Между Москвой и Варшавой возник самый серьезный транспортный кризис за последние пять лет. Основной причиной разногласий стало российское законодательство, а конкретнее, российский закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» с его подзаконными актами, – сообщает Dziennik Gazeta Prawna (29.01). Польская сторона считает их положения противоречащими действующему двустороннему договору 1996 года о международных перевозках и указывает, что Москва стремится выдавить со своего рынка иностранные, а в первую очередь польские транспортные компании, рассказывает газета.
Новый российский закон вводит такое понятие «товара, происходящего из третьих стран», которое противоречит международным транспортным конвенциям, пишет Rzeczpospolita (4.02). Если товар загружен на польском складе или произведен на предприятии, размещенном на польской территории, и следует из Польши в РФ, согласно международным нормам, он может перевозиться по двустороннему разрешению даже при наличии накладных, оформленных иностранной компанией. Между тем россияне начали требовать наличия трехсторонних разрешений, выдающихся в крайне ограниченном количестве, объясняет газета. Варшава считает новые нормы дискриминационными и поэтому требует их корректировки, добавляет издание.
Действие прошлогодних разрешений для автоперевозчиков закончилось 31 января, а нового соглашения достичь пока не удалось, поэтому до середины февраля польским фурам придется вернуться на родину. Это новый виток экономической войны, которую Кремль ведет с Варшавой: на этот раз он решил осложнить работу транспортных компаний из Польши, пишет Fronda.pl (1.02). После того, как Польша заняла решительную позицию по Украине и начала снижать свою зависимость от российских энергоресурсов, на ее экспортеров продуктов питания было наложено эмбарго, а теперь удар нанесен по другому процветающему сектору польской экономики, отмечает публицист портала.
Если представителям польских транспортных компаний не удастся придти с российскими чиновниками к договоренностям, против Москвы нужно будет принять ответные меры, предлагает он. Будет логично запретить российским фурам въезжать на польскую территорию, в том числе в целях транзита, тогда перевозки на Запад пришлось бы осуществлять через Украину, а это в современной политической ситуации россиянам делать будет сложно.
У Варшавы есть свои козыри на переговорах с российской стороной, поскольку россиянам приходится ездить со своими товарами транзитом через Польшу, отмечает заместитель министра инфраструктуры и строительства Ежи Шмит (Jerzy Szmit) в эфире телеканала TVP Info (1.02). Хороший пример, на его взгляд, представляет Калининградская область: «Ее окружают с одной стороны Польша, с другой – Литва, то есть страны-члены ЕС. Чтобы товары попали на российский рынок, их нужно перевезти через польскую территорию». Одновременно Шмит добавляет, что россияне «готовы многим пожертвовать для достижения своих целей», которые в данном случае заключаются в значительном ограничении доли присутствия польских транспортных компаний на территории РФ.
Комментаторы Rzeczpospolita размышляли о том, пойдет ли новое польское руководство на сближение с Россией. С одной стороны, журналист Филип Мемхес (Filip Memches) доказывает в этой газете (Rzeczpospolita, 3.02), что у лидера партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского и Владимира Путина нет ничего общего. Сходными элементами в их курсе, на первый взгляд, кажутся ставка на патриотизм, активная историческая политика, антилиберальная риторика, критика ЕС и увеличение роли религии в общественной жизни.
Однако если Качиньский начинал свою политическую карьеру в антикоммунистической оппозиции и активно поддерживал процесс декоммунизации в Польше, то российский президент занимается героизацией советского прошлого и «защищает доброе имя СССР». Если польский политик стоит на твердой консервативной позиции, то Путин использует консерватизм в прикладных целях, а на деле занимается популизмом и, в частности, даже не поднимает тему запрета абортов, несмотря на поддержку этой идеи в церковных кругах и катастрофическую демографическую ситуацию в России.
Кроме того, продолжает перечислять комментатор, критика Качиньского в адрес ЕС связана не с неприятием этой организации, а с желанием усилить ее перед лицом современных угроз: в частности, он поддерживает идею создания европейских вооруженных сил, которые никак не могли бы понравиться Путину.
«Так что, конечно, можно представить себе такую динамику событий, в результате которой „Право и справедливость“ превратится в диктаторскую антиевропейскую партию, которая ведет выгодную России политику. Однако столь же обосновано можно предположить, что в Ангеле Меркель скрывается потенциал, чтобы вывести Германию из ЕС и повернуть ее в направлении какой-нибудь обновленной версии национал-социализма», — резюмирует автор публикации.
В свою очередь, политик Марек Мигальский (Marek Migalski) заявляет: «События подтолкнут Польшу к России» (Rzeczpospolita, 2.02). Председателя польской правящей партии с российским президентом, по его мнению, роднит многое, в частности, стремление сформировать сильное национальное единство в своей стране, пристрастие к использованию спецслужб в политических целях, желание контролировать СМИ и уничтожить все контролирующие власть государственного руководства институты, неприятие западных «идеологических новаций», а также нетерпимость к инакомыслящим и использование в риторике понятия «национал-предатель» в качестве ярлыка для своих оппонентов.
На практике их действия расходятся, однако идейная парадигма Ярослава Качиньского ближе к путинской, чем к той, которая преобладает сейчас в европейском мейнстриме. И если Польша из-за своего конфликта с ЕС окажется на европейской арене в изоляции, логика событий может подтолкнуть Качиньского к союзу с Москвой. Отношения с Россией, выступающей сильным консервативным игроком, «как минимум, укрепят его позицию в игре с Брюсселем, а, возможно, навсегда изменят направление польской внешней политики», — предполагает автор. «Качиньский, возможно, не вынашивает подобных планов, но представляется, что он не исключает такого поворота во внешнеполитическом курсе страны», — подводит итог Марек Мигальский.
Внимание Gazeta Wyborcza (4.01) привлек визит в Москву премьер-министра Баварии Хорста Зеехофера (Horst Seehofer). Немецкого политика встречали в России с почетом, однако он приехал туда не по геополитическим соображениям, и даже не включил в свою программу такой обязательный для высокопоставленных западных гостей пункт, как встреча с представителями российской оппозиции, пишет газета.
На самом деле, указывает она, Зеехофера и Путина объединяет лишь негативное отношение к Меркель, так что баварский премьер, встречаясь с российским лидером, надеялся лишь получить очки в своем конфликте с Берлином и унизить канцлера на глазах всего мира.
Кремль, в свою очередь понимает, что чем слабее та будет, тем больше появится шансов на завершение российско-европейской холодной войны и отмену санкций, и поэтому соглашается на подобные визиты, а одновременно мобилизует живущих в Германии переселенцев из России на протесты против политики немецкого правительства.