основных факторов «заморозки» инвестиций в страну. Теперь Украина вернулась на «точку старта». Начало полноценной свободной торговли с ЕС — это большие риски, но и большие возможности. Кроме того, политика РФ — в том числе во время трехсторонних консультаций — увеличила поддержку Украины.
Как рассказала Наталия Микольская, уже в начале января в Брюсселе состоятся двусторонние переговоры, где Украина и ЕС смогут обсудить активизацию двусторонней торговли. «Поведение РФ на торговых консультациях повлияло даже на скептиков. Теперь нам предлагают помощь в активизации торговли — не только Еврокомиссия, но и почти все страны-члены ЕС. Это реальный шанс для Украины», — говорит она.
Таким образом, завершились лишь переговоры с участием РФ — от которых изначально никто не ждал успеха. Вместо них Украина начинает консультации с ЕС, которые должны оказаться гораздо успешнее. Хотя бы потому, что целью участников не будет имитация переговоров и поиск ответа на вопрос — кто же сорвет их первым.