Тегеран самым невероятным образом влияет на политические процессы в Вашингтоне. В ходе внутрипартийных предвыборных дебатов кандидаты на пост президента от Демократической и Республиканской партий беспрерывно бросают вызов американской стратегии в отношении Ирана. Если демократы открыто выступают за установление отношений с Исламской Республикой, то республиканцы все чаще говорят о войне. Как сообщает американский CNN, часть теледебатов кандидатов от Демократической партии Хиллари Клинтон и Бернарда Сандерса, которые транслировал этот телеканал, посвящена как раз внешней политике Соединенных Штатов.
Сославшись на свержение режимов Саддама Хусейна и Муаммара Каддафи при объяснении своего несогласия с войной, Бернард Сандерс косвенно признал, что военные вмешательства США в дела других стран вовсе не принесли им демократию. Этот кандидат от Демократической партии, который считает самого себя самым народным представителем на американских электоральных выборах в 2016 году, многозначительно заявил: «Важным нюансом внешней политики является наше понимание того, что же все-таки произошло после устранения от власти этих лидеров. Например, в Ливии мы были свидетелями того, что США и их союзники свергли Каддафи, однако после него в этой стране образовался политический вакуум, который и заполнило «Исламское государство».
Подвергнув критике общие внешнеполитические стратегии Соединенных Штатов, Сандерс объявил: «Свергнув правительство премьер-министра Мохаммада Мосаддыка в Иране в 1953 году, США и Великобритания вернули к власти в этой стране жестокого диктатора в лице шаха, в результате чего в 1979 году и произошла Исламская Революция. До сих пор мы продолжаем наблюдать ее неблагоприятные последствия. Если я стану президентом США, то никогда не позволю, чтобы наши военнослужащие оказались втянутыми в войны на Ближнем Востоке».
В ответ на это Хиллари Клинтон заявила: «Нам необходимо создать коалицию из исламских государств. Я прекрасно знаю, как это сделать, потому что мне уже доводилось создавать санкционную коалицию против Ирана, в результате чего его руководство согласилось сесть за стол переговоров и нам удалось остановить иранскую программу по созданию ядерного оружия».
Член комиссии по национальной безопасности и внешней политики при парламенте Ирана Сейед Хоссейн Нагви-Хоссейни (Seyed Hossein Nagvi-Hosseini) в своем интервью иранскому информационному агентству ICANA осудил империалистическую позицию Соединенных Штатов и заявил: «Высший руководитель Ирана Али Хаменеи постоянно подчеркивает, что в отношениях с Тегераном американцы все время проявляют дух империализма и колониализма и своими действиями совершают злостные преступления против иранского народа».
Далее в своем интервью, опровергнув какие-либо изменения в стратегии США, иранский парламентарий отметил: «Вашингтон, будучи главным в мире покровителем диктаторских режимов, добивается свержения демократического правительства Исламской Республики Иран». Член комиссии по национальной безопасности и внешней политики при парламенте Ирана также заявил: «Иранское руководство не должны вводить в заблуждение жесты американских политиков. Возникающие между ними противоречия на самом деле касаются лишь способов свержения действующего правительства Исламской Республики».
Подробности ситуации с визами для иранских граждан
По сообщению информагентства ICANA, противоречия по поводу отношений с Ираном ограничиваются не только предвыборной кампанией в Соединенных Штатах. Дело в том, что пошло на нет былое сотрудничество правительства Барака Обамы с Конгрессом США в плане запрета на въезд в страну граждан некоторых стран.
По сообщению компании Bloomberg, Тегеран выразил жесткое недовольство по поводу подписания Обамой закона о введении ограничений на выдачу виз для тех граждан, которые совершали поездки в Иран. Согласно этому закону, те иностранные граждане, которые посещали Иран и еще некоторые государства на Ближнем Востоке, уже не могут быть включены в программу безвизового въезда. В ответ на протест Исламской Республики по этому поводу госсекретарь США Джон Керри заверил иранское руководство в том, что американское правительство воспользуется имеющимися у него правами в целях помешать этому закону создавать препятствия «законным торговым интересам Ирана». После этого Конгресс заявил о своем несогласии с точкой зрения Керри, однако тогда он не знал, что Государственный департамент США намеревается исключить из сферы применения этого закона всех иранцев с двойным гражданством, проживающих за пределами Ирана. В январе текущего года это внешнеполитическое ведомство, издав соответствующий циркуляр по данному поводу, заявило, что подобного рода послабления никаким образом не связаны с ядерным соглашением между Ираном и Западом. В частности, сообщалось, что от действия этого закона должны быть освобождены все иранцы с двойным гражданством, которые были рождены за пределами Ирана или покинули свою страну после победы Исламской Революции. В этом документе также содержалось обращение к министру внутренней безопасности разумно использовать данное исключение.
Далее в документе подробно объясняются причины и юридические основания освобождения восьми категорий граждан от новых визовых правил. 21 января нынешнего года Министерство внутренней безопасности США представило свой проект, согласно которому из этих восьми категорий под освобождение подпадало только пять.
