Представленный 13 мая единственный российский фильм официальной программы Каннского фестиваля рисует безапелляционную картину путинской эпохи глазами школьника, который находит самовыражение лишь в Священном писании.
В знаменитой сцене из последнего фильма Андрея Звягинцева «Левиафан» группа друзей развлекалась стрельбой по портретам лидеров советской и постсоветской России во время пикника на берегу озера. Не хватает самого нового, отметил один из персонажей… Все уловили намек на Владимира Путина, который стал редкой шуткой на мрачном полотне жадности и коррупции элиты, узурпации правосудия сильным.
Хлесткий портрет
Этот портрет нынешнего главы государства просматривается и в «(М)ученике» Кирилла Серебренникова, единственном российском фильме официального
47-летний режиссер подводит этим фильмом итог ужасной ситуации в современной России: презрение к слабым, одержимость успехом и внешностью, гомофобия, антисемитизм, восстановление влиятельной и богатой церкви, которая выступает пособницей власти… Жесткий посыл, хлесткая постановка, грохочущая музыка и умное наполнение в виде нескончаемого потока диалогов.
Безумный мистицизм
Главный герой — 16 или 17-летний подросток Веня, который беспокоит мать и учителей. Он держится особняком, носит черное, отказывается ходить на уроки плавания, где мальчики играют мышцами, а девочки встают в откровенные позы. Веня читает только Священное писание, говорит лишь стихами из Библии и сулит адские муки всем окружающим, в том числе разведенной матери. Он убрал из своей комнаты всю мебель, сорвал обои и заколотил окно. Заходить к нему он разрешает только одному хрупкому на вид мальчишке, которого он хочет убедить последовать его примеру.
Состоящий при школе священник пытается сдержать его безумный мистицизм, но сам попадает в число грешников: как церковь может говорить о Боге и в то же время владеть такими богатствами и землями? Его провокации, особенно на уроках биологии и полового воспитания, становятся ударом по репутации директора, которая готовая на любые компромиссы ради мира. В том числе на уроки креационизма наравне с наукой.
Адская машина
«(М)ученик» несет в себе чрезвычайно богатый посыл, который выходит за границы причуд сбившегося с пути общества и охватывает все явления, которые могут вызывать к жизни чудища диктатуры и фундаментализма.
Кроме того, он иллюстрирует (на реакции учителей биологии и психологии, которые пытаются обыграть Веню в его собственной игре) механизмы адской машины, позволяющей каждому интерпретировать религиозный текст так, чтобы оправдать свои поступки (это особенно актуально на фоне последних событий).
Голос разума почти не слышно, потому что противоборствующие стороны стараются его заглушить. Не случайно, что после такого накала безумия фильм завершается отчаянным призывом к борьбе.