Париж — Не так давно Париж посетила представительная делегация из 7 «вежливых» сенаторов из России. Ее возглавлял руководитель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. Повестка визита предусматривала форум в Сенате Франции, на котором стороны планировали поговорить о стратегическом французско-российском сотрудничестве. Диалог ограничили четырьмя официальными темами: российско-украинская война (объявленная как «украинский кризис») и выполнение минских соглашений, безопасность в Европе, ситуация в Сирии и на Ближнем Востоке, двусторонние отношения. Неофициально — гости пробовали искать поддержки Франции, требовали снятия санкций с России и ее парламентской элиты. О баталии аргументов и ультиматумов и пойдет рассказ.
Формула для санкций
Интересно, что накануне встречи в Люксембургском дворце (место расположения Сената Франции) на закрытом заседании национального собрания (нижней палаты французского парламента) состоялись слушания относительно тактики переговоров с правительством РФ об отмене санкций на поставку европейских, в том числе французских продуктов питания в России.
Позицию правительства обосновывал государственный секретарь (в ранге министра) Франции по вопросам внешней торговли, содействия развитию туризма и французских граждан за рубежом Матиас Фекль. Опытный дипломат на пальцах растолковал депутатам, почему именно Франция не будет менять свою позицию и не будет инициировать отмену санкций в отношении РФ, введенных в связи с российской агрессией против Украины и аннексией Крыма. Как сообщили Укринформу дипломатические источники, набор аргументов, который звучал в сессионном зале Бурбонского дворца (где заседает Национальное собрание), был достаточно убедительным. «Внешняя политика Франции базируется на ее роли в Совете Безопасности ООН и соответствующих решениях Европейского Совета, а значит быстрых изменений по отношению к РФ ждать не стоит», — подчеркнул Матиас Фекль. Тем более, по его словам, серьезное обострение ситуации на Донбассе прямо влияет на безопасную ситуацию на внешних границах Евросоюза. Поэтому Париж вместе с Берлином будут настаивать на безоговорочной формуле: сначала выполнение минских договоренностей, а затем частичное снятие санкций с России.
Говоря об экономических последствиях от санкций, чиновник развеял мифы, которые во Франции раздувает пропаганда Кремля. По его словам, экономическая рецессия началась в России еще до начала российской оккупации Крыма и агрессии на востоке Украины.
«Объемы товарооборота между странами начали снижаться еще в 2013 году, а после февраля 2014 года эта тенденция укрепилась. Такая ситуация, по словам Матиаса Фекля, объясняется, прежде всего, падением ВВП России, что связано с обвалом мировых цен на энергоносители и снижением курса рубля. При данных обстоятельствах платежеспособность российских партнеров Франции катастрофически снизилась. Поэтому падение объемов французского импорта, главным образом, сельскохозяйственной продукции, вызвано не введением российским правительством контрсанкций, а низкой покупательной способностью россиян.
Тупик французско-российских отношений
Официальную позицию Парижа россиянам на всех уровнях второй год подряд пытаются втолковать дипломаты, чиновники и парламентарии. Для этого французские законодатели использовали все дискуссионные площадки. Но россияне, игнорируя работу в ПАСЕ, (глупо или намеренно) ограничили свои возможности, а персональные санкции не позволяли свободно посещать Париж. Развитие ситуации нуждалось в обменах. Пригодился доклад группы французских сенаторов «Франция-Россия. Избежать тупика», обнародованный еще 15 октября 2015 года. Авторами документа выступили члены сенатской комиссии по иностранным делам, обороны и вооруженных сил Франции Робер дель Пикья, Жозетт Дюрье и Гайтан Горсе. Интересно, что эти сенаторы не являются одиозными сторонниками России, вроде сенаторов Ив Поццо Ди Борго и Эмери де Монтескье, которые неоднократно посещали Москву, а один без украинского разрешения — Крым. Сам документ довольно противоречив. С одной стороны, парламентарии в нем настаивали на необходимости быть «твердым» в отношениях с Москвой, с другой, предложили немедленно начать процесс снятия санкций, прежде всего, с физических лиц.
Авторы доклада предположили, что в основе ухудшения отношений между РФ и Западом лежит желание России восстановить свою роль на международной арене путем отрицания справедливости мирового порядка, навязанного ей после холодной войны, а «украинский кризис» является лишь следствием такого желания. «Потеря возможностей и взаимное непонимание только отдаляют Россию от Европы как в геостратегическом, так и в идеологическом измерениях и формируют ось Россия-Азия», — считают сенаторы.
