Владимир Путин заключил с Русской Православной церковью тесный союз. Но сторонники жесткого курса в церковных кругах организуют правый мятеж, если Кремль не пойдет на уступки, говорит бывший пресс-секретарь Русской Православной церкви.
Факты: как Россия возвращалась к вере
· В атеистическом Советском Союзе церковь подавляли и преследовали. В новой России, после распада СССР в 1991 году, церковь переживает подлинное возрождение.
· В 1991 году 31% россиян утверждали, что считают себя православными. В 2008 году эта цифра выросла до 72%. Всего, по подсчетам церкви, в России и в мире 150 миллионов православных.
· Русская Православная церковь — крупнейшая из восточных христианских. Разделение церкви на восточных и западных христиан восходит к Большой схизме в 1054 году.
· По конституции России церковь и государство отделены друг от друга. Но в последние годы церковь все более тесно сотрудничает с президентом Владимиром Путиным и правящей партией страны, в том числе, в области законотворчества.
Еще недавно этот русский священник с жидкой бородкой и низким голосом был лицом Русской Православной церкви. Именно он вечер за вечером появлялся на российских телеэкранах и рассказывал миру, как тот выглядит с луковичных куполов российских церквей.
Военная операция Владимира Путина в Сирии была частью «священной войны» против террора, заявил он пару месяцев тому назад. Он хвалил Путина как спасителя, который может разделаться с западной бездуховностью и западным обществом потребления. Если у верующих были какие-то сомнения по части искусства и культуры, он тоже мог дать им добрые советы. Книги о Гарри Поттере он назвал нехристианскими, а панк-группу Pussy Riot, критикующую Путина — «сатанистами».
Всеволод Чаплин был рупором консервативной церкви. Он был правой рукой патриарха Кирилла, русского православного ответа Папе Римскому и главы 150 миллионов прихожан Русской Православной церкви. Когда Чаплин открывал рот, Россия внимала ему.
Вплоть до 24 декабря прошлого года. В этот день Всеволод Чаплин был уволен. Он лишился своего роскошного офиса в огромном Даниловом монастыре, где также находится официальная московская резиденция патриарха. И с российских телеэкранов он исчез. Он лишился своих политических постов и высокого положения в церковной иерархии. Когда он после этого обрушился с нападками на патриарха, церковь ответила непримиримо: должно быть, «у Чаплина случилось психическое расстройство».
Единственное, что Чаплину разрешили оставить, это небольшой приход в церкви Воскресения в центре Москвы. Именно здесь мы и встретились с низложенным церковным боссом.
«Добро пожаловать», — бормочет он.
На Всеволоде Чаплине черная ряса. Он проходит по крыльцу, мимо входа в темную церковь, где пахнет ладаном и свежевымытым полом, через неприбранную кухню и выходит через заднюю дверь. Во дворе священник, еще недавно бывший одним из высокопоставленных фигур в православной церкви, оборудовал себе новый офис — в бытовке.
«Извините, что здесь так холодно», — говорит он и включает обогреватель на стене.
Всеволод Чаплин изменился. На встречах с прессой в былые времена он был, в основном, недвижим. Когда он заканчивал выступать, то делал кивок, и слушатели могли отправляться по домам. Сейчас же он внимательно слушает, он даже стал немного запинаться, когда говорит. Он знает, что вызвал на свою голову гнев сверху, но это его не останавливает.
«Президентская администрация пытается помешать обществу обсуждать целый ряд вопросов. Но ведь вопросы эти не исчезнут. Их будут обсуждать, и они повлияют на будущие выборы. Попытки замолчать эти вопросы недальновидны. Единственное, к чему это приводит — революция, это мы знаем из собственной истории», — вот его предостережение.
Любопытно слышать это из уст человека, который еще несколько месяцев тому назад яростно защищал ту же самую систему. Но так это же была работа, говорит он сегодня. За кулисами действительность иная. Сегодня он один из самых активных критиков железной хватки Кремля, которую ощущает на себе православная церковь.
«Раньше я не мог об этом говорить, а теперь могу», — говорит Всеволод Чаплин.
В последние пять лет объятия церкви и Кремля стали еще теснее. Поворотным моментом здесь стали большие антиправительственные демонстрации в Москве в 2011 и 2012 годах. Они напугали Путина и вызвали к жизни его политический ответный ход, национально-консервативное наступление, которое должно было мобилизовать многих из почти 100 миллионов россиян, которые, если верить опросам общественного мнения, характеризуют себя как православные христиане. Западные страны и вся их сущность подверглись демонизации, а роль церкви как оплота в борьбе с их вредным влиянием стала всячески подчеркиваться.
«Многие евро-атлантические страны оторвались от своих корней и своих христианских ценностей», — сказал Путин в 2013 году.
