Когда Владимир Путин пришел к власти, он задумал вернуть России былую славу Советского Союза, развал которого до сих пор воспринимается им как огромная геополитическая трагедия 20 века. С этой целью Путин предпринимает попытки создать Евразийский союз, который включил бы в себя все республики бывшего СССР. Противостояние Украины по этому вопросу привело к болезненным для российской экономики западным санкциям.
Евразийскую мечту пришлось отложить, так как страна оказалась на краю пропасти. Россия, чтобы вернуть себе статус сверхдержавы, предпринимает шаг закрепиться в Средиземноморье. У Советского Союза на своем пике было четыре дружественных партнера: Алжир, Ливия, Египет и Сирия, помимо союзников во всем ближневосточном регионе. С тех времен у России ничего не осталось, кроме маленькой военно-морской базы в сирийском Тартусе. Естественно, она использует этот шанс, чтобы укрепить свое присутствие в регионе и по возможности расширить его. Единственным препятствием для реализации задуманного могут стать США. Но Америка сама только недавно выбралась из двух дорогостоящих и невыгодных войн в Ираке и Афганистане, благодаря Бараку Обаме, который вступая на президентский пост, пообещал вывести американские войска из этих двух стран. Революция, разразившаяся в Сирии в марте 2011 года, через четыре месяца превратилась в вооруженное восстание. В конце того же года Обама реализует план по выводу своих войск из Ирака в полном объеме при содействии группировки «Ас-Сахва», численность которой в то время составляла около 700 бойцов, и которая в дальнейшем переросла в известную ныне организацию ИГИЛ. Анархия в Сирии позволила «Ас-Сахве» вернуть в свои ряды исламистского лидера Абу Бакра Аль-Багдади. В течение четырех лет Обаме удавалось избегать вмешательства в сирийские дела, несмотря на настоятельные призывы его советников и спецслужб к своевременному вмешательству, пока в регионе не обосновалась Аль-Каида. Уже в апреле 2013 года Абу Бакр Аль-Багдади заявляет о создании организации «Исламское государство Сирии и Леванта», а потом в июне 2014 провозглашает на территориях, занятых ИГИЛ, «исламский халифат».
С одной стороны, Европа, которая содрогается от терроризма и томится под тяжестью нескончаемого потока беженцев, а с другой стороны, США, которые борются с ИГИЛ, не имея конкретного плана — эти два фактора сформировали идеальные условия для того, чтобы Россия ввязалась в сентябре прошлого года в войну в Сирии с целью якобы помочь войскам Асада в борьбе с террористами ИГИЛ. Однако спасение режима — стратегический ход Москвы. Ведь Россия может лишиться своего последнего оплота в Средиземноморском регионе.
Российская интервенция не столкнулась с сопротивлением ни со стороны трясущейся Европы, ни со стороны нерешительной Америки. Несомненно, основные цели политики России в Сирии преуменьшены, на самом деле она стремится серьезно укрепиться в регионе. Во-первых, на это указывает модернизация военных баз на прибрежной территории Сирии, а также усиление военно-морской базы в Тартусе. Существуют и две новые базы, строительство которых близится к завершению: одна — севернее Латакии, вторая — рядом с Хомсом. В октябре прошлого года генерал Андрей Картаполов, заместитель начальника Генштаба Вооруженных сил России, в интервью газете «Комсомольская правда» заявил, что руководство прорабатывает вопрос о создании военной базы на территории Сирии, которая будет включать все компоненты: воздушные, морские и наземные. Во-вторых, нельзя не принять во внимание соглашение между правительствами России и Сирии, подписанное 26 августа прошлого года, которое предполагает присутствие для неопределенных целей Российских вооружённых сил в Сирии и полную свободу их действий в стране. Также соглашение предусматривает, что вход на российские военные объекты в Сирии будет осуществляться только с позволения российской стороны.
Ко всему сказанному можно добавить следующее: российские самолеты бомбят только избранные территории между Хомсом и северными районами вблизи границы с Турцией, где представителей ИГИЛ практически нет. Иногда, но крайне редко, обстрелам подвергаются опорные пункты ИГИЛ в Ракке. По сообщениям из множества достоверных источников, российские самолеты нередко наносят удары по мирным гражданам, что заставляет их бежать куда глаза глядят. Существует распространенное мнение, что Россия преследует цель полностью завладеть территорией, простирающейся от юга Дамаска до северных границ с Турцией, включая населенные пункты Хомс и Хаму. Установление контроля на этом участке будет иметь два преимущества: с одной стороны, это укрепит позиции России в переговорах с Западом по выработке «окончательного решения», с другой стороны, принудит Запад присоединиться к России в борьбе с ИГИЛ.
