Сейчас можно говорить об историях, которые первые христиане рассказывали друг другу, и о том, как эти истории превратились в основу для понимания христианством самого себя и своих взаимоотношений с Богом. Истории, как сосуды наших верований, зачастую гораздо более интересны и обусловлены конкретной культурой, чем сами верования. По вполне понятным причинам, отношение к библейским текстам как к просто красивым историям очень раздражает некоторых христиан. (Когда во время одного званого ужина на Манхеттене глубоко религиозной Фланнери О’Коннор (Flannery O’Connor) сказали, что Причащение – это всего лишь красивый символ, она ответила: «Что ж, раз это всего лишь символ, к черту его».) Очевидно, в этом вопросе между верующими и неверующими мало общего: если что-то считается символом, преданием или драмой, можно сделать вывод, что это не может быть правдой.
Фундаменталисты отстаивают свою точку зрения настолько рьяно и зачастую проявляют столько агрессии потому, что они убеждены, что их вера не переживет нефундаменталистское преобразование: их самые глубокие, самые дорогие и самые личные переживания оказываются под угрозой, если рассматривать предания о рождении, смерти и воскрешении Христа как блестящие метафоры. Они оглядываются и видят оскалившихся атеистов с одной стороны и излишне ласковых патерналистов с другой, и обе эти группы приписывают христианскую веру к образным вымыслам. Сторонники буквального прочтения не ошибаются: возможно, их фундаменталистская вера не сохранится. Но я считаю, что есть намного больше способов – более полноценных способов – прочтения библейских текстов, помимо буквального, о чем Ориген писал еще в 3 веке.
Подумайте, ведь Шекспир ничего не знал о возрастной психологии, современной политической теории, экономике или о геноме, однако же мы глубоко уважаем и почитаем его в наше время. Повествование всегда несло и всегда будет нести в себе больший корректирующий потенциал, чем вера, потому что оно не подвержено воздействию простых фактов. Именно поэтому те люди, которые умеют находить смысл в искусстве, не утруждают себя заявлениями о том, что они не могут найти смысл в религии, и наоборот: что есть рассказы и предания, если не религия на время? Что есть читатели, если не временные фундаменталисты?
В светлый праздник Пасхи подумайте о том, что всех нас объединяет: необходимость привнести порядок в наши жизни, стремление к причастности к чему-то большему, любовь к рассказам и преданиям. Бог – это часть той же бесформенной реальности, что и мысль, литература, искусство – таких же реальных, как и все те кусочки информации, которые невидимо струятся сквозь этот мир, каким-то неведомым образом порождая осознание его смысла. В этом отношении все, что движется и формирует нас, реально. И уже совершенно неважно, насколько все это правдиво.