Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Страны G7 должны усилить взаимодействие на российско-китайском направлении

Директор Международного института стратегических исследований Хитоси Танака — о грядущем саммите в Исэсима

© REUTERS / Thomas PeterПовышенные меры безопасности накануне саммита G7 в Исэсима
Повышенные меры безопасности накануне саммита G7 в Исэсима
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Большой семерке» необходимо пересмотреть свой подход к таким важнейшим проблемам, как Китай, Россия и КНДР. Президент Путин считает, что постсоветский мировой порядок складывался не в пользу России, и Украина показалась ему последней каплей. Россия не хочет уступать НАТО и продолжает наращивать военные расходы. На Ближнем Востоке она пытается заполнить пробелы, оставленные США.

В ближайшее время в Исэсима пройдет саммит стран G7. Какие мысли должны стать ключевыми на этом саммите? На форуме в Уильямсберге в 1983 году развитые демократические страны Запада продемонстрировали сплоченность в условиях холодной войны, подчеркнув ту роль, которую играет безопасность для Запада. После окончания холодной войны группа превратилась в G8. Страны поставили перед собой задачу вовлечь Россию в западный мир.

При этом ВВП стран G7 упал ниже 50%. Саммит стран G20, на которые приходится 80% мирового ВВП, стали считать более важным форумом.

Однако очевидно, что у G20 есть свой предел. Странам G7 было сравнительно просто принимать решения, поскольку они разделяли демократические ценности, в то время как в группу G20 входят как развитые, так и развивающиеся страны, в связи с чем им сложнее приходить к осмысленным соглашениям. В 2014 году, когда Россию исключили из G8 после аннексии Крыма, форум вновь превратился в «большую семерку». В связи с этим важнейшая задача встречи в Исэсима заключается в том, чтобы G7, основываясь на демократических ценностях, вновь стала мировым лидером общественного мнения и смогла укрепить свое влияние.

Также важно осознать изменения, произошедшие в международной политической и экономической структуре. В частности, на лидерство США упала тень. Такие задачи периода холодной войны, как «сплоченность Запада» и «борьба с терроризмом», которые определяли США, объединяли страны G7. Тем не менее сейчас мощь США снизилась в результате усиления быстроразвивающихся стран.

Поражают итоги первичных президентских выборов в США. Эксперты опасаются, что вовлеченность США в мировые проблемы может снизиться. Кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп (Donald Trump) исповедует принцип «Америка прежде всего», демонстрируя приверженность только собственным интересам.

Администрация Обамы относилась к применению собственной военной силы осмотрительно. Кто бы ни был избран президентом США, сложно представить, что Вашингтон начнет проявлять свои лидерские качества, в том числе и в военной сфере. Союзническим странам придется взять на себя часть ответственности и забот.

Европейским странам необходимо в срочном порядке решить миграционную проблему. Если 23 июня Великобритания решить выйти из ЕС, пошатнутся позиции не только Великобритании, но и самого Союза, который даже может оказаться на грани распада. Возможно, ЕС больше не сможет активно участвовать в решении международных проблем.

Не хотелось бы, чтобы США и ЕС сосредоточились только на своих внутренних проблемах. Необходимо позаботиться о том, чтобы это не воспринималось как вмешательство во внутренние дела, однако главы стран G7 должны направить миру мощное послание: отказ от интровертной политики за счет разделения ответственности и обязанностей, а также стремление к интернационализму. Совершенно естественно, если группа G7, лидировавшая в вопросе международного контроля, продемонстрирует всему миру подобную решимость.

В центре внимания встречи в Исэсима будет находиться макроэкономическая политика, включая проблему налогово-бюджетного стимулирования. Одновременно «большой семерке» необходимо преодолеть разногласия в сфере обеспечения безопасности и пересмотреть свой подход к таким важнейшим проблемам, как Китай, Россия и КНДР.

Стратегия Китая состоит в том, чтобы создать свой собственный, новый мировой порядок. КНР в одностороннем порядке укрепляет свои позиции в Южно-Китайском море, проверяя США на прочность. Что касается Юго-Восточной Азии и Европы, то Пекин действует под флагом «одного пояса, одного пути», исповедуя мягкий подход и пользуясь богатыми валютными запасами, а также обширными рынками. Он старается усилить коммерческую взаимозависимость.