«Они проводят политику, которая уравнивает многодетные семьи с гомосексуальными парами, а веру в Бога с верой в Сатану», — обрушился на них российский президент.
Вскоре последовали законы о так называемой «гомосексуальной пропаганде» и далеко идущий закон, запрещающий ранить «чувства верующих». Православная церковь принимала участие в работе над текстами обоих законов. В тот же период участницы критикующей Путина панк-группы Pussy Riot были осуждены за шумный, но мирный протест в кафедральном соборе Москвы. За свою акцию протеста против Путина, длившуюся меньше минуты, они получили два года тюрьмы.
Патриарх Кирилл в ответ принялся обильно благословлять Путина незадолго до президентских выборов. Время правления Путина было «чудом божьим», по словам патриарха.
Вы можете подумать, что консервативные священники — такие, как Всеволод Чаплин — были совершенно довольны таким тесным сотрудничеством с Кремлем. Церковь, подавляемую и преследуемую в советское время, приглашают сегодня в залы, где принимаются решения. В прошлом году патриарх впервые выступал перед российским парламентом.
Но консервативные силы в церкви не рады. Если спросить их, то получите ответ, что прогибается именно церковь, а не Кремль. Она отступилась от своего права иметь позицию, отличную от позиции Путина и его приближенных, — говорит Чаплин.
«Мы должны больше критиковать власть имущих. Мы привыкли сидеть и улыбаться чиновникам и говорить им приятные вещи», —говорит он в беседе с «Berlingske».
В кулуарах Всеволод Чаплин, по его словам, особенно конфликтовал с могущественным замглавы путинской администрации Вячеславом Володиным. Кремль хотел до малейших деталей определять, что должна думать церковь, говорит Чаплин.
«Он не слушает, он нетерпим к другим мнениям», говорит Чаплин о близком соратнике Путина.
В результате церковь превратилась в курящий фимиам хор энтузиастов при российском президенте, который делает все, что того устраивает, — делает вывод Чаплин.
«Если власти в действительности не хотят сократить количество абортов, мы, церковь, будем это критиковать. Если власть живет двойной жизнью и говорит, что они патриоты, но хранит деньги на Западе, мы будем это критиковать. Мы знаем, что среди власть имущих есть люди, сколотившие себе состояние благодаря коррупции», — говорит Всеволод Чаплин.
Может даже показаться, что Чаплин говорит как представитель оппозиции, критикующей Путина, которая борется за демократию по западному образцу. Но на самом деле Чаплин выражает мнение оппозиционеров противоположного крыла.
Последствия консервативного наступления Путина во многом обогнали самого президента. Военное вмешательство на востоке Украины и аннексия Крымского полуострова мобилизовали тысячи российских добровольцев, воспламенившихся от утверждений государственных телеканалов о кровожадных «украинских нацистах» и необходимости защищать русскоязычных, живущих за пределами России. Кремль не делал ничего, чтобы убедить их в чем-то ином.
Крым имеет «священное значение для России, такое же, как Храмовая гора в Иерусалиме имеет для ислама и иудаизма», — объявил Путин в одной из своих речей.
В отличие от Крыма мятежные районы на востоке Украины превратились в ничейную землю, где повсюду насилие, разрушения и чье будущее неясно. Путин поставил конфликт на знак «пауза», что вызвало ярость у российских сторонников жесткого курса и националистов. Безусловно, наиболее знаменитый лидер мятежников, ультра-ортодоксальный монархист Игорь Гиркин в последний год обвинял Путина в том, что он предал пророссийских мятежников. Потом он объявил, что хочет создать совершенно новое политическое движение.
Всеволод Чаплин разделает эту точку зрения. Он хвалит Гиркина. А вот некоторые министры в путинском правительстве — наоборот, представители предательской «пятой колонны», — говорит он.
«Подлинная „пятая колонна“ находится в коридорах власти. Это люди, которые говорят красивые слова, но которые боятся рассориться с западными элитами», — говорит Всеволод Чаплин о министрах экономики, финансов и развития.
«Вы должны знать, что в рядах церкви — тысячи, которые будут бороться с этими людьми», — говорит он.
В консервативных церковных кругах вполне серьезно обсуждается вопрос о том, как ввести в России «ортодоксальную монархию» вместо управляемой демократии Путина. России следует отказаться от глобальных экономических правил игры, запретить банкам взимать проценты, запретить аборты и вредную литературу и фильмы, считает Чаплин.
«Вопрос в том, уйдет ли эта элита сама, или же нужно будет ее заменить», — говорит он.
Но пока широкие массы не внимают Чаплину. После своей отставки он оказался в «черном списке» тех, кого не должны показывать государственные СМИ. Священник, который хотел запретить неприличную литературу, оказался запрещен сам.