Президент Петр Порошенко 6 июня ввел в действие Стратегический оборонный бюллетень, который является документом оборонного планирования до 2020 года. В этом документе, среди прочего, поставлена задача достигнуть полной независимости военного производства от поставок оборудования, комплектующих и материалов из Российской Федерации. Между тем, по данным Стокгольмского международного института исследования мира (SIPRI), в 2015 году, несмотря на эмбарго, наложенное в связи с участием России в войне на Донбассе, Украина продолжила экспорт товаров военного назначения в РФ. Его объемы достигли 72 миллионов долларов (общий показатель украинского экспорта, по информации SIPRI, в прошлом году составил 323 миллиона). Возможно ли в таких условиях полностью отказаться от военно-технического сотрудничества с Россией, «Апострофу» рассказал директор информационно-консалтинговой компании Defence Express Сергей Згурец.
До начала войны около 20% украинской продукции направлялось в РФ для установки на российскую военную технику либо для реализации контрактов, заключенных Россией в интересах третьих стран. К примеру, это касалось изделий николаевского предприятия «Заря — Машпроект»: украинская сторона поставляла газовые турбины, а российская ставила их на корабли, которые она строила для Индии. Планы запорожского предприятия «Мотор-Сич», выпускающего авиационные двигатели, также учитывали российские потребности.
Сейчас ситуация другая. И «Заря-Машпроект», и «Мотор-Сич» имеют ограничения на поставку продукции в Россию. По их мнению, это не совсем правильно с экономической точки зрения, но политика у нас сейчас стоит выше экономики. Поэтому те показатели, которые отразил SIPRI, базировались на завершении старых контрактов с РФ. В настоящее время вопрос сотрудничества с Россией в среднесрочной перспективе закрыт, и новых поставок в эту страну в ближайшее время не будет.
Возникает проблема импортозамещения, то есть отказа от российских услуг. Этим вопросом занимается «Укроборонпром». В качестве одной из «болевых точек» можно назвать, как это ни странно, ходовые части для БТР-80 или двигатели для БМП. Они замыкались на российские поставки, которые мы использовали для ремонта техники, выполняя определенные экспортные контракты. Сейчас это невозможно, а после двух лет войны украинские запасы запчастей к советской боевой технике полностью исчерпаны. Значит по ряду направлений нужно искать возможности для новой кооперации. Эта кооперация может опираться на бывшие страны Варшавского договора — Польшу, Чехию, Словению, Словакию, Румынию. Это тот ближний круг, который позволяет закрыть ряд остродефицитных элементов.
При этом, когда мы говорим о новой технике, то вспоминаем о том, что у нас нет качественной брони, надежной ходовой части, раздаточных коробок, и т.д. Все это нужно делать у себя, но вопрос упирается в технологии, материалы и деньги, которых сейчас не хватает. Можно договариваться о кооперации с восточноевропейскими партнерами. Но и здесь тоже нужны деньги, а на помощь супердержав нам рассчитывать не приходится.
Реально ли добиться полного импортозамещения? Ограничение российских поставок требует более активной работы как со стороны «Укроборонпрома», так и со стороны всех органов власти. Потому что по ряду направлений прогресса нет. И вот это отсутствие прогресса требует от президента проявления куда большей политической воли, чем это было до сих пор. Потому что когда на полигоне в Девичках Петр Порошенко заявляет, что после двух лет войны у нас по-прежнему не хватает беспилотников, тепловизоров и систем управления огнем — значит, это должно быть напрямую связано с поиском ответственных за эти просчеты. Должны быть люди, которые ответят за то, почему за два года войны этих средств в распоряжении армии по-прежнему нет.
Сергей Згурец — директор информационно-консалтинговой компании Defence Express.