В комментарии газете «Салiдарнасць» (8.02) экономист Борис Желиба расшифровал заявление Александра Лукашенко о том, что руководство России решило поддержать экономику Белоруссии. «Дело в том, что Россия, какие бы отношения у нее с Белоруссией ни были, не может позволить обанкротиться экономике своего единственного союзника. Ведь, по сути, сейчас белорусская экономика — это филиал российской. Если она обанкротится, то у России тоже будут проблемы — в том числе, политические».
«От Москвы Лукашенко и денег больших не получит, и уйти далеко не сможет, — отмечают Naviny.by (8.02). — Из Сочи после неформальных переговоров с российским коллегой Александр Лукашенко вернулся, судя по всему, без триумфа. Проще говоря, без живых денег. Не исключено также, что Владимир Путин мог выставить такие условия, о которых публично говорить не пристало».
По мнению автора газеты «Белрынок» (9.02), «Опыт показывает, что за каждым обещанием от президента или премьера РФ всегда стояла своя „цена“, и Россия всегда тянула до последнего, приближая вплотную партнера к кризису, чтобы эту цену взять. И когда говорят, что Россия в очередной раз готова подставить нам плечо, это значит: очередной торг начался, и наши партнеры будут терпеливо ждать еще большего ухудшения ситуации, пока не возьмут то, что хотят. А что они хотят на этот раз? Ну, пока все сходится на пресловутой военной базе».
Россия даст кредит Лукашенко, чтобы предотвратить государственный дефолт «единственного союзника», — уверена «Беларуская праўда» (9.02). Однако весь кредит уйдет на погашение долгов, поэтому официальному Минску жизненно важно добиться кредита и от МВФ. Камнем преткновения на переговорах являлась военная авиабаза в Бобруйске. «Кажется, россияне понимают, что если Лукашенко согласится на присутствие российской авиабазы, то кредита МВФ он, скорее всего, не получит. А кредит МВФ жизненно необходим».
«Кремль цинично подвесил руководителя Белоруссии, рекомендуя подумать о том, кто настоящий партнер и союзник, а кто просто так. В сложившейся ситуации глава белорусского государства не может идти в прямую атаку на Кремль. Это бы еще больше усугубило и без того непростые отношения с российским руководством. Поэтому он раздает приказы своим подчиненным искать деньги в других местах», — заявил порталу Товарищ.online (11.02) эксперт Ярослав Романчук. У него «есть основания считать, что белорусское руководство не получило того, что ему нужно больше всего — „живых“ денег в виде кредита на два миллиарда долларов». «Да, идут переговоры. Да, исключить принятие решения о выделении финансовой помощи нельзя, но до поступления первого транша из этого кредита еще далеко. А деньги белорусским властям нужны уже сейчас, без промедления».
Минск не хочет российскую авиабазу, но не откажется от российских истребителей, подчеркивает военный аналитик Naviny.by (14.02) Александр Алесин, комментирующий информацию о возможных поставках в Белоруссию самолетов Су-30. «Москва, хотя и недовольна проволочками Минска в вопросе размещения российской военной базы, но вряд ли заинтересована в полной деградации оборонных возможностей союзника, который прикрывает западное стратегическое направление. Возможно, на этот раз Москва всерьез намеревается укрепить воздушную мощь своего союзника. Во всяком случае, к этому может подтолкнуть обострение напряженности в отношениях России с НАТО».
Белоруссия бесплатно получила от России «устаревшие» ЗРК С-300, ей самой они не нужны. «На нашей территории они будут защищать воздух РФ», — констатирует «Новы час» (10.02). По мнению газеты, такое белорусско-российское сотрудничество в области обороны и безопасности не является чем-то особенным на просторах СНГ. Россия регулярно передает вооружение партнерам по ОДКБ.
Для Москвы даже нормализация отношений Минска и Брюсселя — «красная черта», указывает UDF.by (10.02). Россия в отношениях с Западом перешла от прежних отношений соперничества/партнерства к прямой конфронтации. В смысле отношений с Западом вариант «Белоруссия — Казахстан в Европе» для самой России как «те ракеты на Кубе для США в 1962 году».
«Владимир Путин своей агрессией против Украины серьезно помог Лукашенко улучшить отношения с ЕС и Штатами фактически без уступок во внутренней политике. Дальнейшее развитие отношений Белоруссии с Евросоюзом и США упирается в два барьера — жесткий контроль со стороны Москвы и неготовность самого белорусского режима реформироваться, — пишет аналитик Naviny.by (10.02) Александр Класковский. — При всем смягчении своей политики в белорусском вопросе Брюссель и Вашингтон не снимут с повестки дня вопросы демократизации, прав человека. И пока в этих делах не будет прогресса, Лукашенко останется для западников чужим. А он лучше останется чужим, чем станет пилить сук, на котором сидит».
«Миграционный кризис: триумф для России, вызов для Евросоюза», — заголовок в «Советской Белоруссии» (10.02). Политолог Юрий Царик рассматривает причины и последствия наплыва беженцев в Европу, отмечая, что «российские власти и их союзники в Европе (включая Белоруссию), кажется, являются единственными, кто испытывает иррациональную, на первый взгляд, радость в связи с миграционным кризисом».
Но «если европейцы не смогут найти адекватный ответ на миграционный и другие кризисы, то единство ЕС и НАТО может быть разрушено, а вместе с ним — и баланс сил в регионе Центральной и Восточной Европы. Белоруссия, как следствие, лишится внятных альтернатив зависимости от РФ. Безопасность нашей страны окажется под угрозой».
«Аннексия» Белоруссии могла бы стать «маленькой победоносной войной» для России, допускает в «ЕвроБеларуси» (8.02) политолог Владимир Мацкевич. По его словам, «минимальная самостоятельность режима Лукашенко вдруг осознана как националистическая политика. Путин, Кремль, сегодняшняя Россия проводят иррациональную политику. Но иррациональность является вполне предсказуемой. На фоне сплошных поражений, которые терпит сейчас Россия, им нужны позитивные достижения. Наверное, кому-то в голову обязательно приходит мысль, что аннексия Белоруссии могла бы быть таким успехом для России для оправдания всей имперской возни последних лет. Поэтому и господствует такой взгляд на Белоруссию как на народ, никогда не имевший собственной государственности, который всегда был частью большого русского народа».
Политолог считает, что «эти мифы сидят в российском сознании и очень сильно препятствуют нормализации двусторонних отношений». Кроме того, «мифологизированы интеграционные инициативы»: СНГ, Союзное государство, ЕАЭС. Их жизнеспособность «не имеет никаких перспектив», они «не имеют под собой никаких реальных оснований, но определяют идеологию, взгляды и позицию России по отношению к Белоруссии».