В то же время, в Париже продолжают называть Россию «важным собеседником», экономическим, историческим и культурным партнером, который в дополнение является еще и постоянным членом Совета Безопасности. Сенаторы предполагают, что отсутствие диалога и спираль изоляции России вызовут дополнительные риски для безопасности в Европе и глобальной стабильности. В этой связи они предлагают разработать комплексную стратегию в отношении России, признавая ее место на международной арене, но согласно международным законам. Для этого Франция должна взять на себя инициативу нового общеевропейского диалога с Россией по вопросам безопасности и экономического развития, в рамках «новой Хельсинкской конференции», которая имела бы целью восстановление общей политической перспективы Европы и России. Однако перед началом выполнения амбициозного плана Россия должна выполнить Минске соглашения, после чего часть санкций и будет отменена.
Возможность обсуждения документа и стала формальным поводом визита сенаторов. За него, как за спасительную соломинку, ухватились российские парламентарии и дипломаты. Визит сенаторов долго и тщательно готовился.
Сенаторские баталии: аргументы против ультиматумов
Председательствовать на форуме взялся руководитель парламентской профильной комиссии (в которую входит 57 сенаторов) республиканец Жан-Пьер Раффрен. Стратегический французско-российский диалог начался с главной темы — «украинского кризиса». Председательствующий констатировал, что двусторонние отношения серьезно деградировали, поэтому в интересах стран искать выход из ситуации, и передал слово коллеге по партии Роберу дель Пикья.
Сенатор изложил французское видение проблемы, которая является сложной и противоречивой. «Мы не можем понять мотивы России: аннексия Крыма, агрессия на востоке Украины. Количество жертв, разрушений, перемещенных лиц в Украине стали настоящим шоком для нас и для других европейцев», — искренне апеллировал он к «вежливым» партнерам, подчеркивая, что для Франции и мира этот акт является настоящим насилием над международным правом.
Попытки примирить Россию с Украиной привели к подписанию Минских соглашений, продолжил сенатор, но они не соблюдаются, огонь не прекращается, оружие не отводится, насилие продолжается, заложники не освобождаются, что нарушает климат доверия. «Отсутствует желание проявить политическую волю и придерживаться обязательств. Ответственность за это должна быть разделена, но не только между исполнительной властью Украины, ее должны разделить обе стороны (РФ в том числе)», — отметил дель Пикья. Он напомнил, что Париж и Берлин убеждают Киев в необходимости компромисса, но и Москва должна надавить на сепаратистов. Без исполнения Минска не видать России снятия санкций, завершил сенатор.
Константин Косачев сдержанно согласился с оратором, добавив, что и в самом деле нечего соперничать и действовать друг против друга, нужно искать общие решения, а перед тем юридическую сторону российской позиции должен обосновать специалист. И такой в составе россиян есть. Им оказался первый заместитель председателя комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации, доктор юридических наук, профессор из Санкт-Петербурга Алексей Александров. Заслуженный юрист сразу связал «гармонизацию отношений, правовые проблемы, недоразумения и неточности» с отсутствием у французов «объективной информации».
Напоследок Александров поблагодарил французов за строительство в Калужской области, которую он представляет, 10-ти заводов и пожаловался на несправедливость в отношении персональных санкций против российских парламентариев.
Председательствующий Рафарен, оправившись от ультиматумов, напомнил россиянам, что Франция выступает лишь посредником в конфликте и действует на основе независимой внешней политики, которая базируется на международном праве. «Вопрос Крыма — это вопрос международного права, а не ваших решений», — аргументировал сенатор, добавив, что волюнтаристская позиция лишь отдаляет от решения. «Украинское досье « — это единственное досье, которое поглощает все другие темы двусторонних отношений между Францией и Россией как в общем, так и в глобальном измерениях», — отметил председательствующий.
Впрочем, российская делегация продолжила диалог на языке ультиматумов, игнорируя прямые вопросы сенаторов Ксавье Пинта и Жозетт Дюрье по безопасности и выборам на Донбассе. В частности, Косачев продолжил нагнетать ситуацию угрозой «украинского национализма», при этом пытаясь уверить, что именно «Москва уговорила сепаратистов оставаться в составе Украины, и соблюдать перемирие». Россиянин предлагал французам давить на Киев, поскольку тот «заинтересован в продолжении войны». Косачев даже объявил «желанную» Украиной цель — «создать как можно больше проблем для России», чем откровенно удивил присутствующих.
