Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Хэллоуин в Кремле

Путинские праздники как дань постмодернизму.

© Фотохост-агентство/ Владимир Песня / Перейти в фотобанкШествие Региональной патриотической общественной организации "Бессмертный полк Москва" по Красной площади
Шествие Региональной патриотической общественной организации Бессмертный полк Москва по Красной площади
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Все эти толпы россиян и примкнувшей к ним ваты из оккупированных Лугандона и Крыма — со стеклянными глазами, обвязанные колорадскими ленточками и грозящие кулаками Западу, воспринимаются нами как стадо зомби. И мы тут на Украине сидим за интернетом и удивляемся, как же так случилось, что россияне из умной и образованной нации деградировали до такого?

Киев — Два фейсбучных комментария «из-за поребрика» пролили свет на причины культурного феномена, который обостряется в России главным образом на праздники. Последний из них — 9 мая стал апофеозом «победобесия» (как его окрестили сами российские журналисты). Но ведь были и другие. «Гагаринобесие» (помните в прошлом году мурализм с распятым Гагариным?), и «искандеробесие» (проявляющееся обычно на 23 февраля), «сталинобесие» (в день смерти тирана) и вечное как весна — «путинобесие».

Все эти толпы россиян и примкнувшей к ним ваты из оккупированных Лугандона и Крыма — со стеклянными глазами, обвязанные колорадскими ленточками и грозящие кулаками Западу, воспринимаются нами как стадо зомби. И мы тут на Украине сидим за интернетом и удивляемся, как же так случилось, что россияне из умной и образованной нации деградировали до такого?

Но в том-то все и дело, что они-то считают тупыми и зомбированными нас с вами. А себя, наоборот, умными, современными и весьма изобретательными. И просто нам, «бандеровцам», в силу своей ограниченности, этот их феерический полет фантазии не понять.

«Это украинцы злые и озабоченные, а мы в России знаем, что не в силах изменить власть и не морочим себе этим голову. В политику не лезем, живем в свое удовольствие и веселимся от души», — пишет в ФБ дама из Москвы.


А вот еще одна мысль: «Вы там зомбированы и воспринимаете все слишком буквально. А эти многолюдные парады в Москве, георгиевские ленточки на шлепанцах, танковые башни на голове — это самый обычный постмодернизм.  Вам его не понять. Потому что живете в своих узконациональных интересах. А мы — граждане мира».

Ключевые тут два словосочетания: «веселимся от души» и «обычный постмодернизм».

Знаете, в чем наша ошибка? А в том, что, когда мы смеемся над их колорадскими ленточками  и наколками Путина на голом торсе, они на нас не обижаются. Они смотрят на нас, как на провинциалов, читающих пьесу Эжена Ионеско и не понимающих, почему все так носятся с носорогом? Ибо они давно уже не верят в эту лабуду о Великой Победе, о космической державе, о друге детей Сталине. Они прекрасно знают, что Россия — тюрьма народов, и что Крым украден, и «Боинг» ими сбит. Но им нравится быть «плохими парнями» в театре абсурда. Это — прикольно, а если еще и вызывает страх у окружающего мира, то — круто.

Весь идеологический шабаш путинских массовок последних лет очень точно вписывается в парадигму этого самого постмодернизма. Ведь, если обобщить существующие определения сего культурного феномена и образа жизни нашей эпохи, то, что это, как не веселье во время чумы, лилипутство, пародирующее гигантов, добровольный отказ от идеалов в пользу вульгарности, упакованной в благопристойную обертку «исконных традиций»?

Разве не театр абсурда — нынешние потуги РПЦ во главе с Кириллом сажать людей в тюрьму за слова о том, что Бога нет? Разве не китч — мерседесово-бриллиантовое облачение высшего клира при полной пустоте содержания под этой золоченой оболочкой?

В постмодернистской картине мира любой образ, как и любой текст не служат отражению действительности. А существуют лишь как эхо другого текста и другого образа. Никто уже реально не понимает, что такое Великая Отечественная война, и что есть победа в этой войне, и нет уже тех, кто видел эти страдания. А те, что ныне — они и не хотят их видеть — даже в кадрах кинохроники. День Победы для российского обывателя — это длинная, уходящая в бесконечное прошлое череда празднований «дней победы». И только.