Однако Россия должна поторопиться в реализации своих планов, так как ее экономика сегодня находится под жесточайшем давлением двух факторов одновременно: экономических санкций со стороны Запада и падением цен на нефть. Когда в 2014 году Европа наложила санкции на Россию, цена на нефть составляла около 100 долларов за баррель, но через 2 месяца цены начали падать и сегодня цена достигла 28 долларов. Надо отметить, что нефтяной сектор формирует 15-20% ВВП России, более 50% бюджета государства и обеспечивает примерно 70% российского экспорта. По данным газеты «Moscow Times», прибыль от продажи нефти и газа и их производных составляет 98% прибыли частного сектора экономики. Падение цен на нефть привело к обвалу рубля. Если в начале 2014 года доллар стоил 35 рублей, то на момент написания статьи поднялся до 80 рублей, что обусловило повышение цен в стране практически в два раза. Недавно в беседе с журналистами немецкой газеты «Бильд» Путин признал: что «санкции нанесли сильный удар по российской экономике, но еще больший удар последовал из-за снижения оборотов при экспорте газа и нефти, которые Россия пытается компенсировать из других источников».
Нет сомнения, что президент Путин платит ту же цену, которую Советский союз вынужден был заплатить в 80-е гг., когда в США к власти пришел президент Рейган. Тогда падение цен на нефть было обусловлено экономической и финансовой политикой Рейгана. Цена за баррель в 1981 году составляла 85 долларов, а через 8 лет в конце президентского срока Рейгана цена приблизилась к 28 долларам. Это привело российскую казну на грань банкротства и последующему развалу СССР в 1991 году. Когда в 1998 году цена за баррель достигла 16 долларов, Россия была вынуждена объявить дефолт по внутренним и внешним задолженностям. Что касается сегодняшней ситуации на рынке нефти, то эксперты убеждены, что цены продолжат свое падение и достигнут 20 долларов уже в этом году.
Продолжение войны в Сирии может негативно сказаться на российском присутствии в стране. Вспомним Афганистан, где Советский союз сражался на протяжении десяти лет. Когда моджахеды начали серьезно сдавать свои позиции, президент Рейган снабдил их стратегическим вооружением, послал своих инструкторов, для того чтобы восстановить баланс сил в стране. Горбачев был вынужден признать, что затянувшаяся война превратилась в трясину, наподобие той, в которую попала Америка во Вьетнаме. И ко всему прочему усугубляло ситуацию финансовое бремя СССР, о котором уже было упомянуто. Вывод советских войск из Афганистана в 1989 году также поспособствовал распаду Советского союза годами позже.
Но Путин, известный как большой специалист в психологии нынешнего президента США, считает что Обама — не Рейган. Рейган использовал метод «сдерживания». Он постоянно следил за тем, что предпринимает Советский союз в мире и, оказывая помощь его врагам, нарушал планы. Именно так действовали США в Анголе в 1989 году против советско-кубинского вмешательства, в Камбодже против вьетнамского вторжения в том же году, и, разумеется, в Афганистане. Что касается Обамы, то он не представляет опасности для российских интересов в Сирии. Его время заканчивается. Но все знают: то, что будет после ухода Обамы, совсем иная история. Обама пытался держать балланс между крайне правыми и крайне левыми. Но скоро его сменит тот, кто вернет маятник либо в центр, будучи демократом, либо снова вправо, будучи республиканцем. И в том, и в другом случае США будет управлять Западом.
Что случится в этот трудный год? Сможет ли Россия оперативно закрепить свои позиции в Сирии, что даст ей возможность преодолеть экономические трудности? Или, как при Рейгане, тот, кто будет вооружать оппозицию, обеспечит статус-кво на поле боя, превратив войну в трясину? Кто станет президентом США в начале следующего года и какую позицию он изберет по сирийскому вопросу? На эти вопросы ответ может дать только время.
Рияд Табара — бывший посол Ливана в Вашингтоне