Во времена моего детства, в хрущевские 60-е годы, было много книг на латышском языке о злодеяниях «фашистов и их приспешников» в Латвии. В них упоминался также Саласпилсский «лагерь смерти», описывались настолько ужасные вещи, что они не выходят из головы: о ста тысячах убитых, о выкачивании крови у детей для нужд немецких офицеров, об отравлении детей мышьяком, который им подсыпали в чай.
31 октября 1967 года, когда я учился в 4-м классе, был открыт Саласпилсский мемориальный ансамбль, и позже нас из школы возили туда в целях воспитания ненависти к фашистам. Уже в начале 90-х годов мне представилась возможность взять интервью у бывшего узника Саласпилса и концлагеря в Бухенвальде, врача и популярного писателя Миервалдиса Бирзе. Из рассказанного им можно было понять, что советская пропаганда, возможно, преувеличивала подлинные масштабы и проявления ужасов Саласпилсского лагеря.
Правда, что касается выкачивания у узников крови, в книге «Мемориальные ансамбли Советской Латвии» (1986) процитированы следующие слова Бирзе: «Если вы увидите листок бумаги, на котором написано, что здесь замучено, к примеру, десять тысяч, вы не ощутите ужас произошедшего так, если бы увидели лишь одного умершего в Саласпилсе ослабшего ребенка, у которого до этого забирали кровь». Но в интервью журналу Rīgas Laiks в августе 1997 года писатель сказал: «Когда меня привезли в Германию, все лагеря Латвии показались санаториями». Бирзе выразил сожаление, что жертвам того или иного тоталитарного режима в разные времена уделяется разное внимание: «Ужасно, что история Латвии превращена в биржу трупов — у одного трупа большая цена, другой не имеет вообще никакой… В советские времена те, кто погиб в ГУЛАГе, считались абсолютно неценными трупами. Теперь те, кто погиб в немецких лагерях, — неценные трупы. Единственные, в отношении кого всегда сохраняется средняя цена, — это евреи».
В этой связи большое значение имеет изданное на днях 432-страничное академическое исследование историков Карлиса Кангерса, Улдиса Нейбургса и Рудите Виксне «За этими воротами стонет земля. Саласпилсский лагерь, 1941-1944». Есть люди, в том числе и бывшие узники лагеря, для которых неприемлемо, что историки пишут не только о преступлениях нацизма в Саласпилсском лагере, но и развенчивают миры советской пропаганды. «Контрпропаганда ни в коем случае не является целью нашей работы, и никогда никто из нас не говорил, как надо писать историю. Пусть люди читают и оценивают», — говорят авторы книги.
Это первое академическое исследование о Саласпилсе, задача которого состояла в том, чтобы выяснить, что там на самом деле происходило, поэтому волей-неволей пришлось рассматривать утверждения советской пропаганды. Разумеется, симпатизирующие режиму Путина пропагандисты русских СМИ Латвии в любой попытке поставить под сомнение связанные со Второй мировой войной советские мифы будут искать «переписывание истории». Однако авторы исследования подчеркивают: для того чтобы переписать историю Саласпилса, вначале ее нужно было написать. Это и сделано в книге.
Люди, приезжающие в Саласпилсский мемориал, видят надпись «За этими воротами стонет земля» и вдохновленные советской идеологией скульптуры, которые не отражают сути лагеря. Название книги авторы выбрали осознанно и наполнили его новым содержанием, а именно: раскрыли многогранные проявления Второй мировой войны в Латвии, о которых советская пропаганда умалчивала. Хотя иногда звучали мнения, что на немногих фотографиях Саласпилсского лагеря его узники выглядят хорошо накормленными, упомянутое исследование не ставит под сомнение оценку — «За этими воротами стонет земля». Саласпилсский лагерь по безжалостности, жесткости и бесчеловечным условиям жизни и работы мало отличался от других карательных лагерей национал-социалистической Германии. Но у мифов советской пропаганды о сотнях тысячах убитых, медицинских экспериментах над детьми или о «подземных газовых камерах» в Саласпилсе нет подтверждения.