Сегодня он не верит, что страна сможет реинтегрировать Крым и Донбасс — они слишком убыточны. «Думаю, Украине стоит сосредоточиться на том, чтобы с успехом развивать оставшиеся 90% территории страны», говорит он.
Радослав Сикорский прибыл в Стокгольм, чтобы принять участие в семинаре вместе с Карлом Бильдтом (Carl Bildt). Его нынешний статус можно, вероятно, сравнить со статусом бывшего лидера Умеренной коалиционной партии. Прежде Сикорский был министром обороны и иностранных дел в польском правительстве, сегодня он востребованный эксперт, хотя и покинул политику.
«Украина потеряла часть своей территории — Крым и Донбасс. Но обе эти провинции были экономически убыточными. В Крыму живет много пенсионеров, на Донбассе промышленность в упадке».
— Украине следует отказаться от Крыма и Донбасса?
— Не думаю, что Россия вернет Крым, пока президент Путин остается у власти. Что касается Донбасса, то Россия пойдет на переговоры, только если осознает, что этот регион — тяжкое бремя, и для Украины стало облегчением от него избавиться.
— То есть, потеря Донбасса — облегчение для Украины?
— Естественно, для любой страны болезненна потеря части территории, но, боюсь, если Донбасс по мановению волшебной палочки завтра вернется в состав Украины, то его реинтеграция и восстановление станут непосильной задачей. Положение Украины нестабильно.
Позиции украинской войны заблокированы, но политическая буря все еще бушует. В апреле после шквала критики ушел в отставку премьер-министр Арсений Яценюк. Но Сикорский все же хвалит Яценюка за его реформы в энергетическом секторе. Отказаться от газовых субсидий и ввести рыночные цены было весьма непопулярным, однако необходимым решением, считает Сикорский. Теперь он надеется, что новый премьер-министр Владимир Гройсман добьется больших успехов в борьбе с коррупцией в стране.
«Эта задача не менее важна, чем защита границ от российского сепаратизма», — заявляет Сикорский, который сам выступает в роли советника президента Петра Порошенко.
— Каковы ваши советы президенту?
— С коррупцией надо бороться сверху вниз. Люди из высшего слоя общества должны показать, что их финансы в порядке, что они открыты для проверок и представляют собой пример для подражания.
— Недавно из Панамских документов стало известно, что президент скрывал доходы на Британских Виргинских островах. Как это может отразиться на его легитимности?
— Как я понимаю, президент утверждает, что воспользовался законными инструментами для создания фонда для своих личных доходов. Ожидаю заявления этого фонда.
Когда Сикорский в 2003-2007 годах был министром иностранных дел, Польшу постоянно приводили в пример того, как прежнее коммунистическое государство Восточной Европы может стать успешной страной ЕС. Сейчас, когда у руля стоит партия «Право и справедливость», власть перешла к националистам и евроскептикам. Но Сикорский «из принципа» не комментирует внутреннюю политику.
Зато он охотно рассуждает об европейской интеграции. «Брексит» — тема семинара, на котором он выступит чуть позже.
«Уже известно, что президент Путин — за Brexit, а Обама — против. Выбирайте сами, кому больше верите», — риторически замечает Сикорский.
Он хочет сказать, что ни политики, ни СМИ в Великобритании не сумели объяснить, что такое ЕС.
«Возьмем, к примеру, директивы. Если читать британские СМИ, то можно подумать, что это нечто диктуемое Европейской комиссией. Они не объясняют, что речь о совместном решении стран Евросоюза, которое все одобрили».
По мнению Сикорского, политики должны перестать обвинять Европу в собственных ошибках, иначе союз рухнет. Но он говорит, что видел, как некоторые британские евроскептики меняли мнение, проведя пару лет в коридорах Брюсселя.
«Я видел ряд британских министров, которые прибывали в Брюссель, придерживаясь крайне евроскептических взглядов. Но потом они оглядывались вокруг, и я рад, что сейчас некоторые из них пишут статьи для британских газет, в которых приводят аргументы против Brexit.
Лекарством против евроскептицизма Радослав Сикорский считает политизацию институтов ЕС. Он мечтает, чтобы часть кандидатов в Европейский парламент представляли не свои страны, а всю Европу.
«Комиссия тоже должна начать говорить от лица Европы. Это не учреждение, а политический орган. Председателя должны выбирать граждане европейских стран».