Идея была хорошая. И многое всем нам дала. Неужели нам скоро придется смириться с ее крахом?
На наших глазах Швеция восстановила жесткий пограничный контроль с Данией (4 января), Бельгия недавно поступила точно так же с Францией, Австрия ввела дневную квоту в 3 200 мигрантов, которым позволяет пройти транзитом по ее территории (в день принимают не более 80 человек, подавших прошение об убежище, у которых все в порядке с бумагами), границы Венгрии закрыты не первый месяц, ее соседи из Центральной Европы собираются последовать ее примеру, Македония не пропускает идущих из Греции афганцев.
В результате, словно по эффекту домино, мигранты, которым закрыли путь на север, скапливаются на юге. Во многих местах формируются настоящие «людские пробки», неправовые зоны (особенно сильно это бьет по Греции) и лагеря сирийских беженцев, которые не могут двигаться дальше из-за закрывающихся тут и там границ.
Афины, столица обанкротившегося государства, буквально задыхаются. В сентябре 2015 года на европейском уровне было принято решение принять на территории ЕС 160 000 беженцев в течение двух лет: в настоящий момент за пределами Италии и Греции были размещены менее 600 человек.
Уникальная модель
14 июня 1985 года в небольшом люксембургском городке на границе с Францией и Германией (сейчас он насчитывает 4 000 жителей и дюжину работающих на полной ставке муниципальных чиновников) представители пяти государств (Франция, Германия, Бенелюкс, впоследствии Испания и Португалия) договорились об открытии границ и свободном движении людей. Соглашение вступило в силу десять лет спустя.
Постепенно Шенгенское пространство привлекало все новые страны и теперь включает в себя 26 государств (в том числе 22 члена ЕС за знаковым исключением Великобритании), которые принимают общие правила в области воздушных границ, виз, полицейского сотрудничества и защиты личных данных. Все эти достижения являются частью права Европейского Союза по Амстердамскому договору 1999 года. Иначе говоря, Шенгенская зона решительным образом способствует процессу европейского строительства и является единственной в своем роде моделью.
Речь шла о свободной и комфортной Европе (это устраивало даже противников Брюсселя), которая тесно переплеталась с федеративным проектом Европейского Союза. В доказательство, к зоне присоединились даже Швейцария и Норвегия (они упорно отказываются вступать в ЕС), а также Исландия. В Европе без бюрократии на первое место вышли конкретные результаты и возможность граждан пересекать границы без долгих проверок и потери времени на таможне.
Долгий процесс под угрозой
Кроме того, государства сохранили часть своих суверенных прерогатив: статья 2.2. Шенгенского соглашения позволяет на время восстановить пограничный контроль по всей стране или в некоторых ее регионах по соображениям общественного порядка и безопасности. Ей пользовались несколько раз, в частности во время Чемпионата мира по футболу в Германии в 2006 году, чтобы помешать попасть в страну хулиганам.
Помимо самой этой либеральной структуры существуют законы, которые четко предусматривают усиление полицейского и юридического сотрудничества государств, а также контроля на границах внешних стран зоны.
Виноват в случившемся отнюдь не Шенген: это государства не сделали всего, что было в их силах, либо из слабости, либо из жалких внутриполитических расчетов. Причем дошло до того, что конструкция под названием «Шенгенская зона», плод трех десятилетий работы, грозит обрушиться.
Покойся с миром? (это вряд ли…)