Европейские страны уже присоединились к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций (AIIB); развитие экономических связей поражает: достигнуты крупные соглашения в сфере экономического сотрудничества. В этом вопросе США и Япония, с одной стороны и европейские страны с другой придерживаются разных позиций.


Крайне желательно, чтобы странам G7 удалось сформировать единую политику в отношении Китая. Они должны выступить против односторонних действий и коснуться вопросов морской безопасности. Кроме того, европейским странам необходимо проявить понимание в отношении стратегических отношений с Китаем, которые учитывают Япония и США.

В частности, не стоит усиливать конфронтацию в Южно-Китайском море, однако важно предпринять точные и весомые шаги в отношении действий Китая. В этом месяце Международный арбитражный суд должен вынести решение по обращению Филиппин, которое основано на морском праве. Желательно, чтобы в случае необходимости страны G7 поддержали Филиппины.

При этом «большая семерка» серьезно зависит от китайской экономики. Группа заинтересована в ее росте. Китай понизил планку для пятилетки, которая стартовала в 2016 году: он переориентировался на рост в 6,5%. Возможно, ему не удастся прийти даже к этому показателю, если он не проведет всеобъемлющие структурные реформы в отношении госкорпораций.

Структурные реформы для стратегии развития необходимы не только G7, но и G20. В ходе саммита в Исэсима «большая семерка» должна продемонстрировать стремление к подобным реформам. Надеюсь на то, что это будет способствовать обсуждению этого вопроса на форуме G20, который пройдет в сентябре в китайском Гуанчжоу.

G7 также не отличается монолитностью подхода к отношениям с Россией. По всей видимости, президент Путин считает, что постсоветский мировой порядок складывался не в пользу России. Украина показалась ему последней каплей. Не желая уступать НАТО, Россия наращивает военные расходы. Она принимает активное участие в таких ближневосточных проблемах, как Сирия и Иран. Россия пытается заполнить пробелы, оставленные США.

При этом она принимает непосредственное участие в формировании порядка на Востоке, активно взаимодействуя с Китаем. США и Европа обеспокоены подобной российской стратегией, однако ЕС в первую очередь необходимо урегулировать экономические проблемы и миграционный кризис, поэтому складывается впечатление, что антироссийские санкции стали обузой для европейских стран.

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ 6 мая в Сочи провел переговоры с президентом Путиным. Совершенно естественно, что Япония провела эту встречу с позиции страны, которая возглавит саммит G7. Вместе с тем, очевидно, что Токио хочет воспользоваться этим случаем для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки проблему «северных территорий». Россия, в свою очередь, стремится внести раскол в отношения Японии и Запада. Сложно представить, что Россия готова пойти на серьезный компромисс по территориальной проблеме. Пока она не дает ничего, кроме надежды на развитие переговорного процесса. Однако мне кажется, что другие страны не должны осуждать попытки Японии урегулировать этот вопрос.

При этом Япония не должна отвечать действительным улучшением отношений на несущественные компромиссы со стороны России, поскольку Запад может отнестись к этому как к недружественным шагам. Кроме того, «большой семерке» следует в очередной раз подчеркнуть, что она не позволит России предпринимать односторонние действия.

Проблема КНДР — в этом году страна впервые за 36 лет провела съезд Трудовой партии Кореи — представляет серьезную угрозу для безопасности Восточной Азии. Наибольшую опасность представляет то, что администрация Ким Чен Ына действует совершенно непредсказуемо. Международное сообщество должно быть готово к любым инцидентам. Страны G7 должны жестко реагировать на ядерные и ракетные испытания, строго выполняя санкции ООН. Они должны выразить полную поддержку США, Японии и Южной Корее, которые взаимодействуют с КНДР, вовлекая в этот процесс Китай и Россию.

В заключение нужно сказать, что существует множество задач в сфере политики и безопасности, которые страны G7 должны решать, наращивая сотрудничество и исходя из общих интересов. Что касается антитеррористических мер, то «большая семерка» должна приложить еще большие усилия к противодействию «Исламскому государству».

В отсутствие России группе G7 проще создать систему обмена конфидециальной информацией. Также развитым странам необходимо расширять сотрудничество в сфере кибербезопасности. Что касается миграционного кризиса, который так беспокоит Европу, то «большая семерка» должна сыграть ключевую роль в мирном урегулировании гражданской войны в Сирии, которая является источником этой проблемы.

Хитоси Танака родился в 1947 году. Окончил юридический факультет Киотского университета. В 2010 году возглавил Международный институт стратегических исследований.