Киев — В конце прошлой недели президент Украины Порошенко объявил, что его представителем в правительстве становится автор польского экономического чуда Лешек Бальцерович. Приход в украинскую президентскую команду бывшего вице-премьер-министра и министра финансов Польши, который болезненно выхватил ее из переходных постсоветских стран и вывел в круг стран с рыночной стремительно растущей экономикой, наверное, будет символизировать конец эры популизма в экономической политике Украины. В нынешнем историческом периоде в нашем обществе с одобрением и даже с восторгом относятся к Польше. Польша — друг и пример успеха. У нас не вспоминают о трех тяжелых годах, которые пережила Польша на пути к этому чуду, общество Польши тогда заплатило высокую цену за успех. Но есть ли другой путь? Бывший премьер-министр Николай Азаров в интервью автору этих строк на вопрос об опыте Бальцеровича убеждал, что реформы не должны быть шоковыми, потому что это болезненно для людей. И Азаров в истории останется премьером колониальной экономики, в принципе неспособным на реформы и обновление. Наверное, назначение Бальцеровича — это сигнал нашим элитам — я готов на изменения, а вы? Сигнал Западу — Я готов к прозрачности и решительным шагам, сигнал обществу — легко еще не будет, но со мной человек, который провел свою страну по пути успеха…
Отныне все непопулярные и жесткие шаги должны будут покрываться авторитетом человека, который сделал экономику Польши открытой, демонополизировал ее, ввел рыночные механизмы. Свой взгляд на события на Украине Лешек Бальцерович высказал в публичной лекции, о которой мы решили напомнить сегодня.
История преподносит сюрпризы. И распад СССР — один из них
Социализм — запрет на частную собственность. Никогда не было и не будет хорошего социализма с точки зрения экономического развития. Не существует и не может существовать демократический социализм, если демократия обозначает гражданские и экономические свободы и конкуренции. Мы (страны постсоветского лагеря) потеряли очень много времени, живя в социалистической системе центрального планирования, которая отобрала у людей самую главную свободу.
Демократия — залог того, что в политике должна быть конкуренция. А обеспечивают ее гражданские свободы и выборы. Ведь нет гражданских свобод и сменяемости политиков — нет демократии. Но сама по себе демократия не гарантирует мудрых решений политиков. Помните, в Греции тоже были свободные выборы, ну и что случилось? Стагнация. Многие из политиков облачаются в опасный образ Деда Мороза. «Я дам вам деньги», — говорит Дед Мороз, плохо понимая, что деньги для раздачи — это всего лишь налоги, условия для получения которых он обязан создатье.
В Польше в 1988-м году было много людей, которые верили, что через два года мы будем свободны. Я об этом мечтал, но не думал, что это наступит в течение моей жизни. Время от времени история преподносит приятные сюрпризы — Советский Союз рассыпался. Мы все оказались перед необходимостью делать реформу, строить государство с рыночной экономикой и частной собственностью. Я, кстати, встречался с Ельциным, видел в нем великого политика и верил, что он тоже пойдет этим путем. Но он сделал ошибку — выбрал Путина.
Конкуренция политических связей в экономике не намного лучше социализма
В своем развитии постсоветские государства часто обманываются — иногда кажется, что все они идут в русле правового государства. Но правовое государство — это государство, которое, кроме прочего, эффективно ограничивает аппетиты. После первых шагов к свободному рынку и Россия, и Украина начали строить политический капитализм. Это капитализм, когда судьбы предприятий и отраслей решает не конкуренция рынка, а конкуренция политических связей. Политический капитализм (в шутку я называю его капитализмом отдельных предприятий) ненамного лучше социализма. При нем нет развития экономики, является развитие концернов и отраслей, в которых доминируют лица, связанные с властью.
Поэтому для вас очень важная реформа политики. Самая главная реформа после социализма — это реформа политики. Самый главный экономический показатель вашей свободы — это экономический рост, рост валового продукта. Заграница не поможет просто так. Надо повышать экономический рост. И еще один показатель — эмиграция молодежи. Люди уезжают из своей страны, если нет работы.
Я отвечал за реформы в Польше. В 1989 году, в сентябре я набрал команду, и за три месяца я запустил основные реформы. Кстати, я всегда интересовался радикальными реформами, но не думал, что это окажется полезным для моей страны так быстро. У нас была достаточно драматическая ситуация: большой внешний долг, постоянно падало производство. Но если есть команда, желание и политическая поддержка, можно все делать быстро. Один министр Польши говорил мне: двигайтесь медленно, потому что быстрый ход — это быстрые социальные расходы. И этот аргумент: быстрые реформы — социальные расходы, один из самых главных, хоть и популярных, абсурдов. Это можно сравнить с советом: не надо так гнаться за пациентом, он все равно больной. Серьезные болезни надо лечить безотлагательно. Выражение «шоковая терапия», которым обозначили нашу работу, мне не нравится, оно очень опасено, потому что все боятся шока. А терминология в обозначении реформ очень важна, потому что слова проецируют эмоции. И те, кто не любит реформ, они всегда говорят ешоковая терапияе.
