Неделю спустя после выхода в США седьмая часть «Звездных войн» поставила новый рекорд по сборам, достигнув отметки в 238 миллионов долларов. Для французской же публики те несколько дней до появления картины на наших экранах (она вышла с небольшой задержкой по отношению к Америке), по всей видимости, стал настоящей пыткой. «Во Франции вся культурная общественность в нетерпении», — писал le Figaro 15 декабря.
Жан Распай и Рено Камю предупреждали французский народ о Великом замещении, которое осуществляется поэтапно, в обстановке строгого молчания. Но, может быть, оно касается не только демографии? Не происходит ли замещения основ нашей культуры? Искать ответы нужно не в раскаленных аравийских песках, а в металлических башнях дяди Сэма.
Но в 2015 году никто у нас не вспоминает Ахилла и короля Артура. Разве что когда те появляются в весьма посредственных фильмах, неся один и тот же призыв к терпимости и миролюбию.
Теперь в разговорах всплывают только отсылки к Хану Соло, Волдеморту и Голлуму, а сами персонажи становятся примером для молодых поколений. Немаловажная деталь: у нас называют «эпопеями» и «сагами» такие киносериалы, которые продолжаются десятилетиями и приносят миллиардные прибыли.
ERTV снял репортаж о «Звездных войнах» и задал вопросы тем французам, которые тысячами столпились у кинотеатров в надежде купить билет на сеанс. Эмоции били ключом, достигая почти оргазмических ноток. Только вот после вопроса «Почему вы — фанат «Звездных войн»? буйная радость сменялась замешательством или, что еще хуже, набившими оскомину клише: «Потому что это культ», «Это основа нашей культуры», «Это классика»…
Культура подвижна, скажете вы. Разумеется, искусство не может бесконечно витать между Древностью и Возрождением, новизна очень важна для человека. Но я не согласен с тем, что Гомер и Кретьен де Труа должны стыдливо уступить место Роулинг, Толкину и Джеймсу под тем предлогом, что «времена изменились».