На кадрах с Украины иногда можно увидеть современно выглядящие бронированные автомобили, которые отнюдь не напоминают образцы советской конструкторской школы. Все это продукция фирмы Streit Group, которая в этой отрасли является одной из наиболее успешных марок. Но если начать поиски более подробной информации, то вскоре выяснится, что идиллический образ, который выстраивает себе эта компания, не имеет никакого отношения к реальности, и что в ее отношении существует ряд подозрительных вопросов.
Компания была создана в 1992 году в Канаде, где ее основал Герман Гуторов, эмигрант из России и бывший сотрудник милиции. Фирма занималась и занимается поныне производством автомобилей для самых разных заказчиков. Вначале проводился монтаж бронированной части на разные гражданские автомобили — от лимузинов до грузовиков. Так появлялись автомобили для VIP-персон, для перевозки ценностей и использования полицией. И в этом не было ничего особенного, потому что подобные компании существуют практически везде (у нас это, например, SVOS из Пролоуча).
Однако Streit Group выбрала несколько своеобразную стратегию. Вместо удовлетворения потребностей стран НАТО компания решила сосредоточиться на рынках стран третьего мира, прежде всего в Азии и Африке. Помимо представительств в США и Великобритании, были открыты филиалы, например, в Объединенных Арабских Эмиратах, Ираке, Афганистане, Пакистане, Малайзии, Нигерии и Египте. Сегодня компания утверждает, что является самым крупным поставщиком бронированных автомобилей в мире.
В портфолио Streit Group уже давно не входят одни только бронированные лимузины и грузовики — предложение фирмы включает и ряд военных автомобилей: от легких внедорожников на шасси, которые закупаются у компаний Ford и Toyota, вплоть до тяжелых типов MRAP с шестью или восемью колесами, которые фактически аналогичны военным бронетранспортерам. Streit Group якобы производит 500 автомобилей в месяц и продает их в десятки стран, но своих заказчиков компания не называет, и, благодаря ориентации на третий мир, ей долго удавалось поддерживать к себе интерес со стороны журналистов.
Фирма не привлекла особенного внимания и в 2009 году, когда начала сотрудничество с российской компанией КАМАЗ и открыла филиал в России. Ведь тогда был период обамовской «перезагрузки» в отношениях США и России, когда значительно расширялось сотрудничество западных и российских производителей оружия. Кстати, и сам Гуторов всегда держался исключительно аполитично, поэтому, в отличие от некоторых других эмигрантов, он не навлек на себя немилость Кремля — его бизнесу в России никто не препятствовал.
Однако ситуация серьезным образом поменялась в 2014 году, когда на востоке Украины начались бои. Вдруг продукция фирмы Streit Group стала попадаться буквально «на каждом шагу», потому что украинские вооруженные силы начали закупать легкие бронированные автомобили «Спартан» и «Кугуар», которые по лицензии собирает местный автопроизводитель КрАЗ. Он же поставляет и шасси для новых тяжелых автомобилей канадской компании, которые были названы в честь гротескных персонажей популярной серии мультипликационных фильмов — «Шрек» и «Фиона».
Таким образом компания российского эмигранта, которая продолжает сотрудничество с российской маркой КАМАЗ, что парадоксально, стала одним из главных поставщиков украинских вооруженных сил — в первую очередь недавно созданной Национальной гвардии. Однако кроме фотографий с Украины, которые вначале могли послужить рекламой, в следующем году внимание, не очень желательное, привлек и другой факт. В июле 2015 года греческие власти задержали партию бронированных автомобилей (в частности типа Typhoon на шасси КАМАЗа), направлявшуюся в Ливию из Эмиратов, где Streit Group располагает самой крупной производственной линией.
По всей видимости, транспортные средства предназначались светской Ливийской национальной армии, то есть в принципе в интересах Запада было пропустить партию, но против Ливии по-прежнему действует эмбарго на импорт вооружений. Возможно, это стало пресловутой «последней каплей» для властей США, которые уже несколько лет расследовали поставки из филиала Streit USA в страны третьего мира. Поэтому в сентябре 2015 года на компанию был наложен штраф в размере 3,5 миллиона долларов за неоднократное нарушение правил экспорта вооружений.
Дело в том, что Streit USA продавала бронированные автомобили, способные противостоять огню из тяжелых пулеметов, а для подобной категории средств требуется специальное экспортное разрешение. И именно его не было в ряде случаев, или же разрешение было получено на основании недостоверных данных. Автомобили марки Streit Group, таким образом, попали в руки конечных заказчиков, о которых не было точных данных. Высказываются подозрения, что в Африке, Афганистане и Юго-Восточной Азии сегодня на этих бронированных автомобилях ездят боссы наркомафии, «командиры» или даже лидеры террористов.
В фокус внимания СМИ, однако, попала и деятельность фирмы Гутора на Украине. Большое количество марки Streit Group поставляется батальону «Азов», в который входят преимущественно сторонники ультранационализма, в том числе из Западной Европы. Фотографии этих автомобилей, на которых нарисованы «волчьи крюки», то есть традиционные эмблемы украинских националистов (а также символ сотрудничества с фашистами), вероятно, не лучшим образом сказываются на имидже компании.
Однако интересен и тот факт, что, несмотря на это, по-прежнему поддерживается партнерство Streit Group с российской маркой КАМАЗ. Объяснением может быть та тихая борьба, которая вот уже несколько лет ведется в российском военно-промышленном комплексе, и в которой участвует и упомянутый российский автопроизводитель. Суть борьбы в выборе: будет ли российская промышленность сотрудничать с западными производителями оружия или же любой ценой стремиться к независимости. Бывший министр обороны Сердюков отстаивал первый вариант, тогда как нынешний министр Шойгу поддерживает второй.
Так что, конечно, неудивительно, что автомобильный производитель КАМАЗ относится к первому лагерю, часто использует иностранные запчасти и поставляет свои шасси западным маркам. Напротив, его основной конкурент, фирма «Урал» (входит в консорциум ГАЗ), подчеркивает исключительно российское происхождение своих автомобилей. И как раз сейчас на кону многое, потому что в рамках проектов «Тайфун» и «Торнадо» два завода соперничают за заказ на тысячи бронированных автомобилей для российской армии.
Известно, что часть российского военно-промышленного комплекса не слишком рада тому, как Россия вмешалась в конфликт на Украине, и к каким последствиям это привело. Эмбарго на вооружение со стороны Запада остановило ряд многообещающих проектов и нарушило планы нескольким российским производителям. Картину довершает парадоксальная ситуация компании Streit Group, которая становится еще более примечательной, если вспомнить происхождение ее владельца. В любом случае очень вероятно, что этой компании придется кое-что объяснить властям нескольких стран.