Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лондон не просто выбрал мусульманина, он выбрал надежду

© AFP 2016 / Yui Mok, poolМэр Лондона Садик Хан во время церемонии принятия присяги
Мэр Лондона Садик Хан во время церемонии принятия присяги
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Иногда наши предрассудки слишком очевидны, как это было в случае с выборами мэра Лондона 5 мая. СМИ сообщали о том, что новоизбранный Садик Хан — мусульманин. Но эти выборы могут сказать кое-что о будущем левых. Садик Хан, чей отец был водителем автобуса, сделал карьеру в социал-демократической Лейбористской партии. Его соперник Зак Голдсмит — сын мультимиллиардера.

Иногда наши предрассудки слишком очевидны, как это было в случае с выборами мэра Лондона 5 мая. Шведские СМИ сообщали в основном о том, что новоизбранный Садик Хан (Sadiq Khan) — мусульманин.

Конечно, так и есть, но если снять очки политической идентичности, то выборы могут сказать кое-что о будущем левых.

Например, о надежде. Садик Хан, чей отец был водителем автобуса, сделал карьеру в социал-демократической Лейбористской партии. Его соперник Зак Голдсмит (Zac Goldsmith) из консервативной партии Тори, напротив, сын мультимиллиардера.

В основе избирательной кампании правых лежали плохо скрываемый расизм и нападки лично на Хана. Это не новая стратегия, британские консерваторы нередко строят свои кампании на страхе, но в этот раз с жителями Лондона метод не показал себя эффективным. Обошлось без войны культур.

Хан получил 56% голосов и заручился поддержкой представителей малого бизнеса, а также простых избирателей. В Лейбористской партии его характеризуют как левоцентриста, но его кампания была в первую очередь прагматичной и открытой для всех, кто желал слушать. И позитивной.

И это сработало.

Это было очень нужно европейским левым политикам, находящимся в осаде. Надежда победила страх, вера в будущее оказалась сильнее нападок. Прогрессивное, равноправное, современное и мультикультурное начало оказалось намного более привлекательным, чем альтернатива.

Местные выборы также означали полномасштабную проверку политического проекта для лидера лейбористов Джереми Корбина (Jeremy Corbyn). 5 мая избирательные пункты открылись не только в Лондоне, но также в муниципалитетах и регионах по всей Великобритании. Джереми Корбин возглавил Лейбористскую партию в 2015 году при мощной внутрипартийной поддержке. К тому времени он был членом парламента с 1983 года, где последовательно склонял политический курс влево.

Он считает, что если лейбористы сделают крутой поворот налево, то мобилизуют большую скрытую группу избирателей, которые поддержат партию. Для партийных активистов это звучит крайне соблазнительно. На выборах в Шотландии Лейбористская партия в полном соответствии со стратегией Корбина отклонилась так далеко налево, как только могла. Но результаты выборов были наихудшими с 1910 года, так что лейбористы, которые исторически доминировали в Шотландии, теперь оказались лишь третьими в шотландском парламенте. В Уэльсе выборы также были проиграны.

В Шотландии победили местные националисты, в Уэльсе — правая популистская Партия независимости Соединенного Королевства.

Двумя исключениями стали Бристоль и Лондон. Там победили лейбористы.
Однако стратегия Садика Хана прямо противоположна левому развороту Корбина, так что обстановка между Лондоном и руководством партии накалилась.

Ситуация начинает усугубляться. Если в следующий раз стратегия Джереми Корбина опять не сработает, с лейбористами будет покончено. Единственное его оправдание в том, что, потеряв мандаты в Шотландии, Англии и Уэльсе, он все же превзошел ожидания, которые были еще меньше.

При этом партии сейчас вряд ли удастся поменять руководителя. 23 июня предстоит референдум о выходе Британии из Евросоюза. Лейбористы — один из краеугольных камней кампании за то, чтобы продолжать членство в ЕС. Партия не может позволить себе борьбу за лидерство.

А дальше увидим.

Джереми Корбин и Садик Хан во многом символизируют выбор пути европейских левых партий. Речь не идет ни о религии, ни о политике.

Если можно победить в крупнейшем городе ЕС после восьми лет консервативного правления, то это не исключено и в других регионах.

Комментарии читателей


«Идею свернуть налево, чтобы получить голоса скрытой армии избирателей, высказывают и многие радикально настроенные шведские социалисты. Непонятно, о чем они думают. Откуда возьмутся эти избиратели? За кого они сейчас голосуют? Или они лежат и ждут, когда появится ортодоксальная альтернатива? Правда скорее в том, что каждый новоприобретенный левый избиратель стоит двух старых правых. Сейчас мало кто верит в небылицы левых экстремистов».

«Резюмируя статью Андерса, с левыми будет покончено, если они станут еще левее, а если вернутся к центру, то их поддержка вырастет. Если лейбористы хотят получить шансы на выживание, то им следует избавиться от полукоммуниста Корбина. Пока Корбин остается главой партии, она определенно в проигрыше.

Но с Ханом если кто и в проигрыше, то это жители Лондона. Как социалист Хан обещал заморозить цены на проезд в общественном транспорте на четыре года. По оценкам, это обойдется ему в 1,9 миллиона фунтов. Социалисты легко тратят чужие деньги. И, как обычно, это будет работать, только пока деньги не закончатся».

«Хан будет еще большим фиаско, чем ныне исключенный антисемит Кен Ливингстон (Ken Livingstone). У лейбористов большие проблемы с давлением на мусульман, а десяток членов партии были отстранены или исключены за антисемитизм. Хан много наобещал, но не сможет все выполнить, особенно когда на подходе новый финансовый кризис».

«Опять эта дурацкая болтовня о религии. Если политик не позволяет религии влиять на свои суждения и поступки, никого не интересует, какой он веры. Значение религии в обществе примерно как у местного футбольного клуба. Любая религия — это хобби, которым занимаются в свободное время. По этой причине шведское государство отделено от церкви. Религиозные партии, такие как Христианские демократы или мусульманские партии, весьма сомнительны с точки зрения демократии. Можно верить в бога и быть избранным, но нельзя быть избранным по причине своей веры.

Религии хотят особое место в обществе, некоторые даже больше, чем другие. Но у всех есть политические цели, все пытаются поменять общественный уклад. Их не устраивают политические правила игры, но они хотят политической власти, чтобы вводить изменения. Мы должны проявлять уважение к вере, но не возводить ее в ранг обычая, когда женщины и мужчины разводятся по религиозным соображениям и так далее. Конечно, у христиан есть свои требования, например, запреты на аборты и отказы проводить аборты. А теперь представьте, что местная футбольная ассоциация, клуб бильярдистов или общество любителей пива тоже захотят политической власти. Требуем, чтобы все выпивали шесть-семь кружек пива в день, принудительно играли в футбол не менее часа и пять раз в день отрывались от работы, чтобы помолиться богу бильярда Ронни О’Салливану. Религии никогда нельзя позволять влиять на общество.

Свобода веры абсолютна. Можете верить, во что хотите, но только в свободное от работы время. Свобода вероисповедания также означает, что атеисты имеют право не подвергаться воздействию религий. Это еще важнее, чем право исполнять свои религиозные обряды. Мне не надо демонстрировать какое-то особое уважение к религиям. Они значат не больше, чем футбольный клуб „Нерд“. Религиозные обряды следует проводить там и тогда, когда это уместно, и где мне не придется в этом участвовать».