Когда Россия два года тому назад присоединила Крым, президент Барак Обама пренебрежительно назвал ее региональной державой, действующей «с позиции слабости».
Это явная недооценка, однако склонность к конфронтации в государственной политике и давление на соседей принижает ее достоинство. Если Россия будет больше сотрудничать на международной арене, она сможет стать великой державой.
Объявление президента Владимира Путина о сокращении военной группировки в Сирии указывает на то, что Россия начинает осознавать это.
Россию нельзя недооценивать. По размерам своей территории она в два раза превосходит Америку. Вместе две эти страны обладают 90% всего ядерного оружия в мире. По своей численности российские вооруженные силы равны французским, немецким, итальянским и японским вместе взятым.
В 2014 году размер российской экономики чуть-чуть уступал Италии, а объем ВВП на душу населения у нее был на две трети больше, чем в Китае. В том году по добыче нефти Россия почти догнала Саудовскую Аравию, а по объемам добычи газа она на две трети превзошла Америку.
В определенном смысле Россия является готовой к сотрудничеству великой державой. Она помогла оказать давление на Иран в целях заключения ядерной сделки в рамках группы 5+1. У России есть соглашения по ядерному оружию с Соединенными Штатами, и она оказывала тыловое содействие войскам НАТО в Афганистане. Москва работает с другими нефтедобывающими странами, пытаясь остановить падение цен на нефть, и осуждает Северную Корею за ее угрозы применить ядерное оружие.
Однако неблагоразумные действия уменьшают российское влияние.
Экономическая политика с опорой на государство и коррупция подрывают власть закона и умаляют позиции Москвы в Группе 20. Война против Украины отдалила от России страну, имеющую с ней давние культурные и этнические связи, а Запад ввел против нее такие санкции, какие раньше невозможно было себе представить.
Нанося удары по умеренным повстанцам в Сирии, Россия усилила свою изоляцию от Запада. Москва без нужды рискует, чрезмерно реагируя на действия Турции, сбившей российский самолет, распространяет ложные обвинения о «насилии мигрантов» в Германии, помогает ультранационалистическому «Национальному фронту» во Франции и поддерживает выход Британии из Европейского Союза.
Очень редко случается такое, чтобы великая держава одновременно ставила под угрозу важные взаимоотношения с таким большим количеством стран.
Российская элита ошибочно считает, что международную систему приводит в движение цинизм иностранных лидеров и их стремление к расширению власти, и что Кремль в такой ситуации может манипулировать ими или купить их. У нее неверное представление о процветании на Западе ценностей, таких как свобода, и о роли добровольных структур, таких как Европейский Союз и НАТО. Кремль пытается укрепить народную поддержку со стороны общества, изобретая в этих целях внешних врагов, что усиливает его внешнеполитические проблемы и вызовы.
Преодолеть эти проблемы будет нелегко, и здесь поучительными и полезными могут оказаться примеры сотрудничества других великих держав.
Европейский Союз является демократическим и процветающим, а обретающее свои очертания Транстихоокеанское партнерство расширит торговлю в этом огромном регионе. В то же время, Россия становится все менее демократической и оказывает давление на соседей, требуя от них присоединения к протекционистскому Евразийскому экономическому союзу.
У западных стран хорошие отношения с соседями, а Россия ведет со своими соседями бесполезные войны (в 2008 году с Грузией, а сейчас с Украиной).
Открытые дебаты помогают демократическим странам развивать политику консенсуса, а у России это выгодное преимущество отсутствует. Неверно истолковав восстание Майдана как американский заговор, многие россияне были удивлены яростным сопротивлением Украины агрессии и единством Европы в вопросе санкций. Российские руководители недооценили силу народного стремления к переменам — как за рубежом, так и у себя в стране.
Сотрудничество с другими странами не означает отказ от независимости. Франция, например, высоко ценит свою свободу действий, однако активно сотрудничает с другими государствами. В декабре прошлого года она вполне успешно провела конференцию ООН по климатическим изменениям, и вместе с другими странами начала военную кампанию против «Исламского государства».
Россия, напротив, находится в одиночестве, и мир о ней — невысокого мнения, о чем свидетельствует социологический опрос, проведенный в августе прошлого года исследовательским центром Pew.
Китай, несмотря на авторитарное правление, уже несколько десятилетий осуществляет экономические реформы в целях построения конкурентоспособной и диверсифицированной экономики. Но в России реформы отстают, из-за чего эта страна чрезмерно зависит от сырьевого экспорта и от нестабильных цен на это сырье. Некоторые российские лидеры сосредоточены на краткосрочных целях — сохранить свою власть и отдать ресурсы в руки своим близким друзьям — и при этом не занимаются вопросами государственного строительства.
Россия также могла мы укрепить свое положение и авторитет в мире, борясь за справедливый международный порядок и большую открытость. Стремясь к сохранению статус-кво, она утверждает, что защищает государственный суверенитет, но при этом нападает на слабых соседей. Она не в силах обеспечить создание более уступчивой международной системы, которая дала бы ей особые привилегии и права вето.
Москва настораживает других, пытаясь ослаблять те страны, которые считает своими врагами. Из-за двуличия во внешней политике Россия является трудным партнером, несмотря на свой умелый и опытный дипломатический корпус.
Недавно министр иностранных дел Сергей Лавров заметил, что «соперничество в борьбе за формирование мирового порядка в 21-м веке усилилось». Он прав. В связи с этим Москве следует больше уважать интересы других и отказываться от глубоко укоренившихся привычек — таких, как недоверие к внешнему миру.
У России есть масса возможностей укрепить свой статус великой державы. Она может возглавить процесс мирного развития арктического региона, где наблюдается потепление. Вместе Россия и Китай могут раскрыть потенциал Евразии как конкурентоспособного торгового коридора и источника энергоресурсов. В Сирии Россия может жестче надавить на режим Асада, чтобы тот соблюдал соглашение о прекращении огня, а также добиться политического урегулирования на базе переговоров, чтобы создать в этой стране более стабильную и всеохватывающую систему государственного управления.
Если Россия будет активно преследовать эти цели, никто не осмелится пренебрежительно называть ее региональной державой.
Уильям Кортни — старший научный сотрудник некоммерческой общественной организации RAND Corporation и бывший посол США в Казахстане и Грузии.
Дональд Дженсен — старший научный сотрудник Центра трансатлантических отношений Школы перспективных международных исследований при университете Джона Хопкинса.