Дальнейшие дискуссии продолжились в таком же контексте и на других панелях. В частности, во время обсуждения безопасности в Европе, россияне не предлагали ничего нового. Представители Совета Федерации Алексей Майоров и Михаил Казаков повторяли заученные клише о НАТО и роли России в борьбе с международным терроризмом.
На что сенатор-социалист Гайтан Горсе заявил, что источником новых угроз для Европы выступает именно Россия. Он напомнил не только о несоблюдении ею минских договоренностей, но и о нарушении Будапештского меморандума, принципов международного права и устойчивого мирового порядка. «Франция внимательно следит за эволюционными изменениями в России, которые противоречат мирной логике минского процесса», — сказал он. Оборонный бюджет РФ увеличивается, и является крупнейшим в Европе, военная доктрина изменена, в том числе в части применения ядерного оружия и других элементов, что ярко свидетельствует о милитаристских намерениях российского руководства и прямой угрозе НАТО, членом которой является также и Франция. Россия продолжает проводить серьезные военные учения, развивать собственную ПРО в приближенных к НАТО районах, и такая политика не позволяет сближаться и двигаться в направлении прогресса. «Путем давления его нельзя достичь», — подчеркнул сенатор, добавив, что для эффективного сотрудничества нужен прозрачный и открытый процесс, на основе существующих механизмов ОБСЕ в Украине. Безопасность в Европе является глобальным, равноправным и активным диалогом и ответственностью всех участников пространства, однако разногласия по линиям США-РФ, РФ-НАТО не позволят найти эффективное решение в ближайшей перспективе, подытожил Горсе.
Подытоживая результаты форума, Константин Косачев отметил открытость диалога, который был мало похож на стратегический, скорее на борьбу аргументов с ультиматумами. Российская сторона пообещала подготовить собственный доклад о позиции Франции и российско-французских отношений и обсудить ее осенью уже в Москве. В случае компромисса стороны планируют выйти на совместный документ (меморандум или межпарламентское соглашение и т. п) и предложения для внешней политики. Французы пообещали что-то сделать для снятия персональных санкций для российских парламентариев, например призывать к этому европейских коллег.
Уже через несколько дней после отъезда делегации россиян в Париже состоялись неформальные консультации по Украине между главами внешнеполитических ведомств США, Франции, Германии, Великобритании и Италии, а также верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности. Дипломаты наработали конкретный план действий.
Часть парижских договоренностей легла в основу решения Евросоюза. На следующий день Федерика Могерини в Брюсселе официально объявила пять руководящих принципов отношений ЕС с Россией. В частности, полное выполнение минских договоренностей как ключевого элемента для каких-либо существенных изменений в отношениях; укрепление отношений с восточными партнерами; укрепление устойчивости Евросоюза в сферах энергетической безопасности, кибербезопасности и стратегических коммуникаций; выборочное сотрудничество с Россией во внешней политике отношении Ирана, Сирии и Ближнего Востока, борьбы с терроризмом, преодоления международного кризиса, климатических изменений. Наконец, укрепление поддержки российского гражданского общества и контактов между людьми, особенно среди молодежи.
Вспомнили в Европе на этой неделе и объективную информацию, на которой так настаивали российские парламентарии. Во Франции вышла уникальная книга-расследование «Сети Кремля во Франции» французского политолога, профессора университета Ренн-2 Сесиль Вессье. Книга рассказывает о конкретных французских политических и общественных деятелях, на которых опирается «российский режим» в реализации своей внешней политики на Западе. Автор приводит многочисленные примеры деятельности и ярко описывает портреты нового кремлевского «Коминтерна». Как резюмируют критики, книгу Сесиль Вессье стоит почитать. Во-первых, потому что она четко связывает агентов влияния Москвы с Россией, которая их финансирует и организовывает. Во-вторых, книга обеспечивает широкий обзор работы этой так называемой коалиции в интересах Кремля во Франции. И, в конце концов, она раскрывает источники деятельности российских симпатиков, чтобы научить французов не попадаться в тиски дезинформации «фабрики троллей» месье Путина.