Я проникался значением слов, и я с самого начала работал с группой журналистов, готовых объяснять реформы обществу. Конечно, были и критические статьи журналистов, но это не было так важно, поскольку я нашел сторонников в среде СМИ. Вы спрашиваете меня, что делать, если в свободных СМИ одни олигархи ругают других, и там сплошные войны олигархов. А я скажу, что это все равно лучше, чем государственная монополия на СМИ. Пусть будет и третий, и четвертый олигарх со своим СМИ, и хоть целый консорциум, тем больше у читателя-зрителя возможностей для различных источников информации.
Денег нет, если никакие проблемы не решаются
Не надо думать, что если вы не начали реформы в 1989 году, то теперь все пропало, и это поздно. Вам надо быстро двигаться вперед. Мы были первой страной, где переход от социализма к капитализму проходил в драматической обстановке гиперинфляции. Но в течение последних 25 лет мы накопили огромный опыт. На чем должна основываться логика реформ? Дефицит бюджета не должен быть большим. Социальные расходы не должны быть высокими. Высокие налоги и дефицит означают, что социальные расходы очень высокие, и их надо сокращать. Следствием этого становится падение курса и другие неприятные вещи. Если у вас огромный дефицит бюджета, то надо устранить огромные субсидии. И мы это сделали в Польше 25 лет назад. Это можно сделать, поскольку это ослабляет вашу экономику. Надо создать систему, чтобы не было возможности воровать. Это нужно, чтобы подавить угрозу экономического, финансового пожара.
Если вы нуждаетесь в том, чтобы инвестировать, не следует спрашивать: откуда деньги. Денег нет, если никакие проблемы не решаются, а у вас есть резервы для роста. Проводите дерегуляцию, она уменьшает возможности для коррупции. На дешевый газ, кроме вас, было подсажено много стран, но пора разбираться с тарифами. Обладатели дворцов не должны получать субсидий, помощь должна быть адресной. У вас самый низкий пенсионный возраст. У нас пенсионный возраст был повышен до 67 лет.
Многое в реформах зависит от граждан. Используйте демократию для того, чтобы активно развивать рынок, устранять дотации, поскольку это приводит к развалу бюджета. У вас есть много поклонников в Польше и огромное число поклонников в Европе. Особенно, когда мы видим, что вытворяет у вас Россия. И очень важно, чтобы Украина показала, что делает реформы, что вы не только хотите денег от других стран. Реформы — это защита вашего государства в сложной ситуации.
Война не повод не проводить реформы
Я уже дважды слышал это вопрос: может ли страна воюя, проводить реформы? Вы нуждаетесь в том, чтобы инвестировать в армию. Война не тотальная, она идет на юго-востоке. И это не мешает менять плохую систему. У вас много хороших экономистов, и я лично знаю много достойных людей-реформаторов. Меняйте систему, не раздумывайте, где взять кадры, а просто меняйте их. Легко поменять кадры получилось только в Восточной Германии, потому что у них были кадры с Западной. Но делать надо. Начните с командующих, затем постепенно переходите дальше. В то же время не обязательно начинать кадровые изменения в сфере культуры. Начните с министерств финансов, экономики, Нацбанка.
Еще одна угроза — политик, который у власти боится, что если он начнет реформу, то проиграет выборы. Такой риск проигрыша есть. Из политиков, которые проиграли выборы, половина делала реформы, а половина не делала. Но при тяжелой экономической обстановки отсутствие реформ будет ее только усугубить, и тогда популярность политика-руководителя и без этого будет падать. А для страны, конечно, лучше реформировать. Мое наблюдение такое: риск проигрыша на выборах выше, если нет реформ. Шансы тех, кто взял на себя ответственность — высшее. Я был политиком от задачи, и моя ситуация не была типичной. Мы выполнили задачу, и я чувствую себя победителем.
И еще раз про имиджевые резервы
Во время Майдана все телеканалы мира показали девушку, которая на хорошем английском объясняет, что происходит в стране. Это было прекрасно. Вы, люди творческих профессий, артисты и ученые, должны пропагандировать Украину. Пропаганда в России сейчас такая, какой не было даже при Советском Союзе, ловкая и хитрая. Однажды, в своем «Твиттере» написал: «Если Запад поддерживал моджахедов в Афганистане, почему он не может поддержать Украину. Почему он не может развернуть широкую гуманитарную помощь в том числе на Донбассе. Что за двойные стандарты?»
Я всегда говорю, что Украина — первая линия защиты от России. Польше сначала списали 50% внешнего долга. Это результат реформ и дипломатии. Я встречался со всеми, включая Папу Римского. Но для таких переговоров нужны аргументы. Без аргументов на такие встречи не ходите. Майдан не создал института власти, но вы должны использовать энергию Майдана во всех сферах вашей жизни.
Послесловие
Когда я вводила в поиск «Укринформа» слово «Бальцерович», он выдал новость 1999 года. Цитируем: «Вице-премьер, министр финансов Польши Лешек Бальцерович объявил в официальном заявлении, что не только остается работать в правительстве, но и не намерен отказываться от внедрения налоговых реформ, частично заблокированных президентом Александром Квасьневским. Свое решение он мотивировал тем, что его соратник по правительственной коалиции согласился на реализацию намерений Бальцеровича провести кардинальные изменения в налоговой системе Польши. Вице-премьер сообщил также, что Министерство финансов уже начало работать над постановлениями, которые позволят уменьшить негативные последствия для мелких предпринимателей от забракованного президентом Квасьневским закона о налогообложении физических лиц».
«Бальцерович остается работать в правительстве» — мне почему-то эта новость показалась символической.