Революция — это всегда авангардизм, прорыв из системы традиционных мифов и верований. Модернизм — вера в поступательное движение цивилизации. Постмодернизм это — ползучая реакция, рожденная неверием в прогресс и силу разума, возвращение к старому и ветхому с тихой ухмылкой: «А виноград-то, оказывается, зеленый»…

Верить в прогресс можно, если ты к этому прогрессу сознательно движешься. А если ты безнадежно отстал, то самое целесообразное этот прогресс высмеять. Но так, чтобы это не восприняли как насмешку. У вас там на Западе «мета-нарратив» — свобода личности, наука, международное право? А мы вам свой «мета-нарратив» — ядерная зима. Испугались? Ха-ха-ха! Давайте посмеемся вместе. Или другой прием — «великие истории» подменить мелкими анекдотами: типа Сергея Зверева в солдатской шинельке и с орденами.

Шабаш в День победы — это чистый постмодернизм. Своего рода российский хэллоуин. Был себе такой благородный праздник — День всех святых, нет, показалось мало — дайте нам ведьм и вампиров! И не то чтобы его участники преклоняются перед потусторонней нечистью, но пошутить на грани, поиграть в страшилку — можно. Разного рода ряженые с фальшивыми орденами Славы, сами себя наградившие и повысившие в званиях до генералов армии, никого не возмутят. Повеселят — да, как любители старины, наряжающиеся на исторических реконструкциях в мундиры гусаров и кавалергардов. Мол, наш день победы, что хотим, то и делаем!

Пообещать Америке радиоактивную пустыню — это хэллоуин. Пойти и отлупить в центре Москвы активистов, выступающих против присутствия российских войск на Украине — это такая игра. Выстрелить в Немцова — игра. Надел на одну ночь черный плащ, вставил фальшивые клыки в рот — выстрелил, переоделся, и с утра — в офис, на службу.

Наши попытки разоблачать хэллоуинские высказывания Путина и его чертовни, это то же самое, что ходить с крестом на молодежную вечеринку и в присутствии ряженых вурдалаков изгонять сатану. Только посмешищем станешь.

Постмодерн великолепная штука. Он нравится плебсу, потому что уравнивает его с элитой.  Он опрощает великие идеи, он смешивает героев с фриками. Он заставляет умных и порядочных профессоров ходить строем под жлобскими лозунгами и выдуманными символами и еще пытаться получать от этого кайф.

Вы думаете, сотни тысяч москвичей с Путиным во главе и портретами «дедов» в руках вышли на улицы отдать дань памяти? Нет, это был элементарный флешмоб — ну, вроде, как проехаться в одних трусах в метро. Есть ли смысл вопрошать: почему в трусах и почему в метро? Главное ведь во флешмобах не «зачем», а «как много нас собралось». А если собрались «назло» кому-то, это, вообще, блеск! И это прикольно, что «Путин с нами», и у него тоже какой-то портрет в руках. Прокурорша Поклонская из Крыма сразу сообразила, что к чему, и вынесла портрет «деда» Николая Второго Кровавого. Оцените шутку юмора!

«Колорадка» для Папы Римского, матрешки с изуверским оскалом, как символ чемпионата мира по хоккею, ролик, приглашающий на гражданскую акцию серпом и молотом в женских трусах, призыв рожать детей от Путина, гиркины, жириновские, лимоновы, бородатые казаки, гламурные фильмы, переиначивающие войну, боевая фантастика о захвате доблестным российским спецназом Англии и Америки… А еще война на Донбассе, которую российскому плебсу преподносят как такой себе фильм Квентина Тарантино, где кровь льется рекой, но совсем не страшно. Все это и есть путинский постмодернизм. Дремучий и непобедимый русский трэш.

«Постмодернизм как культурное течение, — пишут учебники, — не создает своих форм, он паразитирует на старых и в свое время отвергнутых. Их происхождение не имеет принципиального значения: от предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства. Заимствования, симуляция, ремейк, дописывание от себя классических произведений, — вот содержание искусства эпохи постмодерна».

Но вот, что интересно. Во множестве работ на эту тему, вышедших в России, феномен постмодернизма описан не иначе как «родовая травма Западного мира», в котором, дескать, давно уже разочаровался весь прочий Земной шар. Почему же это поветрие таким буйным цветом расцвело в канонической России, оплоте Православия, где, как утверждают апологеты «Русского мира», сохранился крепкий дух непобежденного народа?

Не потому ли, что Россия зашла в тупик? Поскольку путь в «назад», провозглашенный Путиным, оказался дорогой в холодную войну, а от нее — в войну мировую, пролетарскую революцию и татаро-монгольское иго? И всерьез идти туда желает разве что самая маргинальная часть россиян, мечтающая поработать в офисе Ивана Грозного опричниками. Мало-мальски зажиточные россияне, а особенно, новый истеблишмент, и еле дышащая (но еще дышащая) интеллигенция туда не хотят. Однако другого пути вождь не показал. От Европы «каменный плот» России оторвался, а причалить куда-нибудь к Монголии и Тибету стремно — не понятно, выдержит ли истонченная до прозрачной бледности цивилизованность россиян такое испытание.