Тем не менее по закону о безвизовом въезде к числу таких лиц относятся только те граждане, которые совершают официальные поездки по заданию правительства, или военнослужащие. Теперь Министерство внутренней безопасности должно определить, кто именно из иранцев с двойным гражданством обладает достаточными правами для безвизового въезда в страну.
Протест Конгресса по поводу страстного желания Белого Дома развивать отношения с Тегераном
13 конгрессменов, участвовавших в переговорах по поводу закона об отмене виз, расценили подобные действия Госдепартамента и Министерства внутренней безопасности США как нарушение данного постановления и заявили в связи с этим свой протест.
Председатель комитета по внутренней безопасности при Палате представителей Майкл Маккол заявил, что правительство злоупотребляет предусмотренными Конгрессом послаблениями, связанными с национальной безопасностью.
В конце января сам Майкл Маккол, лидер республиканского большинства в Палате представителей Кевин Маккарти и председатель комитета по внешним делам того же законодательного органа Эд Ройс отправили президенту письмо с требованием предоставить им доступ ко всем документам, электронным сообщениям и прочей корреспонденции, связанной с решением о расширении визового иммунитета для граждан Ирана и Ирака. Законодатели установили правительству срок для предоставления этих данных — 12 февраля.
Тем не менее некоторые члены Конгресса поддерживают предоставление права безвизового въезда в страну для всех иранцев, имеющих двойное гражданство. В частности, сенаторы Ричард Дурбин, Джеф Флек и Кори Букер предложили исключить лиц с двойным гражданством из списка тех граждан, которым необходимо получать визу.
Недовольство Европейского Союза политикой Конгресса США
Послы всех 28 государств, входящих в Евросоюз, также заявили о необходимости пересмотреть новый закон о безвизовом въезде. Один из представителей Государственного департамента США сообщил, что его ведомство и Министерство внутренней безопасности до сих пор стараются убедиться в должном исполнении новых правил безвизового въезда. Однако само Министерство пока воздерживается от каких-либо комментариев по этому поводу.
Представители правительства США заявляют, что они будут действовать в рамках закона. По их словам, все приезжающие по безвизовой программе будут проходить тщательную проверку на предмет их биографии и никакого окончательного решения по поводу визового иммунитета для иранцев с двойным гражданством еще не принято. Данная ситуация может свидетельствовать о некотором замешательстве внутри политической администрации Соединенных Штатов. С другой стороны, Европейский Союз обеспокоен главным образом тем, что его предпринимательские круги, которые с нетерпением дожидаются начала экономического сотрудничества и торговли с Ираном, становятся жертвой несговорчивости Республиканской партии США. Брюссель крайне разгневан тем, что ему приходится расплачиваться за милитаризм республиканцев, и по дипломатическим каналам европейские политики уже не раз заявляли о своем недовольстве по этому поводу. Можно сказать, что иранская проблематика создала своего рода брешь в отношениях между Республиканской партией и Европейским Союзом. В связи с этим нынешняя ситуация такова, что Брюссель сильно опасается победы республиканцев на выборах в США.
Острая реакция Обамы на радикализм Конгресса
На фоне всех этих разразившихся споров нынешний американский президент-демократ в жесткой форме критикует позицию республиканцев в Конгрессе. В качестве примера приведем интервью Обамы газете Los Angeles Times, которое он дал вместе с тремя бывшими сенаторами: двумя демократами и одним республиканцем. В нем американский президент поведал о сложном юридическом казусе, создавшемся в Вашингтоне, и своей роли в нем.
В частности, Обама пожаловался на то, что республиканцы мешают его работе. В ситуации, когда от срока его президентских полномочий осталось не более одного года, американский лидер заявляет о своей надежде на то, что «для следующего президента будет создана такая обстановка», при которой ему в ходе предвыборной борьбы придется меньше сталкиваться с упрямой политической демагогией. По словам нынешнего американского президента, история обойдется с ним и его преемником более благосклонно по сравнению с тем, что придется пережить в столкновении с Конгрессом и многочисленными внешними кризисами.
Хотя в своих речах Обама даже не обмолвился о подписании Совместного комплексного плана действий по ядерной программе Ирана, нельзя сказать, что проект социального страхования ObamaCare (то есть реформы здравоохранения, обязывающей каждого американца иметь медицинскую страховку) и СКПД стали основанием для острых противоречий между Белым Домом и Конгрессом США. И демократам, и республиканцам известно, что если кто-то из них нарушит статьи данного соглашения, то это будет иметь негативные последствия для Соединенных Штатов в плане международной практики.
Ключевая проблема начавшейся в США внутренней войны заключается в том, что республиканцы стараются обеспечить свои интересы во внутренней политике страны. Американские ковбои привыкли воевать, выпуская в противника всю обойму. Отсюда вытекает их воинственность по отношению к Исламской Республике Иран, которую подогревают сионистское лобби в лице Американо-израильского комитета по общественным связям и действующий политический режим Саудовской Аравии. Одновременно с этим республиканцы негласно добиваются того, чтобы путем внесения раздора в соглашение по СКПД расстроить планы демократов, но в конечном счете приписать его себе и реализовывать в качестве железного кулака США.