Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым, после избрания в этой должности, совершил первый официальный визит, согласно традиции, в Азербайджан, показывая свое отношение к стратегическому значению Баку и «братским» отношения двух стран. Третьего июля во время брифинга после встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым Йылдырым заявил, что друг Азербайджана их друг, враг — и их враг. А затем, добавив, что в вопросе Нагорного Карабаха они всегда поддерживают Азербайджан, подчеркнул, что настало время остановить Армению. «Минская группа ОБСЕ то собирается, то расходится. Прошло время разговоров, пара переходить к действиям. Те, кто обычно принимают решения за одну минуту, когда дело касается Азербайджана и Турции, поступают наоборот. Когда оккупированные земли Азербайджана будут освобождены, тогда этот вопрос решится. Пришло время, чтобы мир забыл о двойных стандартах»,— подытожил Йылдырым.
Согласно военной доктрине, принятой Азербайджаном в 2010 году, Армения официально названа врагом этой страны. Заявление премьер-министра Турции о том, что враг Азербайджана также и их враг, в этом смысле можно принять как официальное объявление со стороны Турции о том, что Армения — враг Турции. Хотя, и без этого, действия Турции по отношению к Армении, связанные с продолжением блокады, отказом от установления дипломатических отношений с Ереваном, лихорадочным вооружением Азербайджана, были де-факто вражескими. Но такие публичные заявления Анкары дают официальный и, в некотором смысле, также правовой-политический статус имеющейся ситуации, со всеми вытекающими последствиями.
Примечательно, что параллельно с визитом премьер-министра Йылдырыма в Азербайджан и такого рода заявлениями, сделанными в Баку, вооруженные силы Турции и Азербайджана начали широкомасштабные военные учения с участием 1200 военнослужащих фактически недалеко от границы с Арменией, по близости города Карс. В связи с этим следует отметить два обстоятельства.
Во-вторых: в военных учениях, на чисто представительном уровне, участвует также грузинская армия. Это подтверждает, что учения не могут быть демонстрацией силы по отношению к Грузии. А само то обстоятельство, что Грузия участвует в учениях только на представительном уровне, показывает, что Тбилиси тоже рассматривает Армению в качестве мишени турецко-азербайджанских учений, и не желает иметь прямого вовлечения в этом.
В политике ничто не случайно. Проводя военные учения именно во время визита в Азербайджан премьер-министра Йылдырыма, Анкара, фактически, на практике официально объявляет Армению врагом. Это очевидная военная угроза по отношению к Армении.
Следует предполагать, что этому существенно содействовал процесс международного признания геноцида армян и, в этом контексте, принятие немецким Бундестагом известной резолюци. Об этом свидетельствует сделанное в Баку заявление Йылдырыма о том, что «принимающие решение за одну минуту, когда дело касается Азербайджана и Турции», применяют двойные стандарты. Он явно имеет ввиду Германию, которая с одной стороны стала последней и самой болезненной для Турции страной, которая приняла такую резолюцию, а с другой стороны председательствует в ОБСЕ, в рамках которой ведутся переговоры по карабахскому урегулированию. Премьер-министр Турции, фактически, связывает процесс международного признания Геноцида армян с Карабахским вопросом, преподнося это как исходящие от Армении угрозы для Азербайджана. Турция, очевидно, показывает, что чем интенсивнее становится процесс признания Геноцида, чем больше страна вязнет в болоте единоличной диктатуры Эрдогана и националистического исламизма, тем больше она воспринимает Армению как застрявшую в горле кость, которую либо нужно вынуть, либо проглотить.
Беспрецедентно жесткие заявления премьер-министра Турции и нацеленные на Армению совместные военные учения с Азербайджаном однозначно показывают, что основная угроза для Армении исходит не от Азербайджана, а от Турции. Проблема не в угрозе непосредственного проникновения на территорию Армении, хотя и новое карабахско-азербайджанское столкновение может быть переброшено на границу Нахичеваня и Армении. Предпосылки к этому намечались еще в конце апреля, когда на этом участке армяно-азербайджанской границы впоследствии перестрелки были зафиксированы человеческие потери, а Минобороны Армении подтвердило факт скопления человеческого контингента и бронетехники со стороны противника. Если нахичеванская армия вступит в военные действия, Турция может каким-либо способом использовать это, как повод для вмешательства. Возможно, в Карсе рассматривались именно такие сценарии.
До нынешнего дня Армения фактически строила доктрину своей военной безопасности, основываясь на том подходе, что основная угроза исходит со стороны Азербайджана и концентрировала свое внимание на сохранение военного равновесия в регионе именно с ним. У Армении, конечно, нет ни ресурсов, ни времени, для установления хотя бы сравнительного паритета с Турцией. Основная нагрузка нейтрализации угроз с запада возложена, как на российские пограничные силы, так и, в первую очередь, на 102-ую военную базу, дислоцированную в Гюмри и Ереване. В прошлом году к этому добавилось также создание совместной системы противовоздушной обороны. Но поведение России во время карабахско-азербайджанской апрельской войны разрушило уверенность в том, что военное присутствие России в Армении может выполнять свои договорные обязательства по обеспечению безопасности Армении. С другой стороны, российская военная база, в основном, может играть символическую роль, роль политической «смирительной рубашки». Ни военный, ни технический потенциал военной базы не смогут противодействовать и сдерживать, если перед третьей турецкой армией будет поставлена цель оккупировать Армению.
Эти обстоятельства заставляют очень быстро пересмотреть систему безопасности Армении и Арцаха (армянское самоназвание Нагорного Карабаха — прим. ред.). Армения вынуждена предпринять адекватные военные, политические и дипломатические шаги, чтобы любой ценой нейтрализовать турецкую угрозу. Уже ясно, что на данный момент проблема не в спасении НКР, а, как минимум, в гарантиях для существования в этом регионе армянской государственности и этноса. На международных площадках Армения должна четко заявить об исходящей от Турции угрозы территориальной целостности и суверенитету Армении, об угрозе физическому существованию и о своем природном праве защищать это любыми способами. Супер агрессивные заявления нового премьер-министра нового правительства Турции доказывают, что у Армении больше нет права ни на замедление, ни на концентрации внимания только на карабахско-азербайджанском направлении.