Вот и остается брать пример с Гиркина — реконструировать умершую империю в кинематографическом и карнавальном варианте. А поскольку мир это нереальный, то интеллигенции и народному творчеству в нем высочайшим повелением дозволено изгаляться, кто как может. И народ изгаляется, да так, что искры из глаз летят.

И это не удивительно, ибо, чем больше народ ограничивают в свободе, тем бесбашеннее он эту свободу реализует в рамках дозволенного. Когда в государстве достигает апогея «параноидальное начало удушающего порядка» на арену обязательно выходит «шизоидное начало творческого беспредела» — сказал кто-то из великих. Всеобщая шизофрения позволяет людям, которым государство отказало в самореализации, найти себя в образе выдуманных героев, достичь фальшивого катарсиса в фальшивых страданиях. И это не самообман, никто себя не обманывает. Это компьютерная игра под названием «РФ — великая держава».

Если общество долгое время живет старыми формами, коды к их расшифровке теряются, писал Умберто Эко. Утрачивается сакральность, и культурные ценности становятся банальными предметами престижа или торга. Так было свое время с подделками под античность, так происходит с атрибутами Победы сегодня. Пилотки и гимнастерки на работниках автозаправочных станций — отличный маркетинговый ход. Плакаты с обнаженными красотками, увитыми колорадской ленточкой и приглашающими в ночной клуб словами: «Родина-мать зовет танцевать!» — призваны увеличить число клиентов. Заказы на детские коляски — броневики и декоративные надстройки над легковушками в виде танковых башен — доход малому бизнесу. Даже Путина пустили в дело: в России легко купить футболки, коврики, и даже лифчики с изображением венценосного.

Волнует ли это путинских идеологов? Нет, не волнует! Они крепко втемяшили себе в башку: клин клином вышибают. Вы, мол, американцы своим постмодернизмом разрушили наши скрепы, а мы своим абсурдом разрушим вашу мечту. И в этом смысле вся нынешняя идейно-культурная  российская вакханалия — всего лишь часть контркультуры, наподобие «готов» или «эмо», растаманов или ЛГБТ.

Правда, есть одно отличие: на Западе таких субкультур множество, они соревнуются и выживает сильнейший. В России, как в обществе близком к тоталитарному, культура не может не контролироваться из одного центра, даже если это субкультура.  А «народное творчество» — оно ведь способно выплеснуться в непредсказуемые формы. Народ может перейти границы, не заметив. Ведь от портретов Путина на ковриках и лифчиках до его изображений на рулонах туалетной бумаги не так уж и далеко…

Именно постмодернизм, как попытка сохранить старую форму, отказавшись от сталинского содержания, и погубил Советский Союз. Это когда здоровые дядьки лет за сорок, имеющие внуков, ходили с комсомольскими значками. Когда студентов сгоняли по разнарядке на «демонстрации трудящихся», и мы шли, но не из-за верности «делу Ленина», а чтобы  дернуть водки в кафешке у Театра Юного зрителя и пообниматься с девочками. И потом пьяными шли по Крещатику и кричали Щербицкому на трибуне: «Да здравствует кафе «Яблонька»! И Щербицкий нам улыбался. И ни мы, ни партийные функционеры уже не понимали, что «Призывы к 7 ноября» печатаются на первых страницах партийных газет именно для того, чтобы не было такой постмодернистской самодеятельности.

Развалил «совок» не Запад, развалила его отчаянная попытка Политбюро оживить труху социалистического реализма постмодерном. Когда о гражданской войне стали повествовать «Неуловимые мстители», а о Великой Отечественной — сюрреалистические «Семнадцать мгновений весны». Миф о Великой Победе в 80-х годах был повержен не Сахаровым и Солженицыным, а евреем Броневым, создавшим любимый всеми образ доброго веселого дядюшки — начальника Гестапо Мюллера.

Игра тоталитарного режима в постмодернизм всегда заканчивается проигрышем. Рано или поздно это приведет к новой перестройке и очередной перестрелке в Москве. Ну что ж, запасемся попкорном и будем ждать.

 
Популярные комментарии
Н
Наставник Ъ
19
Что это было, хохляцкий постдебилизм? Тогда они далеко впереди русского постмодернизма. Хохлы сами себя превзошли.
85371
15
Эк, как его корежит бедного. Тут главное, не забыть таких отморозков, когда спадет нынешний укроугар. В прошлый раз простили - так теперь оказалось, что жили себе не тужили просто массы эсэсовцев и бандеровцев на Украине и прибалтийских землях.